Национал-либерализм: история и идея

На модерации Отложенный


На сегодняшний момент национал-либерализм является самой популярной ветвью право-либеральной идеологии, наравне с классическим либерализмом, консервативным либерализмом и либертарианством.

 Сегодняшняя его относительная популярность вызвана, в первую очередь, кризисом неолиберального проекта. С одной стороны, топливом для его популяризации служит естественное стремление человека к большей свободе, а с другой, разочарование европейской и славянской цивилизации в антипатриотичной и антинациональной политике неолибералов, да и других левых либералов, господствующих ныне.

 Термин «национал-либерализм», знакомым с политикой людям понятен смысл этой политической философии, но у широкого числа людей складываются недопонимания о том, как он будет работать и какую идеологию несёт. Об этом будет рассказано в тексте.

 Национал-либерализм, как и любой другой вид либерализма, декларирует права и свободу индивида как высшую ценность. Соответственно, этот вид либерализма поддерживает идею невмешательства государства в жизнь людей и экономику, неприкосновенность политических, индивидуальных и экономических прав и свобод индивида. Но национал-либералы более консервативны в вопросах морали и этики, поддерживая традиционные институты и воспитание. К примеру, многие русские и европейские либералы рассматривали христианскую мораль как фактор, предостерегающий человека от безрассудства.

Национал-либералы рассматривают нацию как главного участника общественного договора и высший суверен, потому государство является собственностью нации и не должно действовать во вред ей. Из рассмотрения государства как собственности нации можно выявить идею, к примеру, об ограничении миграции в страну, поскольку многие мигранты представляют собой угрозу национальной свободе и суверенности. Неолибералы и интернационал-либералы критикуют национал-либералов как раз за то, что они контролем миграции принижают естественные права человека (право на свободу, а как следствие – право на перемещение). Но они забывают, что если последовательно придерживаться идеи об общественном договоре, и что народ есть высший суверен и хозяин земли своей, то незаконная или массовая миграция является обыкновенным нарушением права частной собственности, которое является естественным правом. К примеру, вы же не будете кричать о нарушении ваших естественных прав за то, что вам не дали проникнуть в дом без приглашения или прогуляться по стройке ядерного реактора, ведь тогда уже вы нарушитель естественных прав.

 Идея о сочетании свободы и традиций, которая была описана немногим выше, так же характерна для национал-либерализма. Как уже было написано, сохранение традиций в условиях свободы может быть обеспечено, да должно быть им обеспечено, прочными семейными ценностями, но не государством, как хотят национал-этатисты. Семья будет с ранних лет прививать индивиду понятия чести, достоинства, гуманизма и взаимоуважения. Дополнительной мерой по сохранению национальных традиций может быть церковь, общественные институты. Традиция в национал-либерализме является взаимным соглашением нации во имя своей свободы сохранения своего культурного наследия, а не обязанностью, возлагаемой государством. Впрочем, традиция и должна быть плодом национального самосознания и свободы, а если она будет государственным законом, то это уже не традиция, это обычная прихоть тиранов.

 Национал-либерализм с этической точки зрения продвигает идею взаимосвязи счастья нации с уровнем экономической и политической свободы. Если главная задача националиста заключается в обеспечении блага и единства нации, то задача национал-либерала – защитить нацию не только от мигрантов, но и от самого государства. И действительно, какое счастье и единство может быть у нации, над которой правительство, не ограниченное ни законом, ни гражданским обществом, ни общественным договором, имеет абсолютную власть? Для стабильного положения нации как высшего суверена необходимы ограничения государственной власти, гарантия естественных прав, верховенство закона, большое количество прав и свобод. То же самое и с единством нации. Если государство будет главным арбитром, то это и не единство вовсе, а простое принуждение со стороны правительства. Истинное же взаимопонимание и национальное самосознание исходит только из состояния свободы личности.

 Обобщая вышесказанное, националистический либерализм – политическая идеология правой ветви либеральной теории. Это политическая философия, совмещающая политические и экономические взгляды либерализма и националистические позиции по вопросам миграции, культуры и традиций.

 Впрочем, он появился далеко не в сегодняшние дни глобализма, его корни уходят примерно в XVIII век. Идеи умеренного национализма часто прослеживались в работах либеральных философов эпохи Просвещения: Жана Жака Руссо, Шарля Луи де Монтескье, Поль Анри Гольбаха, Джона Локка и Эдмунда Берка. Именно философы-просветители XVIII века стали основателями не только либерализма, но и национализма, поскольку многие из них рассматривали нацию как высший суверен и фундамент государственности. Вместо социальной вражды, они продвигают идею о сотрудничестве индивидов, ради установления национальной (общей) воли. Естественные права каждого человека и общественный договор, вот главные пункты философии просвещения.

 Революции эпохи Просвещения, такие как Славная английская революция, Американская борьба за независимость, Великая французская революция, Венгерская революция, Попытка восстания декабристов, унаследовав идеи либеральных философов, были пропитаны духом националистического романтизма, единства нации на пути к свободе.

 Националистический либерализм в России появился примерно в то же время, что и в Европе. Его возникновение было ответом на вопрос «Как адоптировать идеи просвещения под российские реалии?». Яркими примерами национал-либерализма в России были Василий Голицын, Александр Радищев, Михаил Ломоносов, Александр Пушкин, Михаил Сперанский, Николай Мордвинов, Алексей Хомяков, Иван Аксаков, Юрий Самарин, Виссарион Белинский, Константин Кавелин, Борис Чичерин, Петр Струве, Сергей Витте, Петр Столыпин, да и иные представители либерализма в России конца XVII-середины XX века, поскольку тогда русский либерализм включал в себя национализм.

 Спад популярности национал-либерализма в Европе пришелся на XX век, когда многие либералы стали перенимать левые идеи не только в экономике, но и в этике и политике. Однако, как было написано выше, с постепенной стагнацией лево-либеральных проектов реакционный национал-либерализм снова приобретает былую известность.