Первый русский релокант плохо закончил
На модерации
Отложенный
Глядя на недавно уехавших из России, постоянно ощущаешь, что это всё уже было. И не просто было, а повторяется в деталях. Нужно просто не только заглядывать в писания Быкова или Латыниной, например, но и обратиться почти на два века назад. Знакомьтесь: Владимир Сергеевич Печерин (1807–1885), первый русский релокант.
Некоторые читатели могут возразить: а как же князь Курбский? В его время феодал еще имел право, хоть и оспариваемое, на смену суверена, так что при кажущейся похожести – он не из того ряда.
Век спустя, когда этого права уже не было, бежал в Швецию дьяк посольского приказа Григорий Котошихин. Но этот персонаж, хотя и может считаться первым невозвращенцем – перебежчик с государевой службы, который вполне вписывается в тот ряд изменников, где находятся генерал Власов, дипломат Шевченко и летчик Беленко. Нас же интересуют люди творческие, не отягощенные чинами и допусками к гостайнам.
Часто вспоминают в этой связи Герцена и Огарёва, но они, хотя и входят в первую пятерку профессиональных невозвращенцев-русофобов, но всё же их опередили. И о них – ниже.
Как видим, наш герой на два года моложе Гоголя и родился в селе Дымерка Киевской губернии. Семья его принадлежала к дворянскому сословию. И тут бы сказать о малороссийских корнях и «жгучей любви к Украине», но нигде – ни в творчестве этого автора, ни в воспоминаниях о нем – ничего подобного не найдено. Нет и никакого тяготения к польским делам, как у окрестных помещиков и одноклассников. Впрочем, до поры до времени, как оказалось.
Наш герой в иные времена стал бы благодарным клиентом психоаналитиков: властный отец унижал мать и был образцовым крепостником.
Гувернер Вильгельм Кесснер увлек его идеями Руссо и оставил на всю жизнь в этой голове убеждение, что мальчик Володя живет на краю света в дикой стране, где вокруг рабство и унижение. «Одним моим утешением был географический атлас, – припоминал он в зрелые годы впечатления далекой юности. – Бывало, по целым часам сижу в безмолвном созерцании над картою Европы. Вот Франция, Бельгия, Швейцария, Англия!.. Сердце на крыльях пламенного желания летело в эти блаженные страны».
С таким настроением Володя попадает в Петербург, учится на историко-филологическом факультете университета и показывает недюжинные успехи в изучении древних языков. Настолько недюжинные, что сам Сергей Семенович Уваров отправляет его в Берлин для приготовления к профессорскому званию.
Своей учебой в российской столице сам Печерин сильно разочарован, а Пруссией и Европой в целом – восхищен. «Вопрос один: быть или не быть? Как жить в такой стране, где все твои силы душевные будут навеки скованы – что я говорю, скованы! – нет: безжалостно задушены – жить в такой земле не есть ли самоубийство? Мое отечество там, где живет моя вера!» – пишет он в 1834 году из Берлина в одном из писем. В следующем письме добавляет: «Я надеюсь, что Бог, в бесконечном милосердии своем, не даст мне скоро увидеть бесплодных полей моей безнадежной родины». А тут еще после польского восстания вовсю пошла русофобия. «Русских везде в Германии, не исключая и Берлина, ненавидят… Одна дама пришла в страшное раздражение, когда наш бедный студент как-то вздумал защищать своих соотечественников. «Это враги свободы, – кричала она, – это гнусные рабы!» – заметил один из его товарищей по подготовке к профессорству.
Тогда же из-под пера Печерина вышли такие строки:
Как сладостно – отчизну ненавидеть
И жадно ждать ее уничтоженья!
И в разрушении отчизны видеть
Всемирную денницу возрожденья!
(Я этим набожных господ обидеть
Не думал: всяк свое имеет мненье.
Любить? – любить умеет всякий нищий,
А ненависть – сердец могучих пища!)
В середине 1835 года Печерин вернулся в Россию с неодолимым желанием бежать из нее при первой возможности. Встретившийся с ним в Петербурге старый университетский товарищ записал в своем дневнике о группе возвратившихся молодых профессоров: «Они отвыкли от России и тяготятся мыслью, что должны навсегда прозябать в этом царстве крепостного рабства. Особенно мрачен Печерин».
И молодой профессор сбежал. Он так описывал свое решение: «Ты думаешь, что я оставил Россию так просто, очертя голову, без всякого плана? Ты ошибаешься. Все было обдумано, взвешено и рассчитано до последней копейки...
По трем причинам мне невозможно было оставаться в России:
1-я. Религия. Идти говеть по указу и причащаться св. тайн без веры и с кощунством? До этого я не мог унизиться: мне это казалось первою подлостью и началом всех прочих подлостей. На первый год оно сошло бы с рук; но впоследствии мое отсутствие было бы замечено, и я был бы принужден подчиниться этому обряду.
2-я. Профессорство. Профессорство в России невозможно, и я, правду сказать, никакого к нему призвания не имел. Может быть, в Петербурге я мог бы ужиться как-нибудь; но разгульная Москва с ее вечными обедами, пирушками, вечеринками и беспрестанною болтовней, вовсе не шла к тому строгому и грустному настроению, с каким я возвращался из-за границы. Одна московская дама, с обыкновенною женскою проницательностью, заметила обо мне: «У него тоска по загранице».
3-я. Литература… Я очень хорошо понимал, что в тогдашней России, где невозможно было ни говорить, ни писать, ни мыслить, где даже высшего разряда умы чахли и неминуемо гибли под нестерпимым гнетом, – в тогдашней России, с моей долею способностей, я далеко бы не ушел. Я скоро бы исписался и сделался бы мелким пошленьким писателем со всеми его низкими слабостями – а на это я никак согласиться не мог…
Усесться на профессорской кафедре, завестись хозяйством, жениться, быть коллежским советником и носить Анну на шее – все это казалось мне в высшей степени комическим. Как Ленский в «Онегине», я тоже носил бы стеганый халат, и пр. и пр. и пр.
Но от этого именно позора я бежал за тридевять земель, в тридесятое царство. Да и как еще бежал! Словно погоня была за мною; некогда было духу перевести».
Все, кто его знал, очень хотели его возвращения – и министр Уваров, и попечитель граф Строганов, но Печерин был неумолим. Он не просто не едет в Россию, но принимает католичество и постригается в монахи одного из самых строгих орденов – редемптористов.
А ведь в России до своего отъезда на Запад он уже был профессором, регулярно печатался в журнале «Сын Отечества» и при покровительстве министра Уварова мог бы дослужиться до чина действительного статского советника, как минимум. Пока он служит в отдаленных монастырях и ненавидит родину, его товарищ по Берлину хирург Пирогов становится мировой знаменитостью, совершает подвиги при обороне Севастополя, лечит Бисмарка и Гарибальди. А что же Печерин? В том же 1855 году, когда профессор Пирогов выхаживает больных на Малаховом кургане, он демонстративно сжигает в Дублине протестантский текст Библии.
Комментарии
Он был просто болен и не излечимо. Паранойя не лечится.
Одна строчка говорит об этом :
"Любить? – любить умеет всякий нищий,
А ненависть – сердец могучих пища! "
Плохо закончил в 78 лет? А учитывая тогдашний средний возраст, это эквивалентно современным 100, видимо? Желаю всем так "плохо" закончить...
slavaor2010, Если бы этот деятель жил лет на 50 позже, наверняка стал бы видным революционерам. Они все в Европах тёрлись...
slavaor2010, в 78 лет и начать-то не каждый сможет, а уж кончить...