Clubhouse, Foursquare, а теперь еще и Threads: вспоминаем соцсети, которые приказали долго жить
На модерации
Отложенный
«Больше не использую Threads, потому что он недостаточно токсичный для меня, как для человека с двенадцатилетним стажем в Twitter*. Его лента буквально напоминает мем с улыбающейся собакой, сидящей в горящем доме», — так отзываются бывшие пользователи соцсети Марка Цукерберга. Приложение для обмена сообщениями продолжает стремительно терять пользователей. Их число уже сократилось на 13 миллионов человек, то есть примерно на 70 % по сравнению с летними показателями. Вспоминаем соцсети, которые казались перспективными, но довольно быстро сдулись.
Разработчики обещали пользователям новый способ взаимодействия в социальных сетях, и старт действительно был впечатляющим. Всего за месяц после запуска количество активных пользователей Threads достигло пика в 49 миллионов. А уже к концу июля от них осталось меньше трети. Среднее время, проведенное пользователями в приложении, тоже снизилось — до пяти минут в день.
В руководстве Meta** говорят, что ожидали подобную статистику, и она их не пугает. Компания планирует повышать вовлеченность юзеров внедрением новых функций, после чего займется монетизацией платформы.
Изначально сеть привлекала простотой регистрации: многим пользователям даже не нужно было создавать учетную запись, они могли просто импортировать информацию из «Инстаграм»**, и их лента Threads мгновенно заполнялась знакомыми лицами.
Марк Цукерберг рекламировал платформу как более дружелюбную версию Twitter* (теперь X) и зону, свободную от поднадоевших новостей и политики. После того как ажиотаж спал, стало ясно, что проекту чего-то не хватает. Например, хештегов, без которых невозможно узнать, что думают пользователи сети о происходящих громких событиях. Весь мир ограничивается лентой.
Маша Троицкая, шеф-редактор:
— Я стараюсь пробовать все новинки, чтобы не забронзоветь и вообще знать, чем живет человечество. Но с Threads ничего не поняла: приложение напоминает экстремистский «Инстаграм»**, но удобнее, потому что можно цеплять, например, картинки, когда отвечаешь кому-то в треде. Ок, понятно, но зачем?
В итоге знаменитости тоже потеряли интерес к Threads. Ютубер с ником Мистер Бист, который почти сразу превзошел по популярности Цукерберга, прекратил публиковать новые сообщения в сети пару недель назад. Член Палаты представителей США Александрия Окасио-Кортес (у нее 1,2 миллиона подписчиков) за последний месяц не написала ни одного поста, а популярный геймер с ником Pokimane (531 тысяча подписчиков) не заходил в Threads уже две недели.
Телепортируемся в 2009-й, который был назван годом социальных сетей. Тогда появилась кнопка «Мне нравится», Facebook**, превзойдя MySpace, стал самой популярной платформой в США, а пользователи провели в блогах и пабликах больше времени, чем в электронной почте.
В том же году было запущено приложение «для поиска лучших мест в любой стране мира» Foursquare. Оно стало верным спутником любителей активного лайфстайла и в период расцвета насчитывало миллионы пользователей.
Аня Батурина, редактор рубрики «Еда»:
— Я обожала Foursquare, потому что можно было стать самой первой, успеть раньше друзей отметиться в каком-то модном месте. Помню, что дала четвертому этажу «Цветного» имя «Этаж богов» — и оно даже набрало популярность. И самое приятное, «мэром» своего спортзала можно было стать, отметившись там всего два раза!
К 2010 году технологии определения местоположения, казалось, были повсюду: одна история с космонавтом, который зачекинился в космическом пространстве, чего стоит! А Starbucks даже придумали тогда симпатичную акцию: «мэры» кофеен сети получали фраппучино всего за доллар.
Ну и поскольку подражание — самая искренняя форма лести, Facebook** запустил сервис «Места» (Facebook Places).
В 2011 году соцсеть набрала более восьми миллионов пользователей, среди которых засветились тогдашний президент США Барак Обама и мэр Нью-Йорка Майкл Блумберг.
В последующие годы сервис продолжал расти, но приоритеты юзеров стали меняться: постепенно друзья, которые когда-то чекинились то в «Гараже», то в киноцентре на Красной Пресне, притихли. В 2014 году компания разделилась на две части. Функции чекина перешли к Swarm, а Foursquare стал по сути приложением для рекомендаций путешественникам вроде TripAdvisor. Однако перезапуск не вернул сервису былую славу.
Екатерина Сахарова, лайфстайл-редактор:
— Я много лет пользовалась программой Swarm. Прикольно было видеть, где находятся твои друзья, — можно было внепланово с ними встретиться. Ну и звание «мэра», которое я получила в спортивной студии, стимулировало ходить на занятия. Наверное, в последние годы я уже соревнуюсь сама с собой, но приложение пока не удалила и по привычке чекинюсь.
В разгар пандемии коронавируса, в марте 2020 года, Рохан Сет и Пол Дэвисон запустили бета-версию аудиосоцсети Clubhouse. Главная ее особенность — общение только голосом. Любой пользователь может создать «комнату»: открытую, приватную или только для членов сообщества.
Александра Москалец, SMM-редактор:
— Threads как будто бы повторяет «Телеграм»; Clubhouse не понравился, потому что не люблю аудиоформат: и подкасты, и когда одновременно много человек в голосовом чате.
В России изначально сервисом пользовались известные предприниматели, маркетологи, люди из ИТ- и медиандустрии, а затем в Clubhouse пришли бренды: например, «Яндекс», Mail.ru Group, ВТБ и другие. Звезды устраивали там дебаты, вспомним хотя бы «Внимание, токсично: адекватный феминизм», в которых участвовал Михаил Барышников, Сергей Минаев и Ксения Дукалис, или комнаты «Антиглянца». Жизнь там бурлила: появлялись постоянные шоу, проходили интервью со знаменитостями и случались медиаразборки. И тем не менее сохранить популярность приложению не удалось — спустя несколько месяцев о нем благополучно забыли.
А помните, был еще такой Periscope, где велись бесконечные прямые эфиры? В России он появился в 2015-м. Приложение сделали два друга: Кейвон Бейкопур и Джо Бернштейн. В Стамбуле, куда они собирались в путешествие, тогда начались протесты. В новостях сообщали, что полицейские используют слезоточивый газ, и Бейкопур пытался понять, не опасно ли ехать в забронированный отель. Ему пришла идея создать «приложение-телепорт», чтобы можно было увидеть происходящее в прямом эфире.
Старт оказался стремительным: за первые 10 дней — 10 миллионов скачиваний в App Store и Google Play. Расцвет пришелся на 2016-й: тогда площадку облюбовали рэперы и стали проводить трансляции батлов. Но Facebook** в итоге одолел Periscope, когда тоже запустил онлайн-трансляции и переманил аудиторию.
В декабре 2020-го компания объявила о планах закрыть сервис, сославшись на увеличение расходов на обслуживание и значительное сокращение числа пользователей.
*Сервис заблокирован в России
**Компания Meta и ее дочерние организации признаны в России экстремистскими и запрещены
Фото: Unsplash, архив пресс-службы.
Комментарии