СССР хотел, чтобы его жители гордились тем, что они самая читающая страна, но читать то, что интересно этим самым жителям, не давал
На модерации
Отложенный
Все мы, даже те, кто родился, когда СССР уже и в помине не было, слышали эту фразу, про самую читающую страну. Но так ли это на самом деле? Или это очередная уловка пропагандистов, чтобы дать людям очередной повод для гордости на ровном месте и отвлечь от реальных проблем?
Не возьмусь говорить за весь советский период. Рассмотрим поздний СССР – первую половину восьмидесятых. До всех новых веяний и перестроек. Не будем делать утверждений из серии "читали или не читали". Давайте посмотрим, а было ли что читать.
Что можно было читать в Советском Союзе?
Да, книги стояли в шкафах очень во многих домах. В том числе у людей рабочих специальностей. Это было престижно. И шкафы наполняли литературой. Но покупать и читать книги это разные вещи.
Книжный дефицит.
Да и купить хорошую литературу в СССР было очень проблематично. Был книжный дефицит. Хорошие книги выпускались маленькими тиражами и расходились из под полы своим да нашим, да перекупщикам-спекулянтам, которые торговали ими потом на книжных барахолках, увеличивая цену в 10 раз. Средняя стоимость хорошей книги на барахолке была 10-15 рублей. Сомневаюсь, что советские граждане массово покупали литературу по таким ценам.
Книжные магазины.
Книжные магазины были забиты трешем – изданиями Ленина и творениями писателей, восхвалявших советскую действительность. Как советских, так и зарубежных. Фадеев, Серафимович, Панферов, Федин и прочие представители соцреализма издавались широко и заполняли собой стеллажи книжных магазинов, не оставляя место нормальной литературе.
Подписные издания.
Классику купить было можно. В «Подписных изданиях» оформляли дефицитные подписки на собрания сочинений.
В основном "по блату". И если вам удавалось каким-то чудом получить такую подписку, то «в нагрузку» (был такой термин в советской торговле) вы обязаны были приобрести какой-нибудь шлак типа писателей из братских республик, воспевающих коммунизм или что-то в этом роде.
Библиотека мировой литературы.
Большой удачей была подписка на двухсоттомную библиотеку мировой литературы. Узнаваемые суперобложки бросались в глаза в квартирах редких счастливчиков. Надо ли говорить, что из 200 томов в лучшем случае половина представляла какой-то интерес вдумчивому читателю. Остальное составляли поэзия народов Африки, те же писатели-коммунисты со всех уголков мира, где завелась эта зараза и т.д. Но даже если выкинуть все лишнее – отличных произведений в серии было достаточно.
Макулатурная серия.
Мало-мальски интересные книги выходили в так называемых «макулатурных сериях». Надо было сдать в специальный пункт 20 килограмм макулатуры, чтобы получить специальный талон, по которому в книжном магазине вы могли приобрести заветные издания Александра Дюма, Рафаэля Саббатини, Жоржа Сименона, Эмиля Золя, Теодора Драйзера, Сомерсета Моэма и т.д. Но список макулатурной серии тоже был весьма ограничен. И в каждый конкретный момент на выбор было всего две-три книги.
То есть советское государство хотело, чтобы его жители гордились тем, что они самая читающая страна, но читать то, что интересно этим самым жителям страна не давала, создавая читающим массу неудобств.
Комментарии
Мы Верна читали потому какиэто было единственная возможность путешествовать....((
Владимир Потапов, штобы путешествовать у нас был Сенкевич (который Юрий) и "Международная панорама". ))
Владимир Потапов, не единственная - журнал "Вокруг света" тоже был вполне доступен.
Граф Монте-Кристо - любимейшая книга с детства, есть у меня в двух томах, второй вообще как после Армагеддона. так как перечитывался гораздо чаще)
not alone, у меня большая библиотека прочитанного по раза четыре- но далеко не факт что читали все
nutau, и у меня такие книги есть, некоторые как антидепрессанты идут - поэтому тоже читаны-перечитаны))
А я был постоянным ходоком в Областную детскую библиотеку. И ,смех сказать,там такие редкостные книжонки хранились - ещё дореволюционные !
Какая неудачная предвыборная попытка кощуна..
Да полно было всяких книг.В библиотеке любое издание можно было взять.Отечественных и зарубежных классиков,приключенческую и фантастическую литературу.Детской было завались.У нас в посёлке одна из двух библиотек была собранием чисто академических изданий.