Эксперты и граждане выступают против идеи запретить аборты в коммерческих клиниках

На модерации Отложенный

В России набирает обороты кампания против запрета проводить аборты в коммерческих клиниках. С таким предложением ранее выступил ряд российских политиков, инициатива получила поддержку патриарха Московского и всея Руси Кирилла. Представители Ассоциации частных клиник Санкт-Петербурга, за экспертной оценкой которых обратилась Госдума, предупредили, что ограничения приведут к росту теневого сектора, и вместо этого предложили софинансировать сопровождение беременности в рамках ОМС в ведущих частных клиниках. Петиции с требованием остановить «женоненавистнические» действия создали жители Калининградской и Нижегородской областей.

 


Фото: Андрей Луковский, Коммерсантъ

В середине ноября 2023 года предстоятель РПЦ призвал принять федеральный закон о запрете «склонения к аборту». Это необходимо, полагает он, поскольку врачи «иногда по разным причинам, в том числе и коммерческим, склоняют женщину сделать аборт». Патриарх также призывал исключить искусственное прерывание беременности из списка услуг, предоставляемых частными клиниками в России.

В комитете по охране здоровья Госдумы пока не комментируют инициативу главы РПЦ, однако, по данным “Ъ”, депутаты начали собирать мнения экспертов отрасли. Парламентский комитет в рамках изучения точки зрения профессионального сообщества направил запрос в том числе в Ассоциацию частных клиник Санкт-Петербурга.

Ассоциация разделяет озабоченность демографическими проблемами, однако инициатива требует доработки, говорится в ответе (есть в распоряжении “Ъ”).

Решение о запрете должно строиться на основе статистики, а не на голословных обвинениях в финансовой заинтересованности проводить аборты, настаивают медики. «Частным клиникам эта процедура коммерчески невыгодна. Гораздо прибыльнее осуществление скринингов беременных, консультации, обследование плода, сопровождение беременности на всем периоде, родовспоможение и педиатрия»,— объяснил “Ъ” гендиректор Ассоциации частных клиник Санкт-Петербурга Александр Солонин. Господин Солонин добавил, что многие организации, входящие в ассоциацию, не проводят аборты. Часть же коммерческих клиник, имеющих лицензию на аборты, проводит их только по медицинским показаниям.

Претензии к частным клиникам о несоблюдении дней тишины и непредоставлении статистики по абортам, по словам господина Солонина, не совсем корректны: лицензионные требования одинаковы и к государственной, и к частной медицине.

«Запрет на искусственное прерывание беременности в частной системе здравоохранения не имеет отношения к процессу медицинской помощи, к оценке ее качества и безопасности. Соответственно, принятие законодательного акта о введении ограничений по признаку формы собственности подрывает доверие к институту лицензирования и институтам органов контрольно-надзорной деятельности в целом»,— говорится в документе, поступившем в Госдуму.

Запрет абортов приведет к росту теневого сектора, предупреждают представители Ассоциации частных клиник Санкт-Петербурга. Вместо этого предлагается принять меры, которые могли бы мотивировать женщину сохранить ребенка. К ним относят, например, сертификаты по ведению беременности по аналогии с родовыми сертификатами, которые можно было бы использовать и в частных клиниках. Также ассоциация предлагает рассмотреть возможность софинансировать сопровождение беременности в рамках ОМС в ведущих частных клиниках или направить средства на санаторно-курортное лечение для поддержания здоровья семей с детьми и планирующих беременность.

Отметим, одним из первых политиков, которая летом 2023 года предложила запретить прерывать беременность в коммерческих организациях, стала вице-спикер Госдумы Анна Кузнецова.

Госпожа Кузнецова ранее заявила, что в Петербурге самое большое число коммерческих клиник в стране имеют лицензию на аборты, и, соответственно, демографическая ситуация там «крайне катастрофическая».

В комитете по здравоохранению Петербурга уточнили “Ъ”, что лицензию на проведение абортов в городе имеют 343 организации. Из них 9 — федеральные, 59 — региональные, 275 — частные медорганизации. В 2022 году за оказанием услуги по абортам обратились 3774 женщины (частные организации не включены в статистику). 3592 женщин проконсультировали в кабинетах (центрах) медико-социальной поддержки, и 686 из них отказались от искусственного прерывания беременности.

Сокращение перечня организаций приведет к очередям на аборт, предупреждают эксперты и правозащитники.

Акушер-гинеколог, специалист общественного здравоохранения и здоровья, эксперт ВОЗ Любовь Ерофеева подтвердила “Ъ”: за запретом в частном секторе последуют очереди в госбольницы, что «откроет двери мафиозным структурам» для производства срочных или анонимных «криминальных абортов». Она подчеркнула, что частные клиники, получившие лицензии, находятся под контролем государства. По ее словам, пока не один сторонник инициативы не смог предоставить конкретные факты нарушений со стороны частников.

В правительстве Петербурга также считают, что законодательная инициатива о запрете абортов в коммерческих больницах является преждевременной. «На сегодняшний день нет юридических оснований для отказа частной медицинской организации в выдаче лицензии на осуществление деятельности по искусственному прерыванию беременности»,— заявили “Ъ” в петербургском комитете по здравоохранению.

Между тем в России, как рассказывал “Ъ”, растет число регионов, где частные клиники сами отказываются от проведения абортов. Как правило, это происходит после бесед медиков с региональными чиновниками, которые настоятельно предлагают руководителям клиник «внести вклад в улучшение демографической ситуации в стране». На сегодняшний день от проведения абортов полностью отказались коммерческие организации Крыма и Курской области, частично — клиники Мордовии, Татарстана, Челябинской области. Введение возможного запрета обсуждают в Приморском крае и Нижегородской области. 23 ноября в Калининградской области был принят закон об административной ответственности за склонение женщин к искусственному прерыванию беременности, штраф составит от 3 тыс. до 50 тыс. руб. Ранее аналогичные меры ввели в Мордовии и Тверской области.

Однако растет и движение противников инициативы. Так, жители Калининградской области создали петицию с требованием остановить «женоненавистнические» действия властей, которые «неминуемо приведут к распространению незаконных абортов». К кампании присоединились почти 30 тыс. человек. Жители Нижегородской области в своей петиции к губернатору также просят не ужесточать правила проведения абортов в регионе. За несколько часов документ набрал уже 1,5 тыс. подписей.

Анастасия Захарова, Санкт-Петербург; Наталья Костарнова

Комментарий: Анатолий Несмиян

В переводе на общепонятный: власть самостоятельно создала повод для напряженности и потенциальных протестов. При этом ни малейшей проработки вопроса не было, в противном случае власть бы могла узнать любопытную новость, что проблемы абортов в России нет. Это вообще тема, которая на удивление в России имеет тенденцию к улучшению, причем единственное объяснение этому улучшению заключается в том, что власть в эту область раньше не лезла.
 
 Теперь все может измениться - режим решил улучшить то, что без него очень неплохо себя чуствовало. И вот теперь-то точно всё станет гораздо хуже.
 
 А вот по тупости власть решила резко ухудшить ситуацию или сознательно - вопрос на самом деле несущественный. На дворе катастрофа, а это значит, что любое решение - дурацкое по определению.

История с запретом абортов во многом повторяет ковидные два года и последующие за ними. Официальные лица и чиновники от медицины стращали и убеждали, отдельные голоса честных профессионалов буквально тонули в официозе, их немедленно стигматизировали, а к особо упорным применяли меры воздействия, хотя и относительно мягкие.
 
 Запрет абортов повторяет тот же самый сюжет - берется несуществующая проблема и буквально с кровью и мясом в ударные сроки пробивается решение, которое кроме изумления ничего вызвать не может. Первый шок от такого навала проходит, и начинают говорить люди, которые "в проблеме", которые знают ее досконально и которые выражают свое полное несогласие с происходящим. До репрессий несогласных пока не дошло, но это пока.
 
 При этом ключевая ошибка протестующих заключается в том, что они пытаются на уровне рациональных аргументов оппонировать решению, которое продвигается на самых низменных эмоциях: страх, ненависть, злоба, помноженных на невежество. И, конечно, манипуляции и фальсификации. И бесконечная ложь, забивающая всё.
 
 К примеру, если за тридцать лет число абортов в стране сократилось в 8 раз - это может свидетельствовать о кризисе и проблемах, которые требуют незамедлительных и экстренных мер? Конечно, нет. Наоборот - тенденцию нужно всячески поддерживать. Но для режима нет задачи увеличивать рождаемость через запрет абортов. У него задача - создание нового кризиса. Поэтому он давит на эмоции, глушит любые здравые аргументы, а если сопротивление начнет нарастать, то применит и террор в отношении сопротивляющихся.
 
 Это такой метод управления. Другого у режима не осталось. Он может управлять только через кризисы и следующий за ними террор. Кстати, не фигура речи, так как административные штрафы за "склонение" к аборту уже вводятся, не за горами и уголовное преследование. Причем что такое "склонение" - неясно. Так же, как и "дискредитация армии". Но за "дискредитацию" уже сажают, причем на совершенно адские сроки. Нет никаких сомнений, что если потребуется, будут сажать и за "склонение", причем тоже очень не по-детски.