Один к одному: новое повышение пенсионного возраста становится неизбежным

На модерации Отложенный

В России снова складывается ситуация, когда баланс между работающими и неработающими гражданами становится критическим.


Фото: 1MI

В российских СМИ и социальных сетях вновь заговорили о возможном повышении пенсионного возраста в стране. 

Проблема заключается в том, что по прогнозам ООН, доля пенсионеров в мире к 2050 году вырастет до 22%, причем их соотношение с работающими составит 1:1. 


Эксперты утверждают, что в России эти показатели станут еще более пугающими: пенсионеров к 2050 будет уже 37,2%, тогда как в 2020 году их было всего 18,8%. 


Это происходит потому, что средний возраст населения России увеличивается, а рождаемость падает.

Между тем, по шкале демографического старения ООН, если число пожилых граждан в стране превышает 7%, такое общество уже считается старым. 

Работать в прямом смысле слова в такой ситуации будет некому: данные Росстата показывают, что в 2021 году среднегодовая численность российских трудовых ресурсов едва превышала 89 млн человек, в то время как численность населения России составляла в том же году около 147 млн человек. 

То есть, чуть более половины трудоспособных граждан страны кормит всех остальных, тогда как эффективной пенсионная система считается тогда, когда на троих работающих приходится только один неработающий.

В то же время последняя пенсионная реформа обернулась тем, что мужчины живут после выхода на пенсию проживают меньше 4,6 лет! 

При этом почти половина мужчин вообще НЕ доживут до нового 65-летнего возраста выхода на пенсию.

 Хуже положение только в ЮАР — 4,1 года.


Вот как выглядит этот показательный рейтинг:

Японии — 20,5 лет

Южная Корея — 23,3

Австралия — 17,4

Италия — 16,4

Испания — 17,2

Израиль — 15,8

Франция — 18,7

Китай — 17,1

Германия — 15,4

Великобритания — 15,4

США — 12,6

Вьетнам — 16,2

Мексика — 10,4

Индия — 9,7



А если добавить к этому нищенские размеры пенсий большинства россиян, то положение станет совсем неприятным: и повышать пенсионный возраст опасно, и НЕ повышать — тоже опасно.

Политолог Илья Гращенков, к примеру, считает, что очередная пенсионная реформа уже НЕ вызовет такого социального НЕприятия, как предыдущая, поскольку последняя проводилась в годы относительного спокойствия, а потому и показалась многим НЕсправедливой. 

Теперь же, по его мнению, будет иначе:


«Как показывают социологические исследования, наибольшую тревогу в обществе вызывают различные вмешательства государства в их личную жизнь.                                                     Тревожность может перерасти в уменьшение лояльности к власти.                Я НЕ думаю, что это вызовет массовые митинги и протесты, но в то же время уровень одобрения власти может снизиться. Одновременно нужно отметить, что российская власть редко идёт на какие-то решения, уменьшающие её авторитет. Более того, обществу предлагается объяснение принятым решениям, на которые многие граждане рефлексируют в духе „А куда деваться?“, даже если изначально относились в этому негативно. Ещё одно повышение пенсионного возраста может стать реальностью, если нынешняя демографическая яма продолжит расширяться.                                               Впрочем, если ситуация в демографии каким-то образом обретёт позитивную окраску, можно допустить даже снижение пенсионного возраста.                                     Вот если будущий президент пойдет на выборы с темой снижения пенсионного возраста — это даст ему очень хорошую прибавку голосов».