Тяньцзинь – символ экономического кризиса в Китае: «Все красивые здания пустуют»

На модерации Отложенный

Поездка на машине через Тяньцзинь-Биньхай. Впечатляющий горизонт - примерно в 80 километрах к востоку от центрального города Тяньцзинь. Мегаполис расположен на севере Китая, недалеко от столицы Пекина. Здесь небоскреб соседствует с небоскребом.

Жители говорят, что около 70 процентов домов здесь пустуют. Утверждение не может быть проверено. Однако при ближайшем рассмотрении можно заметить, что многие здания не используются или не достроены.

Майкл Петтис – профессор экономики в Пекинском университете. Он цитирует расхожую легенду. 10 или 15 лет назад в Тяньцзине решили, что мы хотим стать китайским Нью-Йорком, финансовым центром.

И они спросили себя: что делает Нью-Йорк финансовым центром? Небоскребы, вот какими они и должны быть! Поэтому они построили столько же офисных помещений в высотных зданиях вдоль реки, сколько на всем Манхэттене. Идея заключалась в следующем: как только здания будут построены, мы станем похожи на Нью-Йорк. В конце концов, это не сработало. Сейчас это туристическая достопримечательность. Все красивые здания пустуют».

Даже китайские государственные СМИ продолжают говорить о Манхэттене Востока. Однако, в отличие от Нью-Йоркского района, здесь вы почти не увидите людей на улице.

На другом конце города, недалеко от Южного вокзала Тяньцзиня, находится разрушенное здание, которое даже попало в Книгу рекордов Гиннеса. Goldin Finance 117 - небоскреб, 128 этажей, высота 597 метров. Третье по высоте здание в Китае, самое высокое разрушенное здание в мире.

Башня одиноко возвышается в воздухе, все остальные здания в округе значительно ниже. На больших участках фасада отсутствует облицовка. Небоскреб так и не был достроен. В 2015 году строительство было остановлено из-за того, что у инвестора закончились деньги. Жители говорят, что привыкли к этому.

25-летний Чэнь Гочжэнь живет рядом с разрушенным зданием в многоквартирном доме: «Иногда я смотрю вверх, он действительно огромный. Когда я возвращаюсь домой, я всегда могу сначала поискать здание на горизонте, а затем найти свой дом». В своей родной провинции Аньхой он никогда не видел такого высокого здания. «Когда я впервые приехал в Тяньцзинь, мой тесть сказал, что это самое высокое здание в городе».

Небоскреб Goldin Finance 117 на западе города и китайский Манхэттен в районе Биньхай, на дальнем востоке Тяньцзиня. Различные проекты, которые, тем не менее, символизируют экономический кризис и кризис в сфере недвижимости в Китае. По всей стране есть разрушенные и заброшенные здания, даже целые заброшенные города-призраки.

Перегруженные долгами застройщики, такие как Country Garden или Evergrande, борются за выживание, и строительство многих проектов было остановлено. Покупатели квартир опасаются за свои вложения, ведь многие застройщики работают с авансами, выплаты производятся до начала строительства.

После многих лет стремительного роста цен на недвижимость, сейчас они снова падают во многих местах Китая, и цены на жилье также падают в современном мегаполисе Тяньцзинь с его более чем десятимиллионным населением. Сектор недвижимости, который находится в кризисе, ложится тяжелым бременем на китайскую экономику, поскольку до сих пор на его долю приходилось около четверти валового внутреннего продукта.

Но не только застройщики погрязли в долгах, во многих городах также заканчиваются деньги. В конце концов, раньше они получали большую часть своего дохода от продажи земли риэлторским компаниям.

Тяньцзинь, один из самых богатых мегаполисов Китая, попал в заголовки газет в этом году, потому что город не смог вовремя выплачивать зарплату водителям автобусов.

В течение почти трехлетней строгой политики нулевого Covid многие китайские города стали еще более закредитованными. Им пришлось платить за массовое ПЦР-тестирование и строить изоляторы.

После того, как политика Китая в отношении Covid потерпела неудачу и меры были отменены в декабре, экономика восстанавливается медленнее, чем первоначально надеялись. Последние данные говорят о том, что экономическая ситуация в Китае несколько улучшается. Но помимо кризиса на рынке недвижимости, есть и другие неопределенности.

Перерыв на обед в кампусе Тяньцзиньского технологического университета. Тысячи студентов одновременно устремляются из лекционных залов в кафетерий. Многие молодые люди беспокоятся о своем будущем. Безработица среди молодежи в Китае в настоящее время находится на рекордно высоком уровне. 23-летний Лин И учится на магистра в области компьютерных наук.

«Я не очень хорошо закончил бакалавриат», — говорит Линг. «Поэтому я подумал, что будет трудно найти работу, и решил продолжить учебу, а затем искать работу со степенью магистра». Пока это решение кажется правильным. Рынок труда действительно стагнирует. 

Согласно официальным данным, в июне 21,3 процента людей в возрасте от 16 до 24 лет были без работы - число незарегистрированных случаев, вероятно, будет значительно выше. С июля правительство не публикует данные по безработице среди молодежи. Наблюдатели подозревают, что государственное и партийное руководство Китая скрывает эти данные, потому что они не вписываются в картину с политической точки зрения.

Но не все здесь, в кампусе, обеспокоены. Чжоу Цзясюй получает степень магистра в области судовой электроники. По словам 21-летнего парня, для него не так уж и сложно найти работу, потому что его семья богата: «Сложность ли найти работу зависит и от личных навыков». Если у вас все хорошо, вы можете найти работу, говорит Чжоу».

Кафе в историческом центре города Тяньцзинь. Здание в европейском стиле восходит к колониальной эпохе в начале 20 века. Итальянская концессия в настоящее время является популярным туристическим направлением. Но район на самом деле не кажется оживленным. Кафе почти пустое. Люй Сюань управляет магазином, который по вечерам превращается в виски-бар, вместе с двумя другими деловыми партнерами. Он также работает архитектором.

В эти годы экономическая ситуация не так хороша, говорит Люй, особенно рынок недвижимости находится в кризисе. «Вот почему у меня есть возможность управлять этим магазином параллельно с моей работой архитектора». За три года пандемии дела шли совсем не хорошо, в этом году чуть лучше. «Но, по крайней мере, мы выжили».

По словам Люй, 2021 год был худшим. Из 365 дней им разрешили бы открыть только 60. Все три директора-распорядителя заплакали бы от отчаяния. Теперь им разрешено снова открыться, но Люй замечает, что люди не тратят много денег после окончания нулевого Covid.

«После открытия был краткий подъем. Но потом он сразу же пошел вниз. До эпидемии многие завсегдатаи покупали целую бутылку виски, оставляли ее у нас и возвращались, чтобы выпить из нее. Но после пандемии эти клиенты исчезли.

Некоторые из них сейчас возвращаются и выпивают стакан, иногда я даю им еще один. Но то, что они покупают целую бутылку, как до пандемии, этого больше нет».