Главный изъян попаданцев, исправляющих историю
На модерации
Отложенный
Петр Струве, ровесник Ленина, в молодости был романтиком. Сначала либералом, потом социалистом. В двадцать лет основал марксистский кружок. Позже стал редактором марксистских журналов, деятельно свергал монархию и приближал революцию.
По мере взросления господин Струве изучил экономику, занялся реальными делами и закономерным образом стал консерватором — как и подобает порядочному, умному человеку. В 1917 году работал в Министерстве иностранных дел.
Разрушительную Октябрьскую революцию не принял, боролся с большевиками, после начала красного террора вынужден был покинуть Россию. В 1941 был арестован нацистами, зимой 1944 умер в Париже от естественных причин.
Вот знаменитая история, ярко выражающая эволюцию взглядов экономиста (ссылка):
…после лекции [о Февральской революции] начались прения, и Струве заявил, что у него была единственная причина для критики Николая II — что тот был излишне мягок с революционерами, которых, по словам Струве, нужно было «безжалостно уничтожать». Шульгин в шутку спросил, уж не считает ли Струве, что и он сам должен был быть уничтожен. Струве, чрезвычайно разволновавшись, воскликнул:
— Да!
И, встав со своего места, зашагал по зале, тряся седой бородой.
— Да, и меня первого! Именно так! Как только какой-нибудь революционер поднимал голову свою — бац! — прикладом по черепу!
А вот статья самого Петра Бернгардовича под названием «Интеллигенция и революция» из знаменитого цикла «Вехи» (ссылка). Я увидел в комментариях пару строчек оттуда и решил прочесть источник. Не пожалел — хоть статья и устарела, так как была написана в 1909, но деструктивная роль русской интеллигенции обозначена там очень точно. Процитирую несколько интересных фрагментов.
Носителем этого противогосударственного «воровства» было как в XVII, так и в XVIII в. «казачество». «Казачество» в то время было не тем, чем оно является теперь: не войсковым сословием, а социальным слоем, всего более далёким от государства и всего более ему враждебным. В этом слое были навыки и вкусы к военному делу, которое, впрочем, оставалось у него на уровне организованного коллективного разбоя.
Пугачёвщина была последней попыткой казачества поднять и повести против государства народные низы. С неудачей этой попытки казачество сходит со сцены, как элемент, вносивший в народные массы анархическое и противогосударственное брожение. Оно само подвергается огосударствлению, и народные массы в своей борьбе остаются одиноки, пока место казачества не занимает другая сила. После того как казачество в роли революционного фактора сходит на нет, в русской жизни зреет новый элемент, который — как ни мало похож он на казачество в социальном и бытовом отношении — в политическом смысле приходит ему на смену, является его историческим преемником. Этот элемент — интеллигенция.
<…>
Идейной формой русской интеллигенции является её отщепенство, её отчуждение от государства и враждебность к нему.
<…>
Замечательно, что наша национальная литература остаётся областью, которую интеллигенция не может захватить. Великие писатели Пушкин, Лермонтов, Гоголь, Тургенев, Достоевский, Чехов не носят интеллигентского лика.
<…>
В борьбу с исторической русской государственностью и с «буржуазным» социальным строем… интеллигенция внесла огромный фанатизм ненависти, убийственную прямолинейность выводов и построений, и ни грана — религиозной идеи.
И действительно. Пушкин, Лермонтов, Достоевский — объективно талантливее и умнее подавляющего большинства революционеров, они остро мыслят, тонко чувствуют, ясно излагают.
Однако им в голову не приходит заявлять, что они имеют право судить человечество и перекраивать наш грешный мир на свой вкус.
У интеллигенции — как у дореволюционной, так и у современной — самомнение не ограничено ничем. Условный кандидат наук, выходящий с белой ленточкой на Болотную или анонимно пишущий гадости в комментариях в Фейсбуке, твёрдо убеждён: он рационален, он прав, он точно знает, что и как надо изменить в огромной России, чтобы наши дела немедленно изменились к лучшему.
В начале ХХ века глупость и пагубность теории марксизма не были ещё очевидны. Тогда многим казалось, что всё очень просто: есть паразиты-капиталисты, которые не выполняют никакой полезной работы, но только забирают себе прибавочную стоимость. Избавимся от паразитов, и экономика расцветёт. В 1918 экономику России начали переводить на марксистские рельсы, и вскоре выяснилось, что буржуи — это как моторное масло в автомобиле. Ехать без масла машина может, но медленно, плохо и недолго.
Но это всё выяснилось позже, а в условном 1905, например, марксизм выглядел вполне респектабельной теорией, даже научной. Так вот: решив для себя, что марксизм — это хорошо, наш интеллигент скачком делал следующий вывод — цель оправдывает средства и, следовательно, он имеет право на любые преступления, на любые некрасивые поступки, если только они продвинут его в желаемом направлении. Стрелять в жандармов? Да. Выступать на стороне Японии против России? Разумеется. Всячески поддерживать и выгораживать гнуснейших преступников, покуда их лозунги тебе симпатичны? Само собой!
Проблема либеральной интеллигенции тех лет, равно как и их нынешних духовных наследников, заключается в безнадёжной оторванности от элементарной человеческой морали. Они не видят разницы между анекдотом, компьютерной игрой и реальной жизнью. В разговоре с ними спотыкаешься о самые базовые принципы: что убивать и пытать людей — плохо, устраивать теракты — плохо, отбирать у крестьян еду, обрекая последних на голодную смерть — плохо.
Нормальный человек не будет кидать бомбу в чиновника ради счастья во всём мире. Он может кинуть бомбу в компьютерной игре, так как знает, что это просто декорации, но убивать живых людей ради отвлечённых теорий нормальный человек не готов. Может быть, наш герой и согласен, что вот этот конкретный чиновник является помехой для всеобщего счастья, но данное родителями воспитание не позволяет ему пойти на преступление такого рода.
Человек менее нормальный — глупый и жестокий, не ценящий жизни других людей — также откажется кидать бомбу ради марксизма, так как он знает, что существуют тюрьмы, и он не хочет там оказаться.
На дореволюционную интеллигенцию, к сожалению, эти ограничители не действовали. Не действуют они и на нынешних несистемных оппозиционеров. Нормальный член общества на их месте мог бы подумать так: «я абсолютно убеждён, что я прав, но моя правота — не повод воровать и убивать». Борец с режимом думает иначе: «я убеждён, что я прав, следовательно, мне позволено абсолютно всё».
Сама русская история побуждает писателей сочинять книги про доблестных попаданцев, которые переносятся в прошлое и помогают нашей стране избежать страшных ошибок. Жанр приятно-мечтательный, как и положено научной фантастике, однако в самой его идее заключён серьёзный изъян.
Нам не надо ехать на машине времени в прошлое, чтобы помочь России, это совершенно лишнее. Вот прямо сейчас, в 2023, нам угрожают примерно те же опасности, что и в 1909 году. Это не мы должны помогать прошлому: это прошлое может помочь нам избежать тех ловушек, в которые наша империя угодила более 100 лет назад.
Комментарии
Модестов, знаешь, что самое смешное? Ты пишешь от имени клуба интеллектуалов. Это вообще нонсенс. Если ты позиционируешь себя, как "интеллектуал", то твое ЧСВ просто непомерно.
Могу тебе сказать, что твоя болезнь известна, изучена, но к сожалению, лечению не поддается. Ты, конечно, можешь поддерживать свое состояние медикаментозно, чтобы не срываться на окружающих тебя людей, но это все как мертвому припарки.
Ты жалок, Модестов. Твоя упоротая и гнилая ненависть ко всем Победам России времен СССР вызывает лишь сожаление из-за твоего убогого состояния...
1881ru,
Притче про мудестова, идеально совпадает!
А ПОТОМ ОН ПРОЗРЕЛ! АЛИЛУЙЯ!
"А нет ли у нас такой церкви, как в американском кино, где афроамериканцы спиричуэлсы поют? Хочу к ним в хор. Чтоб выскакивать с дикой рожей и орать "я была грешна и торговала резиновыми членами, но теперь я прозрела!" Тут в хоре неловкая пауза. И огромный чёрный брат сзади: "АЛИЛУУУУЙЯ!!!" И пастор, или как там его, кто за главного у них: "возрадуемся за сестру нашу!" И тут баба с 7 размером сисек на рояле блямс-блямс... И хор: "Летс май пипл гоу!" И все хлопают в розовые ладоши. Правда же здорово?"
1881ru, Прямо с языка снял. Меня тоже поразило сочетание: Модест и Клуб интеллектуалов? Модест и сообщество маргиналов - это соответствует действительности. Но как человек с корявым языком и абсолютно безграмотный мог затесаться к интеллектуалам, это парадокс нашего времени.
Олег Модестов,
В. Нечапай, это точно. Нонсенс и парадокс в одном упоротом флаконе)).
Либер Полли, поржал))
Либер Полли, Есть
Комментарий удален модератором
В. Нечапай,
Либер Полли,
Комментарий удален модератором
Олег Модестов, это же разврат, все вперёд, а ты всё в зад.
1881ru, Это не я. Это ты просишь. Я только вперед. Ты у нас "культурный марксист".
В. Нечапай, Это ты свой зад мечтаешь своему кумиру подставить. Я себе кумиров не создаю
1881ru,
Комментарий удален модератором
Олег Модестов, твой кумир Николашка уже давно дуба дал а ты до сих пор натужно воешь. А про зад здесь только ты картинки рисуешь. У кого что болит, тот про это и говорит.
В. Нечапай, Твой Вовка дано в своем зиккурате протух. Потому и вонища от его трупа на весь мир.
В. Нечапай,
1881ru,
Либер Полли,