Рыба станет дороже свинины
На модерации
Отложенный
Вот уже целую пятилетку, как рыбную отрасль сотрясают крабовые аукционы и рыбные инвестквоты, которые загоняют рыбопромышленников и рыбаков в долговую яму, отечественную рыбу и морепродукты – на экспорт, а население страны лишается доступной по цене и качеству рыбопродукции.
Это наглядно продемонстрировали и проведенные Росрыболовством в октябре 2023 года очередные аукционы квот на право вылова краба российскими рыбопромышленниками в исключительной экономической зоне и на континентальном шельфе морей Дальнего Востока. На очереди второй этап рыбных инвестквот.
Осуществление таких необычайных явлений в мировой рыболовной практике, как аукционы долей/квот по крабу в воде, проходило в соответствии с принятым Госдумой в декабре 2022 года законопроектом о втором этапе инвестквот и продолжением аукционов долей/квот на вылов краба. Причем законопроект был принят голосами только депутатов фракции «Единая Россия». Все другие депутаты, от фракций КПРФ, «Справедливая Россия – За правду» и ЛДПР, которых поддерживали многие рыбацкие объединения и ряд губернаторов приморских регионов, выступили против его принятия.
Под самый Новый год, 30 декабря 2022 года, законопроект подписал президент Российской Федерации Владимир Путин, что дало возможность начать его практическую реализацию с 1 января 2023 года. Таким образом, рыбное начальство в лице руководства Минсельхоза и Росрыболовства получило право продолжить дело своих предшественников начала нулевых годов.
Считается, что отцом выставления квот на вылов водных биоресурсов на аукционы является бывший министр экономического развития и торговли Российской Федерации Герман Греф (в настоящее время президент, председатель правления Сбера). Рыбацкое, да и депутатское сообщество помнят его крылатые слова при выступлении 12 февраля 2002 года в Государственной думе Федерального собрания Российской Федерации: «Безусловно, билет, купленный на вылов рыбы на аукционе, является своего рода разрешительным билетом для того, чтобы осуществлять браконьерство». И тем не менее Греф убеждал законодателей принять закон. Однако Греф в этом вопросе не единственный, кто заявил о своей приверженности посредством торговли квотами «приносить» в казну «дармовые» деньги. До него, еще в 1998 году, молодой председатель правительства России Сергей Кириенко выступил с новацией о продаже лицензий на вылов рыбы. По его мнению, в поисках средств наполнения, пустой в то время казны «можно совершенно спокойно взять дополнительные (средства)… с продажи лицензий на вылов рыбы».
Такого новшества, как выставлять на аукцион инвестквоты для своих рыбаков, нет ни в одном государстве мира с развитым рыболовством и рыночными отношениями. Рыба еще в морских глубинах, но уже проводят аукцион. То есть вы, участвуя в аукционе, ничего не видите, кроме прогноза ученых, а также промысловой практики прошлых лет. Абсурд полнейший! Так можно дойти до выставления на аукцион для сельского хозяйства и населения прогноза погоды на день, неделю… год вперед.
Навязчивая идея, претворенная в жизнь, – «стричь деньги с рыбопромышленников», не дает покоя новоиспеченным руководителям рыбной отрасли. Правда, в 2005 году под давлением рыбацких общественных союзов, ассоциаций, губернаторов приморских регионов и руководства Росрыболовства эти аукционы были, при поддержке президента России Владимира Путина, все же отменены. Вместо них был введен соответствующим законом «исторический принцип» наделения российских пользователей квотами на вылов биоресурсов, который оправдал себя на практике. Это неоднократно отмечалось на разных уровнях, включая депутатов Государственной Думы РФ, на различных слушаниях и даже на совещаниях в Администрации президента России. Практически именно эта мера позволила вывести рыбную отрасль за короткий период из затяжного кризиса.
Однако идея об аукционах с целью получения «дармовых» средств в казну, похоже, не давала покоя новому руководству рыбной отрасли и депутатам фракции «Единой России». На днях они прошли второй раз на Дальнем Востоке, как об этом сообщил руководитель Росрыболовства Илья Шестаков, весьма успешно, «принеся» в казну около 214 млрд рублей «состриженных» с рыбопромышленников. Напомню, что аналогичные крабовые аукционы, проведенные первый раз в 2019 году, принесли к казну более 140 млрд рублей. На очереди крабовые аукционы в Северном бассейне – в Баренцевом море, которые планируются провести в 2024 году. Сомнений, что они состоятся, нет.
Последствия крабовых аукционов нетрудно предвидеть. Это возрождение браконьерства. Вложенные деньги для участия в аукционе, приобретения на нем квот на вылов краба надо рыбопромышленникам как можно быстрее «отбивать». К тому же риски природного снижения запасов крабов достаточно велики. Пример тому – закрытие промысла крабов в Беринговом море правительством США для американских рыбаков ввиду резкого снижения запасов крабов. Да и у нас в прошлом уже были такие процессы в ряде районов промысла Охотского моря и в водах, прилегающих к побережью Приморского края.
Если подобное произойдет в Дальневосточном и Северном бассейнах в настоящее время, все крабовые компании, участники аукционов, неминуемо разорятся. Десятки тысяч рыбаков и их семей останутся без средств к существованию. К тому же государство, как распорядитель водных биоресурсов, никаких гарантий на это случай не дает рыбопромышленникам. Правительство даже не обеспечивает рыбопромышленников надежным долгосрочным прогнозом о состоянии запасов крабов на 15–20 лет вперед, хотя «продало» квоты на 15-летний период. Риски, риски и еще раз риски. Все это ждет рыбопромышленников.
Инициаторы-затейники крабовых аукционов – чиновники Минсельхоза и Росрыболовства, остаются в стороне и даже, полагаю, ходят в героях в правительственных коридорах. Просто постучали молоточком – и вот получите в сумме за два этапа крабовых аукционов в бюджет более 350 млрд рублей! Настораживает и то, что в результате такой схемы, как «аукционы+инвестквоты», растет закредитованность всей рыбной отрасли. По мнению президента крупнейшей Ассоциации рыбохозяйственных предприятий Приморского края Георгия Мартынова, положение весьма тревожное, сообщает РБК Приморья: «По итогам первого этапа инвестиционных квот отрасль потратила примерно 460 млрд рублей. Второй этап начался со старта 216 млрд рублей. Столько мы заплатили за крабовые квоты. Теперь мы начнем строить крабовый флот …одно судно обойдется от 100 млн долларов и выше …цифра в 1 трлн рублей настораживает еще и потому, что наука не может дать точный прогноз: что будет через 15 лет? Если по минтаю и сельди обстановка более или менее ясная, то по крабам очень непонятная. Даже в зоне Приморья мы когда-то закрывали район на 10 лет для восстановления. Сегодня он открыт, но запас не очень хороший, и наука не может просчитать: через 15 лет каким он будет».
Отрасль, судя по этим данным, движется к банкротству. Расплачиваться за это будет все та же государственная казна и народ – потребитель рыбопродукции.
Читатели наверняка возразят, мол, крабов мы не покупаем, дороговато. К тому же в России так и не решены допустимые нормы присутствия мышьяка в нем. За рубежом решены. А у нас нет. Не исключено, что этот пробел создан осознанно для того, что бы гнать его на экспорт. Что и происходит. Из добываемых около 105 тыс. тонн краба в год более 80% идет за рубеж с тем, что бы получить больше выручки, необходимой для расчета по кредитам, взятыми для участия в аукционах. Там, за рубежом, покупатель съедает вместе с мышьяком. И ничего. А нам нельзя.
Вслед за крабовыми аукционами, наступит очередь и рыбных аукционов. А это уже коснется насыщения внутреннего рынка рыбопродукции отечественного производства и продолжения роста ее розничных цен. Напомню, ранее все это уже было. Не менее тревожно и то, что потребление рыбы и рыбопродукции населением страны, несмотря на рапорты о высоких уловах, падает из года в год. Так при рекомендуемой Минздравом норме потребления рыбопродукции в 22–28 кг/чел./год, фактически за 2022 год этот показатель не превышает 14–15 кг/чел./год. А это уже касается продовольственной безопасности России.
Об этом президент России напомнил в ходе совещания с членами правительства в августе. Им был задан вопрос: «…потребление рыбы в 2022 году составило 22 кг, не более, а по рекомендации Минздрава должно быть 28 кг. Илья Васильевич (руководитель Росрыболовства Шестаков И.В. – Авт.), что нам мешает добиться нужных результатов?» На прямой вопрос президента руководитель Росрыболовства так и не нашелся, что ответить. И это не случайно, поскольку Росрыболовство, как и Минсельхоз, вопросами насыщения внутреннего рынка отечественной рыбопродукцией, как и вопросами ее потребления, не занимаются. Показательно и то, что хотя в работе совещания принимали участие все члены правительства во главе с председателем М.В. Мишутиным, так и не прозвучал ответ на поставленный В.В. Путиным конкретный вопрос: «…что нам мешает добиться нужных результатов?» в обеспечении населения рыбопродукцией. Полагаю, произошло это по одной из двух причин.
Первая: к сожалению, чиновники, включая и руководителя Росрыболовства, вероятно, не владеют фактическим положением дел. Да им это и не интересно. Нужды народа, да еще о потреблении какой-то там рыбы, далековато от их «высоких целей».
Вторая: даже если кто-то из членов правительства и владеет всей полнотой информации по обеспечению населения рыбопродукцией, то озвучивать ее не решился, поскольку картина действительно плачевная. Не буду утруждать читателя изложением истинных причин, мешающих «…добиться нужных результатов… – 28 кг/чел/год», поскольку они были подробно изложены в свое время в ряде статей на страницах газеты «Советская Россия».
Отмечу только, что основные причины все увеличивающегося из года в год экспорта рыбы и рыбопродукции, роста розничных цен на них заложены в неконтролируемой посреднической наценке в цепочке от опта к рознице. Вмести с тем чиновный люд, обеспокоенный вниманием президента России к срыву утвержденных целевых установок по потреблению рыбы и рыбопродукции населением страны, тут же принял меры. Но не к тому, чтобы исправить положение дел и добиться все же заданной президентской цели, а …к полной отмене целевого показателя, как результирующего работу всей рыбной отрасли. В итоге вышло Постановление Правительства РФ от 25 августа 2023 года №1386, которым полностью отменяется целевой показатель среднедушевого потребления рыбопродуктов населением страны на перспективу вплоть до 2030 года.
Хотите, ешьте рыбопродукцию по цене жемчуга и бриллиантов, нет денег – не ешьте. Ваше, народ, дело. Задача власти строить суда, рыбофабрики и гнать вырабатываемую ими рыбопродукцию на экспорт. Даешь «рыбу и крабов» за валюту!
Чью сторону в этой нешуточной «рыбной войне» займут «рыбные адмиралы» – владельцы судов и квот, союзы, ассоциаций, объединений рыбаков, власти приморских рыбных регионов, да и депутаты, сенаторы, догадаться нетрудно. Вопросов, исходя из решения правительства России, о котором сказано выше, возникает множество.
Во все времена: будь то царский, советский, да и ранний новый капиталистический российский период, отрасль работала, прежде всего, на внутренний рынок страны. Девиз ее был один: «Даешь рыбу на народный стол!» Таким он должен оставаться и впредь. Те, кто не может, не хочет решать эту задачу, должны покинуть капитанский мостик рыболовного корабля. На сегодняшний день в положениях федеральных органов власти, которые руководят рыбной отраслью, а это Минсельхоз и Росрыболовство, отсутствует ответственность за насыщение внутреннего рынка страны отечественной рыбной продукцией. Об этом заявлял руководитель Росрыболовства Шестаков в своем недавнем интервью газете «Ведомости»: «В функционал Росрыболовства не входят направления торговли и маркетинга, нет прямой задачи лучше и больше продавать рыбы и морепродуктов». Таким образом, бесхозным продолжает остается проблема насыщения рыбопродукцией отечественного производства внутреннего рынка.
Возможно ли в данных условиях изменить вектор развития рыбной отрасли с опасного, разрушительного, побуждающего рыбопромышленников направлять рыбопродукцию в основном на экспорт, на созидательный, ведущей к насыщению рыбопродукцией отечественного производства внутреннего рынка страны? Опыт прошлого, когда были все же отменены аукционы квот, подтверждает, что это реально при условии единства союзов, ассоциаций и властей всех уровней в приморских регионах страны. В настоящее время наступил именно такой период, когда только сообща можно остановить разрушающие рыбную отрасль процессы. Следует вернуться, как это было в советский период, да и в недавний российский период, к положению о том, что основной задачей рыбной отрасли страны является насыщение внутреннего рынка рыбопродукцией отечественного производства, позволяющее населению страны приобретать ее по доступным ценам. Под эту целевую установку надо внести соответствующие коррективы в законодательную базу, принять комплекс организационных мер, включая и создание на федеральном уровне органа, ответственного за развитие рыбной отрасли, – Министерства рыбного хозяйства России. Руководство таким органом доверить профессионалам – рыбникам, имеющих положительный опыт работы в новых, непростых условиях.
Вячеслав ЗИЛАНОВ,
экс-заместителя министра рыбного хозяйства СССР,
заслуженный работник рыбного хозяйства России,
почетный гражданин Мурманской области,
лауреат премии «Слово к народу» (2020 года)
Комментарии
слава царю-батюшке, низки поклон за заботу о народе
Спрхватились! Она уже давно дороже. Дешевле свинины только путассу осталась. Минтай примерно вровень. Всё остальное улетело выше...
страна окруженная морями. внутри неисчислимые реки и озера...а народ жрет путассу. позор.
Паразитирующая система создана властью.
Пора понять, что в России экономики нет совсем.
Кто на что горазд, то и крутит.
А правительство только способно налоги собирать и сказки рассказывать, как оно старается на благо народа.
фигня и передергивание. рыбы на рынке завались
Не может путинская власть ничего другого, кроме как грабить народ. Запомните это раз и навсегда