Вагенкнехт и левые: разлука как возможность?

На модерации Отложенный


В течение многих лет Левая партия претендовала на звание «Народной партии», по крайней мере, в Восточной Германии. Однако, если вы спросите по всей стране сейчас, не похоже, что Левая партия является партией, которую особенно любят.

В маленьком городке Бранденбург, например, молодой человек жалуется, что больше не видит левых в городе. Представители АдГ есть везде, но левых нигде. Пожилая прохожая говорит, что она так мало слышит о левых в данный момент. Раньше было по-другому. Левых сейчас вспоминают только по тому, что они находится в споре с Сарой Вагенкнехт, добавляет другая женщина.

Прошло почти два года с тех пор, как Левая партия едва не потерпела фиаско на выборах в Бундестаг. Только три прямых мандата помогли ей пройти в парламент с небольшим отрывом.

С тех пор партия искала выход из низких рейтингов, но кризис, похоже, становится все хуже и хуже. По этой причине исполнительный комитет партии недавно пришел к решению, которое кажется актом отчаяния: Сара Вагенкнехт должна уйти в отставку со своего мандата в Бундестаге. Вагенкнехт объявила, что больше не хочет баллотироваться от Левой партии на предстоящих федеральных выборах. Но она, по-видимому, не готова уйти в отставку прямо сейчас. Хотя, окончательное отделение Вагенкнехт от левых, возможно, могло бы быть спасительным для нее самой и партии.

Дело Вагенкнехт парализует левых. Партия едва ли проникается содержанием, в том числе и потому, что часто непонятно, за что выступает партия. Вагенкнехт часто сидит на ток-шоу и распространяет позиции, не соответствующие линии партии. Во внешней политике, в частности, в некоторых случаях открываются глубокие расколы.

Когда Вагенкнехт говорила об «экономической войне против России» в Бундестаге в сентябре прошлого года, многие в Левой партии также качали головами. Снова и снова лидеры партии Джанин Висслер и Мартин Ширдеван вынуждены оправдывать заявления Вагенкнехт. Они чсато прибегают к ответу: «Сара Вагенкнехт не говорит от имени Левой партии».

Со стороны сложно судить, кто виноват. Однако любому политическому обозревателю должно быть ясно, что фронты между сторонниками Вагенкнехт и ее критиками настолько ожесточились, что сближение уже невозможно.

Но разделение несет в себе риск для обеих групп. Если Вагенкнехт уйдет, Левая партия может потерять еще больше избирателей. Да и сама Вагенкнехт отдает себе отчет в том, что создание партии – дело организационно сложное. В своем недавно опубликованном видеоподкасте Вагенкнехт подтверждает: Вы не должны делать что-то подобное, то есть основывать новую партию, если вы не можете гарантировать, что есть шанс на успех.

По данным института изучения общественного мнения Insa , «список Вагенкнехт» в Тюрингии достигнет 25 процентов и, таким образом, станет самой сильной политической силой. Таким образом, это ослабит, в частности, АдГ. Левая партия под руководством Бодо Рамелова немного потеряет поддержку, как и ХДС.

Опросы, подобные этому, всегда нестабильны и являются лишь фиксацией момента.  Обе стороны могли бы акцентировать свои позиции без спора о направлении соответствующих акторов. Однако неясно, смогут ли левые когда-нибудь вернуть себе имя Народной партии. Не исключено также, что эту позицию займет партия Вагенкнехт.

Тем не менее, это оставило бы Левой партии возможность отличиться по другим вопросам, например, стать альтернативой зеленым, сосредоточив больше внимания на социальной защите климата. До сих пор избиратели приписывали недостаточную компетентность левым. По данным ARD-DeutschlandTrend в апреле этого года, только два процента респондентов считают, что у Левой партии лучшая климатическая и экологическая политика.

Лидер партии Висслер, в частности, в последнее время неоднократно пытался решить этот вопрос с левой точки зрения: социально приемлемый, благоприятный для климата. 

В лагере Вагенкнехт, однако, есть скепсис по этому поводу. Нельзя становиться зеленее зеленых, их кредо. Скептицизм еще больше, когда речь заходит о таких вопросах, как гендерная справедливость и транссексуальность, которые особенно близки сердцам левой молодежи. По содержанию и межличностным отношениям Вагенкнехт и партийный исполнительный директор далеки друг от друга. И разлука в таком случае приносит возможности. Просто надо отважиться на расставание.