Российская доля на рынке нефти и газа ЕС уходит другим поставщикам

На модерации Отложенный

Мониторинг энергоресурсов

Доля российских поставок в общем объеме импорта нефти стран Евросоюза продолжает падать, следует из данных Евростата. Во втором квартале в годовом выражении доля РФ составила 2,7% (против 15,9% годом ранее, минус 13,2 процентного пункта, п.п.). В первом квартале этого года она составляла 3,2% (против 26% в январе—марте 2022-го).

Развернуть на весь экран


Стремительное падение объемов экспорта из РФ, напомним, началось после введения эмбарго на морские поставки нефти с 5 декабря 2022 года и на нефтепродукты — с 5 февраля 2023 года. Во втором квартале среднемесячный объем импорта российской нефти стран ЕС составлял 1,6 млн тонн (8,7 млн тонн за тот же период 2022 года).

При этом объемы ввоза остальных поставщиков нефти в Европу во втором квартале почти сопоставимо выросли — до 37,3 млн тонн с 31,5 млн тонн в апреле—июне 2022-го. В общем объеме импорта нефти ЕС во втором квартале росли доли Норвегии (на 3,5 п.п. год к году, до 13,7%), Казахстана (на 3,2 п.п., до 10,2%), США (на 2,1 п.п., до 13,6%) и Саудовской Аравии (на 2,3 п.п., до 9%). Эти страны фактически в равном объеме и заместили выпавшие российские поставки.

В целом же объем импорта нефти и нефтепродуктов стран ЕС во втором квартале этого года снизился на 3%. Это незначительное сокращение поставок, по оценкам старшего аналитика «БКС Мир Инвестиций» Рональда Смита, может объясняться динамикой заполнения хранилищ.

По данным Евростата, продолжила сокращаться доля России и в импорте трубопроводного газа. Во втором квартале она снизилась на 14,5 п.п.— до 13,8% общего объема импорта ЕС. Крупнейшими поставщиками в апреле—июне были Норвегия (доля — 44,3%), Великобритания (17,8%) и Алжир (16,5%).

При этом РФ по-прежнему занимает второе после США место по экспорту в Евросоюз сжиженного природного газа. Доля США во втором квартале составила 46,4% (минус 2,8 п.п. год к году), России — 12,4% (минус 2,7 п.п.). В целом импорт газа странами ЕС сократился во втором квартале год к году заметнее, чем нефти — на 17%. Это, полагает Рональд Смит, связано с высоким уровнем запасов газа, которого Европе удалось достичь благодаря теплой зиме и стремлению добиться сокращения потребления этого вида топлива.

Кристина Боровикова, Татьяна Едовина

Комментарий: Анатолий Несмиян

Фактически за год российский рынок трубопроводного газа в Европе оказался поделен и замещен третьими поставщиками. Падение доли России на рынке составило почти порядок по величине. К удивлению российских газовых менеджеров, Европа не только не замерзла, но и сумела переформатировать свой газовый баланс, хотя переход, как это всегда бывает, был небеспроблемным.
 
 Теперь на очереди СПГ, и уже начинаются движения в сторону вначале ограничения, а затем и полного отказа от сжиженного газа, покупаемого напрямую у российских поставщиков. Скорее всего, теперь через год-два-три и эта задача будет поставлена и решена. Менее травматично, чем отказ от трубопроводного газа, но безоговорочно.
 
 Причина та же - попытка Кремля использовать газ в качестве оружия привела к тому, что европейцы попросту сломали это оружие. И теперь угрожать нечем. Вообще, идея диктата и шантажа поставщика неэксклюзивного товара потребителю изначально выглядела форменным идиотизмом,