"Простым людям" про капитализм

На модерации Отложенный

ЧАСТЬ 1, ЧАСТЬ 2

   Для тех самых «простых людей», о которых Вен.В. Ерофеев... Которые, согласно А.А. Дудаеву, он же В.Ю. Сурков, «глубинный народ». На волну коллективного бессознательного которого, по словам Э.А. Памфиловой, настроено первое лицо государства.

   В адаптированном виде текст вполне может быть использован в качестве учебного пособия для школьников младших классов. Продолжение бесед на политэкономические темы, предмета, который сильно не любил во время изучения на кафедре марксизма- ленинизма, но заинтересовался в девяностые, когда в свободном доступе появились материалы, освещающие предмет с иных точек зрения.

   Зачем пишу? Да потому что сам стал знать и понимать сие где-то около сорока, во второй половине жизни, когда возникла возможность читать ранее недоступное. Кафедра марксизма- ленинизма ничего подобного не рассказывала. Знаю, что помимо тех, кто понимает написанное лучше меня в силу образования и профессии, подавляющее большинство не знает вообще ничего, по-прежнему полагая, будто «в Америке негры недоедают» («пусть присылают- доедим»(С)), а определение фашизма, например, дают по Георгию Димитрову, а отнюдь не Умберто Эко или Лоуренсу Бритту, не говоря уже об основоположнике Бенито Муссолини.

   Очень простое определение капитализма дал австралийский и британский политолог и экономист Кеннет Миноуг: «Капитализм- то, чем занимаются люди, если их оставить в покое». В Рунете цитата широко представлена, но автор абсолютно во всех русскоязычных цитатниках назван Мигоутом. А он Миноуг- Kenneth Minogue. Поэтому реальный источник найти трудно, переведя же на английский, запросто.

   То есть. Вы в школе почтовыми марками менялись? Ну, там марки на марки, значки, монеты, боны, картинки импортных автомобилей... В эпоху совка весьма высоко ценились просто картинки из Сказочного Мира Добра, Полезных Ништяков, Ровных Дорог и Чистых Туалетов. Какое наслаждение доставляло разглядывание фотографий западных товаров в затрёпанном до дыр каталоге Quelle. При полном отсутствии возможности купить подобные товары... На порнографические картинки в конце концов. Всё это и есть капитализм. Обычный нормальный капитализм. Добавим термин- рыночный. Ты мне, я тебе. При этом вокруг вас в «стране советов» был сплошной социализм, но отношения между менявшимися своими ништяками школьниками были вполне рыночно-капиталистические.

   Маркса помяну кратко, он про то же. Когда обезьяны, превратившиеся в сапиенсов, научились делать топоры, стали выменивать их у других обезьян на овец, которых слишком много расплодилось, всех не съешь, это тоже был капитализм. Неважно, что строй первобытнообщинный, капитализм существовал и существует внутри любой общественной формации и системе правления от анархии до жесточайшей диктатуры.

   У животных, которые не сапиенсы, капитализма нет. Для капитализма необходим хотя бы минимальный интеллект. Животные могут отнимать еду у других силой, могут делиться: мать с детёнышем, самец с самкой или наоборот, просто со старым, слабым и больным, альтруизм тоже присутствует. А вот обмена нет. Не станет собака менять говяжью кость на свиную, обезьяна банан на манго. Обезьяна стала сапиенсом не когда сделала первый топор, шимпанзе какие-то простейшие инструменты делать умеют. Она им стала, когда обменяла топоры на овец. Рыночная экономика превратила обезьяну в человека.

   Далее. В эпоху античности Одиссей разводил на Итаке коз, делал сыр, менял его на оливки с другого острова, вино с третьего, бронзовые изделия с четвёртого. Вступая в рыночные, то есть, капиталистические отношения с партнёрами. При том, что эпоха была рабовладельческой. А что в двадцать первом веке рабовладения нет? Обменять сыр на оливки выходило дешевле, нежели напасть на соседей с оружием и отнять силой. Потери с обеих сторон, игра с отрицательной суммой. Рыночный обмен- всегда игра с положительной суммой.

   Рыночный капитализм- естественная модель поведения психически здорового человека, основанная на очень простой мысли Эпикура Самосского: «Человеку свойственно стремиться к наслаждениям и избегать страданий». А наслаждение в разнообразии. Если тебя кормить одной только чёрной икрой, быстро взвоешь, будешь искать, у кого бы обменять икру на горбушечку чёрствого чёрного, да пусть белого, хлеба. 

   Когда вы меняете марки на значки или порнографические картинки, вам при этом никто не мешает, это и есть рыночный капитализм. Если же в процесс обмена вмешивается здоровенный старшеклассник и говорит, что каждую третью марку и открытку вы должны отдавать ему, сие уже феодализм. Рынок наличествовал и при этом строе, только буржуа (см. ниже) вынуждены были «отстёгивать» герцогу или барону, аналогам бандитов из девяностых.

   В эпоху феодализма в Западной Европе существовали города с преимущественно торговым и ремесленным населением. Советский фильм-сказка «Город мастеров» 1965 года вполне реалистично описывал ту эпоху. Хороший фильм, рекомендую для просмотра подросткам. Master- хозяин в переводе с английского. Хозяин своего дела. Житель города (бурга), горожанин- буржуа или бюргер, соответственно на французском и немецком. Мещанин (място- город) по-польски, гражданин (град) по-русски. 

   В городах существовало самоуправление, буржуа (горожане) выбирали магистрат, бургомистра. Но. Платили бандитам, главный из которых звался бароном, герцогом, графом, общее понятие феодал, за охрану. В средние века феодалы были уже вполне цивилизованными, образованными людьми- аристократами. Но на их бандитскую экономическую сущность сие не влияло. Естественно, несмотря на самоуправление, бандиты- феодалы в городские дела тоже вмешивались. Суть начавшихся в шестнадцатом веке с Нидерландов буржуазно-демократических революций заключалась в освобождении граждан (буржуа) от власти феодалов.

   Возвращаемся в школу. Когда в ваш обмен вмешивается учительница, требуя, чтобы три, а то и все четыре марки или открытки из каждых четырёх вы отдавали ей, одну она оставит себе, другую отдаст завучу, третью директору, а четвёртую детям бедных родителей, это социализм, нобелиант по экономике Фридрих Август фон Хайек употребляет более общий термин коллективизм, см. ниже. Насчёт бедных, возможно, врёт, не исключено себе оставит, с завучем или директором поделится. А вам она взамен даст пососать леденец за пять копеек.

   При этом каждый день в школе будут проводиться собрания, на которых учителя расскажут, что дети этой школы самые счастливые в сравнении с другими школьниками, им дают леденцы, а в других школах, где учатся разные Чиччо и Чиполлино, не дают, там детей просто бьют. Конечно, посетить эти школы, дабы увидеть, как на самом деле, никто не позволит. 

   Это марксистский вариант социализма, бывает ещё, например, национальный: для своей нации всё, остальным газовые камеры. В СССР, как известно, социализм был классовым, для классово неправильных существовала Колыма или пуля в затылок. Кстати, душегубки изобрели в НКВД в тридцатые, фамилию изобретателя забыл, но легко нагуглить.


   Теоретически существовал ещё некий мифический «социализм с человеческим лицом», которого хотели в шестьдесят восьмом чехи, одним из идеологов был Зденек Млынарж, засравший им мозги своему однокурснику по МГУ Михаилу Горбачёву. Сторонниками данного вида социализма были «еврокоммунисты» Берлингуэр, Карвальо, соответственно, итальянский и испанский генсеки компартий и другие, отделявшие его от «реального социализма», того, который имел место в СССР, абзац выше.

   Советские вожди и пресса мягко критиковали дальше и дальше отходивших от марксизма «еврокоммунистов», поскольку те всё же руководили достаточно массовыми компартиями, левее которых были совсем уж отмороженные уголовники типа Ульрики Майнхоф из «Фракции Красной армии».

   В реальности «социализма с человеческим» лицом никто никогда не видел, только мурло Адольфа Виссарионовича Ульянова или Полпота Кимирсеновича Маоцзэдунова: «Шаг влево, шаг вправо...» (С) 

   Термин «скандинавский социализм» неуместен, ибо это не социализм, а социальное государство, welfare state. Экономика этих стран рыночная, в основе её частная собственность.

   Вообще-то, одну и ту же систему можно назвать и капитализмом, и социализмом: «Не стоит сковывать себя идеологическими и практическими спорами, какое имя это всё носит: капитализм или социализм» (Дэн Сяопин, 1992 год). Правящая в Китае коммунистическая партия с конца семидесятых разрешила частную собственность и устроила рыночную экономику под партийным контролем. У Муссолини и австрийского художника было почти то же самое.

   О том, что между социализмом и государственным капитализмом нет принципиальной разницы писал не кто иной, как дедушка Ленин. 

   «Сын юриста» (С) никак не описал экономическую модель, которую назвал социализмом, только сформулировал, что самая маргинальная, малограмотная, криминализированная часть общества (примерно так пролетариат в переводе с латыни) должна отобрать средства производства у рачительных хозяев, тех самых мастеров- буржуа. Захватившие власть в России большевики так и поступили. 

   Всю собственность забрали себе, заявив, что именно они будут управлять ею. Назвали такую политику военным коммунизмом. Всё произведённое забираем себе, потом будем распределять. Тут же абсолютно все перестали работать, жрать в стране стало нечего, что, правда не мешало жене командующего Волго-Каспийской флотилией Ф.Ф. Раскольникова и одновременно любовнице Льва Давидовича Ларисе Рейснер в 1919 году принимать ванны из шампанского, есть опубликованные свидетельства. Спасали Россию от голода международные организации, Гувер, Нансен... До большевиков дошло, что военный коммунизм не работает, ввели нэп, разрешив мелкую частную собственность, иностранные концессии.

    Итальянский социалист, главный редактор газеты «Аванти» Бенито Муссолини, который по некоторым свидетельствам, например, советского режиссёра Г.В. Александрова, снимавшего в 1965 году фильм «Ленин в Швейцарии», был лично знаком с Ильичом, пил с ним пиво в Женеве в начале двадцатого века, посмотрел на творившиеся в России безобразия и, как его якобы знакомый тридцатью с лишним годами ранее, решил идти другим путём.

   Пламенный Бенито порвал с социалистами, заявив, что марксистский социализм в России себя дискредитировал (в Европе это было понятно большинству населения, «...и средства обосрали цель...»(И.М. Губерман)), в 1919 году создал «Итальянский союз борьбы» (Fasci italiani di combattimento). Союз по-итальянски fasci, на латыни fascio- связка, пучок. Отсюда и слово фашизм. М.И. Веллер популярно объясняет в своих видео, что фашизм в переводе коллективизм. Это он не сам придумал, а нобелевский лауреат по экономике Хайек. Можно ещё вспомнить слоган «Народ и партия едины» (С).

   Муссолини помимо слова фашизм использовал и более широкий термин корпоративизм, теория, согласно которой ячейками общества являются не личности, как это предполагает либерализм, а социальные группы, объединённые разными признаками, например, профессиональными. Веллер использует термин коллективизм, современные христианские демократы- солидаризм. В принципе одно и то же. Антииндивидуализм...

   «Единица - вздор, единица - ноль, ...Партия — это миллионов плечи, друг к другу прижатые туго...» (В.В. Маяковский)

   «Кто много мыслит, тот непригоден в качестве члена партии: своей мыслью он легко пробивает границы партии» (Фридрих Ницше)

   Упаси, Криэйтор, от сопоставления, но, что было в СССР и в ряде европейских, скажем так, недемократических стран, являлось государственным капитализмом (см. выше цитату «самого человечного человека»(С)). За одним отличием. В Советском Союзе частное предпринимательство после семи- восьми лет нэпа, накормившего голодную страну, снова прикрыли, крестьян загнали в колхозы, ужесточили дисциплину на производстве («...кудрявая, что ж ты не рада?...»(С)), устроили ещё один массовый голод 1932- 33 г.г. Все средства производства принадлежали государству, управлялись государственными чиновниками, которых позже Милован Джилас и М.С. Восленский назвали классом номенклатуры.

   В, скажем так, недемократических странах Европы до такого идиотизма, как полный запрет частной собственности, не дошли, ибо неэффективность государственного менеджмента очевидна даже в крупных корпорациях, не говоря уже о сельском хозяйстве, производстве товаров для населения, бытовых услугах. 

  Если Муссолини назвал свою партию фашистской, образовав термин от слов связка, пучок, союз, в центрально-европейской стране правящая партия была и социалистической и рабочей (arbeiter). Но националистической. Социализм только для титульной нации, нацменьшинства идут на ... У Муссолини до 1938 года национализма не было, евреи, например, были членами фашистской партии и входили в правительство.

   То есть, частная собственность в недемократических странах Европы была разрешена также, как в демократических, но под жёстким контролем государства. Даже государственные планы составлялись. От частных предприятий требовалось их выполнение.

   В недемократических странах нет принципиальной разницы, разрешена частная собственность или запрещена, это частные случаи государственного капитализма. Там, где нет запрета на частную собственность, эффективность экономики и уровень жизни населения априори выше, чем там, где запрещена. А принципиальной разницы нет. Государство официально и силовые структуры неофициально стригут частника в свою пользу, тратя состриженное на фаллометрию и идокопасы. Что в Заире при Мобуту Сесе Секо, что в Доминикане при Трухильо, что при австрийском художнике, что...

   ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ, продолжение в источнике