«Боже, какой типаж!»: самые яркие образы Михаила Пуговкина в кино. К юбилею народного артиста СССР Михаила Пуговкина

На модерации Отложенный

13 июля исполняется 100 лет со дня рождения советского и российского актера театра и кино, народного артиста СССР Михаила Пуговкина, который сыграл более 100 ролей в кино и навсегда вошел в историю отечественного кинематографа. Пуговкин – это лучшие комедийные роли, море обаяния и всегда – характерные персонажи. Всю жизнь он играл роли второго плана, иногда – просто комические эпизоды. Однако назвать его путь в кино недостаточно успешным нельзя. Его таланта хватало на то, чтобы своим появлением на экране вытащить самый скучный фильм в лидеры проката. Что ни роль, то точное попадание в образ.

На самом деле настоящая фамилия прославленного актера – Пугонькин. Но когда он начал сниматься в кино, то чуть подправил ее, решив, что с такой «испуганной» фамилией в кино делать нечего. Фамилия Пуговкин звучала ярче и запоминалась. Но – словно предопределила комедийное амплуа актера. Пуговкин немного грустил об этом, мечтая о серьезных драматических ролях. В одном из своих интервью актер сказал: «Жаль, что режиссеры видели во мне только комедийного артиста. Я, конечно, на роль Гамлета не претендовал, но ведь у Шекспира в «Гамлете» был и Могильщик!».

  Однако Михаил Пуговкин не унывал и считал, что высшее утешение для артиста – это любовь зрителей. Он рассказывал: «Я как-то в такси проехался, а шофер посмотрел на меня и обрадованно говорит: Ой! А я вас знаю! Вы в кино всегда Пуговкина играете! Вот это и есть моя главная награда».

  О самых ярких ролях Михаила Пуговкина в кино :

  Яшка-артиллерист, «Свадьба в Малиновке» (1967)

  Одну из лучших своих экранных работ – роль Яшки-артиллериста – Пуговкин сыграл в фильме «Свадьба в Малиновке». Это была первая цветная широкоформатная музыкальная комедия в СССР. Не удивительно, что картина сразу стала невероятно популярной. За первый же год ее посмотрели почти 75 миллионов советских зрителей.

  А ведь актер мог и не сыграть эту роль, хотя режиссер Андрей Тутышкин с самого начала утвердил его. Однако помощница режиссера, мечтавшая пригласить на эту роль своего знакомого актера, раз за разом плела интриги. Она говорила, что Пуговкин очень занят и ему просто невозможно дозвониться. Наконец Тутышкин не выдержал, позвонил Пуговкину сам и с изумлением выяснил, что актер на месте, готов сниматься и с радостью принимает приглашение. В результате эта яркая роль надолго стала визитной карточкой Пуговкина.

  Чтобы поставить танец «В ту степь», Пуговкин целый месяц занимался под руководством балетмейстера Галины Шеховской. В результате ему удалось добиться в танце такого куража, что эта короткая сценка стала одной из центральных в фильме. А ведь на фронте Пуговкин был ранен и ему собирались ампутировать ногу. Даже спустя годы он танцевал, превозмогая боль.

  Прораб Павел Степанович, «Операция «Ы» и другие приключения Шурика» (1965)

  В фильме Гайдая «Операция «Ы» и другие приключения Шурика» Пуговкин снова танцует. Виртуозный и легкий танец его героя мог бы потрясти воображение, если бы не был так неуместен в мизансцене. Прораб Павел Степанович в исполнении Пуговкина – верх нелепости и самолюбования. Это едкая сатира сразу на всех глупцов во власти.

  Актер очень органичен в этой роли. Его герой постоянно изрекает невероятную ахинею, причем делает это очень убедительно: «Силой воображения представьте себе, какой жилмассив будет здесь создан. Только в нем одном будет установлено 740 газовых плит, то есть в 740 раз больше, чем было во всем городе до 1913 года!». Даже вид прораба нелеп: он одет безвкусно, в то, что совсем не подходит ему по статусу и стилю. Завершает абсурдность образа вышиванка и пробковый шлем – «подарок из Африки».

  Немногие знают, что изначально режиссер Леонид Гайдай пригласил Михаила Пуговкина на роль тунеядца Феди, которого перевоспитывает Шурик. Однако в результате актер сыграл прораба на стройке и – вошел в историю. Говорят, что впоследствии Гайдай приглашал актера такими словами: «Я вам дам сценарий, а вы скажете, кого хотите играть!». А кинокритики нового века высказывали предположение, что герой Пуговкина в «Операции «Ы» – это тонкая пародия на самого Никиту Хрущева.

  Отец Федор, «Двенадцать стульев» (1971)

  «Не корысти ради, а токмо волею пославшей мя жены» – эта фраза сразу вызывает в памяти образ отца Федора. Михаил Пуговкин вписался в эту роль идеально. А ведь актер сомневался в том, стоит ли браться за нее. Он был верующим человеком, и сатирическая трактовка образа священника казалась ему почти богохульством. В результате сомнения развеяла мать Михаила Пуговкина, которая была очень значимым для него человеком. Она благословила сына на эту роль. Мол, ты же не трогаешь Бога или веру, а всего лишь высмеиваешь алчного пастыря.

  Не все знают, что съемки в фильме потребовали от актера настоящей самоотверженности.

Один из эпизодов снимали в Дарьяльском ущелье, напротив Эльбруса. Там была высоченная скала, на которую надо было вскарабкаться актеру. Он лез долго, чуть не сорвался и ободрал себе все руки. Однако когда знаменитая сцена с колбасой во рту была уже снята, оказалось, что в кадре высота не чувствуется. Это выяснилось уже в Москве, когда натурные съемки завершились. И тогда весь снятый материал пошел под нож, а эпизод пришлось снимать заново, уже в павильоне на «Мосфильме», где для этого построили фанерную скалу.

  Но вынужденный альпинизм – это еще не все, что пришлось вынести актеру ради искусства. Когда снималась сцена ярости и отчаяния отца Федора, он целых шесть часов – дубль за дублем – рубил стулья из гарнитура генеральши Поповой на берегу моря. Дело было в октябре на пронизывающем ветру, и Пуговкин заработал радикулит, который потом беспокоил его всю жизнь.

  Однако образ отца Федора получился выше всяких похвал. Михаил Пуговкин в нем не только комичен, но и страшен. Он смог показать всю бездну отчаяния и безумия, в которую погружается персонаж после того, как обнаруживает, что сокровищ в стульях нет. Сцена сумасшествия разыграна Пуговкиным великолепно, а сам фильм вошел в золотой фонд отечественного кинематографа.

  Кинорежиссер Якин, «Иван Васильевич меняет профессию» (1973)

  

  Фильм «Иван Васильевич меняет профессию» считается одной из лучших работ Гайдая. Картина стала лидером советского кинопроката. Уже в год выхода ее посмотрели более 60 млн зрителей. И до сих пор это одна из любимейших в народе отечественных кинолент.

  На все роли в этом звездном фильме пробовалось множество актеров. А вот в образе амбициозного режиссера Якина режиссер сразу хотел снимать только Пуговкина. Правда, когда его кандидатура утверждалась на худсовете, многие были против. Как же это? Михаил Пуговкин, комедийный актер, воплотивший множество нелепых образов, и вдруг – сыграет режиссера, собрата по цеху? Однако за кандидатуру актера заступился автор «Баллады о солдате» Григорий Чухрай. «Товарищи режиссеры, – сказал он. – Вы все думаете о себе очень хорошо. И зря. Пуговкин вам покажет, какие типы среди нас встречаются!».

  «Боже, какой типаж! Браво, браво!» – восторженная восклицает его герой при появлении Ивана Грозного. Немногие знают, что прототипом режиссера Якина был не кто-нибудь, а всесильный некогда Иван Пырьев. Тот самый знаменитый Пырьев, создатель «Трактористов» и «Кубанских казаков», прослывший бабником и самодуром. Он был советским киночиновником, директором «Мосфильма» и председателем Союза кинематографистов СССР, а за глаза его называли Иваном Грозным. Именно Пырьева и пародировал Пуговкин в фильме: это было ясно по оборотам речи, манере одеваться, привычке сидеть, высоко закинув ногу, и всему высокомерному начальственному облику персонажа.

  Сан Саныч Мурашко, «Спортлото-82» (1982)

  «Боже, какой типаж!»: самые яркие образы Михаила Пуговкина в кино

  Всего Михаил Пуговкин сыграл в шести картинах Леонида Гайдая. Но только в «Спортлото-82» режиссер предложил ему главную роль. Правда, в самом начале съемок с актером произошел несчастный случай. Михаил Пуговкин ездил на съемки с литровым бидоном и кипятильником, чтобы заваривать в гостинице чай. И вот в гостиничном номере «Черноморки» (сейчас это пансионат «Крымские зори» в Алуште) актер нечаянно вылил на себя кипяток. Ожог оказался очень серьезным – он обварил кипятком паховую область, это по-настоящему тяжелая травма. Съемки «Спортлото-82» были под угрозой срыва.

  Актер хотел уже отказаться от съемок и предлагал заменить его другим артистом. Но режиссер принял решение ждать выздоровления Пуговкина. Съемки были отложены на целых три недели, но и после этого актер испытывал сильные боли и не мог не только легко и изящно двигаться в кадре, но даже повернуться без боли.

  А съемки происходили экстремальные, и Пуговкину приходилось трудно. В эпизоде с поездкой на мотоцикле ему казалось, что коляска отцепится. Но этого мало: актеру в руки дали барашка, который подскакивал на кочках и рогами бился о шлем на голове Пуговкина. Все это происходило на скорости свыше 80 км/ч. В результате от барашка пришлось отказаться, и в фильм вошли кадры, на которых Сан Саныч едет в коляске мотоцикла, вцепившись в огромную плетеную бутыль.

Несмотря на все тяготы съемок, фильм получился легким и добрым, он был очень тепло принят зрителями. Да и сейчас занимает почетное место среди самых популярных советских фильмов.

Автор: Татьяна Рублева