Мир ждет новый банковский кризис?
На модерации
Отложенный
Несбалансированность процентных рисков вызывает «гигантские проблемы» в балансах банков по всему миру и является системной проблемой для американских банков. Об этом, выступая на сессии Финансового конгресса Банка России по теме «Кризис как тест на финансовую устойчивость банков — уроки и вызовы» 6 июля в Санкт-Петербурге, заявил первый заместитель председателя правления ПАО Совкомбанк Сергей Хотимский.
«Мир десятилетиями жил в условиях падающих процентных ставок, и, в то время как „Базель“ (Комитет банковского надзора, который занимается поддержанием стабильности и укреплением прозрачности международной банковской системы. — Ред.) самообучался, регулятор его обучал, такого серьезного процентного кризиса ни разу не было. В 2008 году, когда ставки были подняты США, этот кризис выразился в виде кредитного риска, рыночного риска, но он не был прочувствован как процентный риск в полной степени. И „Базель“ очень слаб в части процентного риска. Это проявилось в тот момент, когда действительно с нулевых уровней произошел весь этот риск, выяснилось, что весь мир не был готов. То, что упало два или три конкретных имени, не надо на это смотреть. Это гигантские проблемы в балансах банков по всему миру, и ситуация там очень и очень непростая именно потому, что регуляторно толком никакой борьбы с процентным риском не было», — обрисовал ситуацию Хотимский.
По его словам, понятно, что регуляторы в каждой стране, когда происходит некое кризисное явление, хотят свались все на конкретный банк — «сказать, что это банк, он плохой, он как-то не думал, он виноват и так далее». Но в итоге, по словам банкира, всегда выясняется, что если такая проблема в банках распространена, то это системная проблема.
«Слава Богу подход нашего Центробанка в этом смысле адекватный. Регулятору невозможно закрыть глаза на какую-то системную проблему и сказать, что это частная ситуация где-то. Частная ситуация — это когда у одного какого-то самого плохого вот такая какая-то ситуация, афера, или ему сто раз говорили, а он — нет, а когда это системная ситуация… А в США это система. По всем банкам такая ситуация. У кого-то в бумагах, у кого-то в кредитах, но процентный риск у всех несбалансирован», — заявил Сергей Хотимский.
При этом, по его словам, «фундаментальная готовность к продленному процентному шоку» является «очень серьезной проблемой» и для российских банков.
«В моем понимании, мы не готовы. И причем не так просто подготовиться. Одной инструкцией не решить ситуацию. У нас огромный дефицит длинных денег в экономике… У нас, с одной стороны, не такие длинные дюрации, как там (в США), и мы лучше готовы к волатильности. Это наши сильные стороны. Но и волатильность у нас другая, не такая, как там. Их вот этот беспрецедентный рост в этом году — 3—5% - мы бы даже не заметили. Но нам пока каждый раз везло. У нас подъем процентной ставки всегда был кратковременным и всегда быстро уходил, мы не жили ни разу в ситуации продленной высокой ставки. Мы такого еще не проходили. Фундаментальная готовность к процентному продленному шоку для нас проблема», — продолжил спикер.
По его словам, «перевернуть все на плавающие ставки» можно, но выдержат ли это потом заемщики, если у нас будут продленные периоды этих высоких ставок? «Соответственно, не перевернуть — это ровно будет повторение Silicon Valley Bank (обанкротившийся американский банк. — Ред.). А просто нам придет сейчас указивка: вы, вот, не давайте ничего в длину — ни по плавающим, ни по таким, ни по сяким, — пусть у вас пассивы с активами, тогда у нас вообще исчезнет какой-либо последний элемент длинных денег в экономике и мы просто сами вызовем более негативные процессы», предупредил Хотимский.
По его словам, поэтому нужна очень тонкая, очень постепенная настройка с выстраиванием всех этих элементов.
«И нам негде это посмотреть. В учебнике, в „Базеле“ не возьмешь. Мы сегодня отстранены от процессов выработки универсальных решений в мире. Нам придется очень тонко и аккуратно это настраивать, и самим проактивно делать выводы. Я не знаю, какие выводы будут делать сейчас в Базельском комитете из-за этих ситуаций, наверное они тоже сидят и работают. Сегодня обсуждалась необходимость постройки какой-то глобальной системы в части расчетов, рынков и так далее, и мне кажется, что ведущая роль в научной мысли, а как вообще в принципе регулятору управлять процентным риском, она, может быть, должна идти в том числе от нас, потому что это для нас очень актуально», — резюмировал первый заместитель председателя правления ПАО «Совкомбанк» Сергей Хотимский.
Комментарии
Как сегодня вообще существует еще эта мировая банковская система, если основным платежным средством является доллар, который не стоит и той бумаги на котором он напечатан.
Владислав Малиновский, мировая банковская система работает благодаря сотрудникам выполняющими инструкции тех, кого все считают Хозяевами денег.
Владимир Попов / Виппер/, вся хитрость дьявола в том, что он убедил людей что его не существует. США только от продажи доллара имеют 40% национального дохода. И убеждают всех в том,что это единственная и надежная платежная валюта. При таком внутреннем долге и внешнем, я просто снимаю шляпу перед пиндосами. Это же как надо всех убедить в безупречности их денег, что бы мы как лохи следовали их указаниям. Но сегодня начинает что то меняться и не в их пользу. Ну поживем увидим, но что то мне подсказывает что мы на пороге грандиозного мирового шухера.