От безработицы к дефициту кадров: как сломалась российская модель рынка труда
На модерации
Отложенный
Еще в 2000-е годы на фоне быстрого экономического роста многие российские работодатели начали жаловаться на трудности с наймом новых сотрудников. Эти трудности можно было объяснить разными факторами, но главной причиной было желание работодателей нанимать классных работников по низкой цене. Кризис 2008–2009 годов приостановил поток жалоб, но к концу следующего десятилетия они снова участились. Сейчас они звучат из каждого утюга, а прогнозы бьют рекорды. Что привело к нехватке рабочих рук и почему так сложно теперь решить проблему вакансий, рассказывает экономист Владимир Гимпельсон
Начиная с позднесоветских времен, чиновники считали безработицу одной из главных угроз стране, экономике и, по-видимому, не в последнюю очередь себе и своей карьере. Чем она ниже, тем лучше! Карали за массовые увольнения, субсидировали убыточную занятость, закрывали глаза на неплатежи и административные отпуска. Вроде получалось «неплохо». Несмотря на череду кризисов, в том числе достаточно глубоких, безработица оставалась умеренной, а если и возрастала на какое-то время, то ненадолго и потом быстро снижалась. Каждый раз это воспринималось то ли как чудо, то ли как невероятное умение правительства предупреждать эту «напасть». Но ни то ни другое объяснение не подходит. Основным инструментом решения проблемы всегда были ссылки на прокуратуру и Следственный комитет, готовые прийти «в гости» к работодателям, пытающимся сокращать штат. Однако подавляющее большинство увольнений всегда было добровольным, а большая часть всей занятости в России приходилась и приходится если и не на тень, то на полутень, на такой сегмент, в котором законы о труде известны лишь понаслышке.
Кризис модели
В чем же был секрет «российского чуда» низкой безработицы? У этого «чуда», как и у любого другого, должно быть простое объяснение. Если у вас в экономике гибкая оплата труда с большой переменной компонентой, низкие минимальная зарплата и пособие по безработице, высокие издержки увольнения и значительный полу- и неформальный сектор, то высокий уровень безработицы, определяемой общепринятыми статистическими критериями, вам не грозит. Ее заменяет большая доля плохих рабочих мест с низкой зарплатой. Все это создает значительное пространство для подстройки через зарплату, оставляя формальную занятость сильно зарегулированной. Стандартная концепция безработицы тут работает плохо. Так оно было, так оно и есть. Все институты рынка труда вроде как в развитых странах, но функционируют как в развивающихся. Международная организация труда (МОТ) с такой историей хорошо знакома.
Постепенно ситуация стала меняться. Еще в 2000-е годы на фоне быстрого экономического роста многие работодатели начали жаловаться на трудности с наймом новых сотрудников. Эти трудности можно было объяснить разными факторами, но главной причиной было желание работодателей нанимать классных работников по низкой цене. Кризис 2008–2009 годов приостановил поток жалоб, но к концу следующего десятилетия они снова участились. Сейчас они звучат из каждого утюга, а прогнозы бьют рекорды. Такого количества незаполненных вакансий никогда еще не было. Министр труда Антон Котяков оценивает дополнительную потребность в работниках к 2030 году примерно в 2 млн человек.
Что изменилось?
Формирование дефицита
Прежде всего, стала сильнее кусаться демография. Начиная с середины 2010-х годов численность занятых в молодых возрастах пошла на снижение. Пенсионная реформа, связанная с увеличением трудоспособного возраста, эту проблему решить не могла. Но она не могла и радикально решить проблему занятости пожилых — их уровень вовлеченности в экономическую деятельность был уже достаточно высоким, а проблемы со здоровьем и с доступом к хорошим рабочим местам препятствовали дальнейшему увеличению занятости.
Численность занятости уперлась в свой предел, а ее структура, по крайней мере возрастная, становилась для экономики все менее благоприятной.
Начавшийся провал с занятостью в младших рабочих возрастах, экономия работодателей на оплате труда, необходимость структурного маневра — все это вместе стало создавать новое напряжение на рынке труда. Уже не с безработицей, а с тем, что можно назвать «дефицитом» рабочей силы. Я беру «дефицит» в кавычки, поскольку это явление плохо вяжется с исключительной гибкостью российской оплаты труда. Экономисты определяют такой дефицит как невозможность приобрести что-либо сегодня по той цене, что была вчера.
Но откуда берется дополнительный спрос? Во-первых, всегда нужно замещать выбывших. А выбывают по разным причинам: это и просто смена работы, и выход на пенсию, и эмиграция, а тут еще и мобилизация. Старение рабочей силы также никто не отменил. Во-вторых, структурные изменения требуют оперативного перераспределения работников — надо насыщать ниши быстрого роста производства, а это и импортозамещение, и увеличение выпуска оборонной продукции.
Дополнительных работников надо где-то найти, а поскольку значительная часть возросшего спроса на труд связана с ростом гособоронзаказа, то промедление наказуемо и рост числа вакансий может заметно опережать рост числа взятых на работу сотрудников. Разница между ними выражается сотнями тысяч.
Недоступные решения
А что с дополнительным предложением труда? Его практически нет. И не будет. Уровни занятости во всех демографических группах на пределе возможного. Прогнозы обещают дальнейшее — и очень существенное — сжатие молодежных когорт в рабочей силе. Остаются такие маргинальные для рынка труда источники: студенты, мигранты, заключенные. С каждой из этих групп есть свои проблемы. Какие-то дыры ими временно можно залатать, но для серьезной и ответственной работы ни одна из этих групп не годится. Нужны люди с высокой квалификацией, долгосрочной мотивацией и ответственностью. Еще один скрытый источник — это высвобождение работников там, где они сегодня избыточны или менее эффективны, и их наем на эти вакансии. Здесь выявляется целый ряд новых проблем, среди которых отметим лишь две. Во-первых, уволенные будут иметь одни навыки, а нужны другие. Значит, необходимо дорогое переобучение взрослых людей, чего делать никто не умеет. Во-вторых, а как уволить, если сами не уйдут? Издержки увольнений высоки, а работодатели привыкли к тому, что здесь лучше ничего не трогать. Значит, и этот источник не очень-то доступен.
В итоге зарплата пошла вверх, особенно во II квартале 2023-го. Рабочее время тоже. Но проблему вакансий это не решает. По данным Росстата, среднесписочная численность занятых на крупных и средних предприятиях обрабатывающих производств в июле 2023 года была лишь на 1% выше, чем годом ранее.
Кто-то скажет: забыли про главное — рост производительности труда. Вот же скрытый ресурс! Хороший совет, но кто бы знал, как его реализовать. И в более благополучные времена это не получалось, а почему должно получиться в условиях санкций, отсутствия доступа к передовым технологиям, закрытых западных рынков, регрессивного импортозамещения и сокращения расходов на образование и науку? В любом случае это была бы долгая история, за неделю-месяц-год ничего измениться не может. Все это возвращает нас к сложившимся институтам и практикам регулирования рынка труда, тем самым, которые так эффективно помогали контролировать безработицу, добиваясь ее сокращения.
Круг замыкается. Институциональная матрица, в течение 30 лет успешно тормозившая безработицу, в условиях, когда дополнительных источников рабочей силы нет, сама становится тормозом. Если раньше она была механизмом гибкости рынка труда, то теперь задает жесткость в подстройке к изменению спроса. Ломать нельзя сохранять.
Комментарии
А ура-патриоты из каждого утюга кричат - что мигранты отбивают рабочие места у коренных россиян :)))
Voyager_MM, это не те 25 000 000 высокотехнологичных новых рабочих мест, что наш мудрый гарант создавал усилиями своей выдающейся воли к 2020 году?
Русская Светланка,
Может и те, но суть в том что у нас дефицит кадров а не безработица - и мигрантов ввозят от большой нужды а не потому что кому-то хочется сэкономить на зарплате.
Voyager_MM, У нас около дома до всей этой катавасии через день маршировала толпа мигрантов с мешками, метлами и граблями, сгребая мусор, упавшие листья и т.д. Теперь они куда-то делись. Раз в неделю какой-то хрон славянской бомжовской наружности, пошатываясь проходит, собирая бумажки через одну. Листья так и валяются, собирая грязь. В итоги мусор, грязюка. Видимо этот хрон и отнял работу у мигрантов?
slavaor2010,
Миграты сейчас поехали домой из-за -
- повышения цен/прочих неурядиц в связи с СВО ;
- последних репрессий после резонансных событий в подмосковных Котельниках ;
- того что мужчин с гражданством стали тягать в военкоматы.
Соответственно, за неимением альтернативы - приходится нанимать уже откровенных бомжей, отчего дела в коммунальной сфере далеко не айс. У нас в подъезде тоже постоянно нечищен мусоропровод и лестница стала мыться гораздо реже.
Voyager_MM, в России чередуется огромная безработица с огромным дефицитом кадров. В ратном деле нет дефицита кадров, там как раз нет профессионалов и идей . А в мирно созидании нет денег и желания хорошо все организовать. Нет достойной зарплаты-нанимают не профессионалов и получают брак. Поэтому у нас рушатся дома, качество страдает сильно и строят аварийное жилье....
SergPol73,
По меньшей мере, на тех рабочих местах которые занимают мигранты, по большей части черных и низкоквалифицированных - никакого избытка точно нет.
Деградация трудовых ресурсов и человеческого капиталла = целиком и полностью на системе управления
20 лет слушать "не нравится зарплата - увольняйся, вас за забором 100 ч. стоит"
Ну теперь ищи, там "за забором".
Упыри и кровопийцы. Доигрались. Ну теперь крутитесь как ужи на сковородке.
Увольняйте "мёртвые души" родственников и любовниц с предприятий.
Уменьшайте долю директорских зарплат в миллион в ФОТ, тем самым повышая производительность труда предприятия.Посмотрим куда приведет всё эта комарилья, которая привыкла жрать золотой ложкой в 3 горла, экономя на работниках. Ой, а они вымирать стали! Срочно запретить аборты! Но ЗП поднять не сможем, извините, это ведь будет виток инфляции
На СВО платят от 140 тыс.руб, до 180 тыс.руб в месяц, а на работе работать, это 28-31тыс. денег в месяц, и то если премия будет. Так что три бригады ушли на фронт, да там и остались. Работать теперь некому. Старики под 70 лет работают, а молодых очень мало. Старики работают, потому что пенсия от 12тыс. руб в месяц, а ежели заработают на работе 28 тыс.руб, то и жить будет на 40 тыс руб легче. Где то 6-8 тыс.руб . в месяц за ЖКХ, 2,5 тыс. руб. в месяц на транспорт, 3тыс.руб в месяц на лекарства, 25тыс.руб. на жизнь в месяц, это 800руб в день на еду.Ну как собаке в собачатнике райотдела РОВД . Уже хорошо, не издохнешь. Спасибо Владимир Владимирович за наше счастливую старость, хоть собачий паек купить можем.
Да не "сломалась модель рынка труда", а шла ровными и уверенными шагами именно к этой точке маршрута. И дальше ей вспять.
Дядю Вову на лесоповал, чиновников уволить и устроить рабочими
Адольф Виннер, дедушка Вова ласты склеил в холодильнике!
Какая безработица? Весь дом улеплен объявлениями о замещении вакантных должностей дворников от управляющей компании...
А что ж вы хотите? У руководства России от президента до последнего сраного депутата нет лицензий на право управления государством. Никто даже техминимум не сдавал. Оттого и дурдом.
Ну да - угробить сотни тысяч и превратить в калек на войне, плюс из страны уехало больше чем в прошлом веке после 17 года и удивляться куда пропала рабочая сила, откуда вдруг дефицит кадров?!
В Китае налажен выпуск роботов сантехников ,маляров ,электриков и даже есть роботы врачи!
Как исковеркала Россия своих кумиров и богов, что здесь Коли Ломоносовы становятся полными дебилами, а в прочем, Ломоносов и был таковым всегда.
Для ЦИПСОшников открылась новая вакансия - постить комменты на тему безработицы / нехватки рабочей силы. Причём, игра беспроигрышная - и безработицу можно выставлять в негативном контексте и нехватку тоже.