12 худших идей, которые религия обрушила на мир

На модерации Отложенный

Без некоторых технологических инноваций человечества нам было бы лучше: на ум приходят средневековая дыба, атомная бомба и порошкообразные свинцовые зелья. Религии склонны изобретать идеи или концепции, а не технологии, но, как и любое другое творческое человеческое предприятие, они производят наряду с хорошими и действительно плохие идеи.

Ранее я выделил некоторые из лучших моральных и духовных концепций человечества , наше общее моральное ядро. Здесь, напротив, одни из худших. Эти двенадцать сомнительных концепций способствуют конфликтам, жестокости, страданиям и смерти, а не любви и миру. Перефразируя Кристофера Хитченса, они должны быть выброшены на свалку истории, как только мы сможем их туда доставить.

1. Избранные люди


Термин «Избранный народ» обычно относится к еврейской Библии и уродливой идее о том, что Бог дал определенным племенам Землю Обетованную (хотя она уже занята другими людьми). Но на самом деле многие секты поддерживают ту или иную версию этой концепции. Новый Завет называет христиан избранными. Кальвинисты говорят об «избранниках Божиих», полагая, что они сами являются избранными еще до начала времен. 

Свидетели Иеговы верят, что 144 000 душ получат особое место в загробной жизни. Во многих культурах считалось, что некоторые привилегированные и могущественные родословные произошли непосредственно от богов (в отличие от всех остальных).

Религиозные секты по своей сути являются племенными и вызывающими разногласия, поскольку они конкурируют, выдвигая взаимоисключающие истины и обещая благословения или награды в загробной жизни, которые не может предложить ни одна конкурирующая секта. «Символы банды», такие как особые стрижки, одежда, сигналы руками и жаргон, отличают инсайдеров от аутсайдеров и тонко (или не очень тонко) сообщают обоим, что инсайдеры по своей сути превосходят.


2. Еретики

Еретики, кафиры или неверные (если использовать средневековый католический термин ) — это не просто чужаки, они морально подозрительны и часто считаются не вполне человечными. Согласно Торе, рабы из числа инородцев, не заслуживают такой же защиты, как рабы-евреи. Те, кто не верят в бога, развращены и совершают отвратительные дела. «Нет [среди них] делающего добро», — говорит псалмопевец.

Ислам учит концепции «зиммитуда» и предусматривает специальные правила для подчинения религиозных меньшинств, при этом к монотеистам относятся лучше, чем к многобожникам. Христианство смешивает понятия неверующего и злодея. В конечном счете, язычники — это угроза, которую необходимо нейтрализовать путем обращения, завоевания, изоляции, господства или — в худшем случае — массовых убийств.


3. Священная война

Если война может быть священной, то подойдет все. Средневековая Римско-католическая церковь провела двадцатилетнюю кампанию истребления еретиков-христиан-катаров на юге Франции, обещая свои земли и имущество настоящим христианам, подписавшимся в качестве крестоносцев. В целом же христианство убило 50 миллионов человек. 

Мусульмане-сунниты и шииты истребляли друг друга на протяжении веков. 

Еврейские писания повествуют о битве за битвой, в которой их Бог войны, Яхве, помогает им не только победить, но и истребить другие культуры, населяющие их «Землю обетованную». 

Как и в более поздних священных войнах, таких как современный подъем ИГИЛ, божественная санкция позволяла им убивать стариков и детей, сжигать сады и брать девственных женщин в качестве сексуальных рабынь – и все это при сохранении чувства морального превосходства.


4. Богохульство

Богохульство – это представление о том, что некоторые идеи неприкосновенны, запрещены для критики, сатиры, дебатов или даже вопросов. Критика этих идей по определению является грехом, и именно эту эмоцию – возмущение – вызывает у верующих богохульство. Библия предписывает смерть богохульникам; в Коране этого нет , но смерть богохульникам стала частью шариата в средние века.

Идея о том, что богохульство необходимо предотвратить или отомстить, на протяжении веков стала причиной миллионов убийств и бесчисленного множества других ужасов. Пока я пишу, блоггер Раиф Бадави ждет порки в Саудовской Аравии — 1000 ударов плетью партиями по 50 — в то время как его жена и дети умоляют из Канады международное сообщество сделать что-нибудь.

5. Прославление страдания

Представьте себе тайные общества монахов, бьющих себя по спине. Образ, который приходит на ум, вероятно, взят из романа Дэна Брауна «Код да Винчи», но эту идею придумал не он. 

Основная предпосылка христианства заключается в том, что праведные пытки — если они достаточно интенсивные и длительные — могут каким-то образом исправить ущерб, нанесенный злым, греховным поведением. Миллионы распятий разбросаны по миру как свидетельство этой веры. 

Мусульмане-шииты бьют себя плетками и цепями во время Аашуры, формы священных страданий, называемых Матам, в память о смерти мученика Хусейна. Самоотречение в форме аскетизма и поста является частью как восточной, так и западной религии не только потому, что лишения вызывают измененные состояния, но и потому, что люди верят, что страдания каким-то образом приближают нас к божественности.

Наши предки жили в мире, где боль приходила непрошено, и у людей было очень мало сил ее контролировать. Аспирин или грелка были бы чудом для авторов Библии, Корана или Гиты. 

Столкнувшись с неконтролируемыми страданиями, лучший совет, который могла дать религия, — это прислушаться к ним или придать им смысл. Проблема, конечно, в том, что прославление страдания – превращение его в духовное благо – сделало людей более склонными причинять его не только себе и своим врагам, но и тем, кто беспомощен, включая больных или умирающих (как в случае с Матерью Терезой и епископами ) и детей (как в движении Патриархата, избивающего детей ).


6. Калечащие операции на половых органах

Первобытные люди использовали шрамирование и другие модификации тела для определения принадлежности к племени на протяжении всей истории. Но калечащие операции на половых органах давали нашим предкам несколько дополнительных преимуществ — если вы хотите их так называть. 

Обрезание младенцев в иудаизме служит признаком принадлежности к племени, но обрезание также служит проверкой приверженности взрослых новообращенных. В одной библейской истории вождь соглашается обратить свой народ в жидовскую веру и подвергнуть его этой процедуре в знак приверженности мирному договору. (Пока мужчины болели после операции, израильтяне перебили весь город.)

В исламе болезненное мужское обрезание служит обрядом посвящения в мужественность. Напротив, в некоторых мусульманских культурах отрезание или сжигание женского клитора и половых губ ритуально устанавливает подчинение женщины за счет уменьшения сексуального возбуждения и свободы воли. 

По оценкам , ежегодно этой процедуре подвергаются 2 миллиона девочек , последствия которых включают кровотечение, инфекцию, болезненное мочеиспускание и смерть.


7. Кровавая жертва

В списке наихудших религиозных идей это единственная идея, которая, судя по всему, находится на завершающей стадии своего развития. Только индуисты ( во время праздника Гадхимаи, богини силы) и некоторые мусульмане ( во время Курбан-байрама , праздника жертвоприношения) продолжают ритуально рубить и забивать жертвенных животных в массовом масштабе.


Когда наши древние предки перерезали глотки людям и животным, вырезали им сердца или посылали дым жертвоприношений на небеса, многие считали, что они буквально кормят сверхъестественных существ. Со временем в большинстве религий обоснование изменилось: богам не столько нужна пища, сколько знаки преданности и покаяния. 

Оставшееся детское жертвоприношение в еврейской Библии ( да, оно там есть ) обычно выполняет эту функцию. Постоянный акцент христианства на искуплении кровью – представление об Иисусе как об универсальном агнце, окончательном «умилостивившем» Бога за человеческие грехи – является, будем надеяться, последней итерацией долгого увлечения человечества кровавыми жертвоприношениями.

8. Ад

Говорим ли мы о христианстве, исламе или буддизме, загробная жизнь, наполненная демонами, монстрами и вечными пытками, была худшим страданием, которое умы железного века могли себе представить, а средневековые умы - разработать. 

Изобретенная, возможно, как средство удовлетворения человеческого стремления к справедливости, концепция ада быстро превратилась в инструмент принуждения к любому поведению.

Большинство буддистов рассматривают ад как метафору, путешествие во зло внутри себя, но описания пыток монстров и уровней ада могут быть весьма явными. 

Точно так же многие мусульмане и христиане спешат уверить, что это реальное место, полное огня и мук неверующих. Некоторые христиане зашли так далеко, что стали настаивать на том, что крики проклятых можно услышать из центра Земли или что наблюдение за их страданиями издалека будет одним из удовольствий рая.

9. Карма

Черт возьми, концепция кармы предлагает эгоистичный стимул для хорошего поведения — позже он аукнется вам — но за это приходится платить огромную цену. Главной из них является огромная пассивность перед лицом вреда и страаний. 

Во-вторых, идея кармы освящает широкую человеческую практику обвинения жертвы. Если происходит то, что происходит, то ребенок-инвалид, или больной раком, или неприкасаемый бедняк (или голодный кролик, или паршивая собака), должно быть, сделали что-то либо в этой жизни, либо в прошлой, чтобы навлечь на себя свое положение.

10 Вечная жизнь

Нашим утомленным и немытым предкам идея инкрустированных драгоценными камнями стен, золотых улиц, фонтана молодости или вечности ангельского хора (или секса с девственницами) могла показаться чистым блаженством. Но не нужно много анализировать, чтобы понять, как быстро вечный рай станет адом — бесконечным повторением никогда не меняющихся дней сурка (потому что как они могли бы измениться, если бы были идеальными).

Однако настоящая причина того, что идея вечной жизни является таким плохим изобретением, заключается в степени, до которой она умаляет и унижает существование на этом земном плане. Подняв глаза к небу, мы не можем увидеть  красоту под нашими ногами. 

Набожные верующие вкладывают свою духовную энергию в подготовку к будущему миру, а не в заботу и управление драгоценным миром, который нам дан.

11. Мужская собственность на женскую фертильность

Представление о женщинах как о племенных кобылах или детях как о активе, скорее всего, возникло не из религии, но идея о том, что женщины были созданы для этой цели , что если женщина умрет от деторождения, то « она была создана для этого », наверняка возникла из религии. 

Традиционные религии по-разному утверждают, что мужчины имеют установленное Богом право выдавать женщин замуж, брать их насильно, исключать из рая и убивать, если невозможно установить происхождение их потомства. Отсюда маниакальная одержимость католицизма девственностью Марии и женщин-мучениц.

По мере того, как мы приближаемся к пределам земной системы жизнеобеспечения и смотрим в лицо антиутопии, определение женщин как производительниц потомства, а детей как активов становится все более дорогостоящим. Теперь мы знаем, что нехватка ресурсов является триггером конфликтов и что спрос на воду и пахотные земли растет, ибо оба ресурса истощаются. 

И все же, Папа, который утверждает, что заботится об отчаявшихся бедняках, агитирует их против контрацепции, в то время как мусульманские лидеры запрещают вазэктомию в стремлении превзойти в количестве своих врагов.

12. Библиолатрия (также известная как поклонение книге)

Дописьменные люди передавали свои лучшие догадки о богах и добре посредством устной традиции и изготавливали предметы из камня и дерева — идолов, чтобы выразить свою преданность. 

Их представления о том, что хорошо, а что Реально, а также о том, как жить в моральном сообществе друг с другом, могли свободно развиваться по мере изменения культуры и технологий. Но появление письменности изменило ситуцию. 

Поскольку наши предки железного века записывали и объединяли свои идеи в священные тексты, эти тексты позволили их пониманию богов и добра стать статичными. 


Священные тексты иудаизма, христианства и ислама запрещают идолопоклонство, но со временем сами тексты стали идолами, и многие современные верующие практикуют – по сути – поклонение книгам, также известное как библиолатрия.

«Поскольку исламская вера совершенна, она не допускает никаких нововведений в религии», — говорит один молодой мусульманин, объясняя свою веру в Интернете. Его заявление выдает наивное отсутствие информации о происхождении его собственных догм. 

Но в более широком смысле это суммирует проблемы, с которыми сталкиваются все религии в своем движении вперед. Представьте себе, если бы физик сказал: «Поскольку наше понимание физики совершенно, оно не допускает никаких инноваций в этой области».

Приверженцы, которые думают, что их вера совершенна, не просто наивны или плохо информированы. Они задержаны в своем развитии, а в случае основных мировых религий они привязаны к железному веку, времени насилия, рабства, отчаяния и ранней смерти.

По иронии судьбы, представление о том, что наши священные тексты совершенны, выдает те самые поиски, которые побуждали наших предков писать эти тексты. Каждый из людей, написавших часть Библии, Корана или Гиты, взял общепринятую традицию, пересмотрел ее и предложил свое лучшее выражение того, что хорошо и реально. Мы можем чтить поиски наших духовных предков или можем чтить их ответы, но мы не можем делать и то, и другое.

Религиозные апологеты часто пытаются отрицать, преуменьшать или объяснять грехи Священных Писаний и зло религиозной истории. «На самом деле это было не рабство». «Ветхий Завет не это имел в виду. «Вы должны понимать, насколько плохими были их враги». «Те люди, которые причиняли вред во имя Бога, не были настоящими [христианами/евреями/мусульманами]». 

Такие банальности могут утешать, но отрицание проблем не решает их. Наоборот, на самом деле. Изменения приходят с самоанализом и пониманием, готовностью признать свои ошибки и изъяны, сохраняя при этом свои сильные стороны и потенциал роста.

В мире, который изобилует человечеством, вооруженным самодельными бомбами, пулеметами, ядерным оружием и дронами, нам не нужны защитники религии — нам нужна настоящая реформация, более радикальная, чем реформация 16-го века. Только отвергая худшие идеи религии, мы можем надеяться принять лучшие.