История славянства. Век меди и бронзы

На модерации Отложенный

Бронзовый век является второй, поздней фазой эпохи раннего металла. Пришел на смену медному и предшествовал железному веку. Хронологические рамки бронзового века у различных культур отличаются, но в целом заключены между IV – I тысячелетие до нашей эры (от 3500 лет до 1100 лет до н. э). Открытие свойств металлов и начало их использования считается одним из важнейших достижений человечества.

ЭПОХА МЕДИ И БРОНЗЫ

  К концу эпохи бронзы на территории будущей Руси проживало множество отдельных племенных образований, не успевших ещё оформиться в определённый этнографический тип. Эти племенные образования разбросаны на огромном пространстве — от Причерноморья и Приазовья на юге до Белого моря на севере и от западных этнографических границ современных украинского и белорусского народов, вплоть до реки Волги и предгорий Урала на востоке.

  Племена эти, ещё не объединённые в племенные союзы, живут на началах патриархального строя. По характеру основного хозяйства мы видим здесь четыре больших производственных района: степной — скотоводческий, лесо-степной — земледельческий, лесной — охотничье-рыболовческий и северо-восточный — металлический.

  Племена эти находились в постоянном материальном и культурном взаимообмене друг с другом, причём единицей обмена служил скот. Однако взаимоотношения этих племён не ограничивались только обменом продуктами производства и своею культурой, в том числе, в первую очередь, языком.

В своих взаимоотношениях они, естественно, находились в процессе постоянных племенных скрещений, вызывавших новые племенные образования и новые языки.

  По своему культурному и языковому развитию эти племена стояли на примитивной, доиндоевропейской, т.е. яфетической стадии развития. По своей культуре и языку это были яфетиды.

  По определению Н.Я. Марра, племя — «это определенное скрещение ряда племён, собственно племенное образование по признакам классового nроизводства, классовое племенное образование».

  «Племенное образование, — говорит Н.Я. Марр в другом месте, — это построение одной из входивших в его состав производственно-социальных группировок, с которой и переносилось на всё племя её название, оно же — звуковая сигнализация магической силы, оси соответственного объединения, с определённой поры — тотема, впоследствии — бога или богини (собственно, сначала богини и потом уже бога)».

  «Не случайно же в самом деле, — замечает Н.Я. Марр, — то, что в индоевропейских языках Рим (Roma), Афины, Спарта, не говоря о Трое, женского рода, как и название стран — отложения так называемых племенных названий».

  И подобно тому как племя всегда представляет собою известную племенную скрещённость, так же точно мы должны видеть и в каждом племенном наименовании скрещённость, т.е. «слияние двух и более однозначных различных слов того же количества племён, образовывающих одну общественность и скрещивающихся уже физически».