Рыба уплыла с наших прилавков
На модерации
Отложенный
Недавно прошлась по рыбным магазинам столицы. Не по тем, которые для самых богатых, а для нас – простых смертных. Впечатлениями делиться не стану, каждый может сам набраться ими. Но меня стало очень интересовать: а куда деваются те сотни тысяч тонн рыбы, о которых читаешь в отчетах правительственных чиновников? И вот какие открытия я сделал, используя исключительно открытые источник информации.
Экспорт продовольствия из России набирает обороты, цифры его увеличения двузначные, а порой и трехзначные. Вывозится все то, что должно было бы идти на стол граждан РФ, создавая сбалансированную пищевую корзину. Ту самую, которую рекомендуют диетологи.
Судя по всему, статистика потребления рыбы и морепродуктов в РФ сфальсифицирована, в реальности цифры в разы меньше официальных. Все уловы практически целиком уплывают за границу.
«ВАРПЭ завершила анализ экспортных поставок российской рыбопродукции на ключевых рынках сбыта в первом квартале 2023 года. По данным таможенной статистики КНР, в страну было ввезено около 274,5 тысячи тонн российской рыбопродукции стоимостью $676,7 млн.
В сравнении с аналогичным периодом 2022 года объем импорта в натуральном выражении вырос на 32,9%, в денежном – на 28,4%», – говорится в сообщении Всероссийской ассоциации рыбопромышленников (ВАРПЭ).
В Южную Корею тоже, как и ранее, везут, но уже значительно меньше – экспорт в натуральном выражении сократился на 22,1%. Просто произошла переориентация поставок, не более того. Санкции – Сеул, как верный сателлит Вашингтона, неукоснительно их соблюдает, даже во вред себе.
Но интересно не это. Как видно из вышеозначенных цифр, рост денежных потоков в целом отстает от физических. А в частности еще больше. Например, рост поставок мороженой рыбы на 34,2% сопровождается увеличением денежных поступлений всего на 29,3%. Или вот так: крабов и прочих ракообразных стали экспортировать на 100% больше, а денег прибавилось всего на 39%. Данные той же ВАРПЭ, они ничего не скрывают. Хотя и не комментируют.
То есть нашу рыбу продают за границу все дешевле, тогда как на прилавках российских магазинов она непрерывно дорожает.
Согласно статистике ФГУП «Национальные рыбные ресурсы», с начала 2023 года треска тихоокеанская подорожала на 19%, минтай – на 19,3%, сельдь тихоокеанская – на 9,1%, камбала – на 25%. И это оптовые цены – там, на Дальнем Востоке.
Примерно 70% рыбы в России вылавливается именно на Дальнем Востоке, это наша «морская житница». В 2022 году в РФ суммарно добыли 4,9 млн тонн рыбы, в 2020-м – 5,05 млн тонн. Но нам все это богатство не достается, так как привезти его в западную часть страны невозможно. За последние пять лет тариф на перевозку 40-футового железнодорожного рефрижераторного контейнера из Владивостока в Москву вырос аж в 1,6 раза, по состоянию на 2022 год это было в среднем более 500 тысяч рублей. И ездить стали медленней – до 15 суток против 10−12 ранее.
«Уровень самообеспечения рыбой в России по итогам 2022 года составляет 153,3%, что значительно превышает показатель, установленный доктриной продовольственной безопасности (85%). Это позволяет говорить о достаточном обеспечении рыбой населения Российской Федерации», – вещают в Минсельхозе.
Более того, министерство распространяет и совсем уж сказочную информацию. К примеру, что по итогам 2022 года на каждого жителя России пришелся 21 кг рыбы. Для справки: в Советском Союзе, где дары моря в огромном количестве и ассортименте лежали в любом магазине и стоили в прямом смысле этого слова копейки, по итогам 1990 года среднедушевое потребление рыбы составило рекордные 19 кг.
Сейчас же та ледяная, которой в СССР кормили кошек, стоит 1600 рублей за килограмм, горбуша – 500−700 рублей, минтай – 200−300 рублей, треска – 500−700 рублей. Не разгуляешься, особенно при среднем по РФ уровне зарплаты в 20−25 тысяч рублей в месяц.
Почему так дорого? А потому, что чиновники делают все для того, чтобы дары моря не попадали в Россию.
«Нам гораздо проще сгрузить весь улов в норвежском Киркенесе, быстро, без нервотрепки, культурно. В наших же портах столько бюрократических процедур, что проще вообще ничего не ловить. Да и постоянное поборы, куда же без них. Собственно, поэтому в нашем городе и проблемы с рыбой», – рассказывал автору один мурманский моряк.
Некогда крупнейший в мире Мурманский рыбокомбинат не действует, он разрушен – там впору снимать фильмы-катастрофы. Аналогичная ситуация и в других регионах. Постоянные поборы плюс «рыбная мафия», тесно связанная с местными чиновниками, – она ведает холодильными мощностями, логистикой, да и теми же вагонами-рефрижераторами РЖД. Бандитам высокие цены на рыбу выгодны, это понятно. А чиновникам выгодно все то, что идет во вред России. В данном случае – чтобы рыба не попадала на внутренний рынок.
Речная и озерная рыба значительно дешевле морской, особенно та, которую разводят. И все бы хорошо, но более чем на 95% наша страна тут зависит от импортных аквакультурных кормов. Проблема была понятна еще много лет назад, но ее решение постоянно тормозилось. Итог печален, к слову, за последние полтора года тоже ничего не поменялось. Это никому не надо.
Слуги народа заседают. В мае 2023 года опять собирались, правительственной комиссии по развитию рыбохозяйственного комплекса дали поручение обеспечить стабильную работу отрасли и снизить ее зависимость от импорта. Все серьезно!
«Решено ввести новую меру господдержки – компенсацию затрат на строительство заводов по производству рыбных кормов. Это поможет в течение двух-трех лет избавиться от импортозависимости. Такие проекты в некоторых регионах уже есть», – утверждает глава Росрыболовства Илья Шестаков.
Но конкретные адреса не называет, поэтому есть все основания усомниться в его словах. Собственно, принимая в расчет минсельхозовские 21 кг на человека в год, усомниться можно во всей рыбной статистике.
К примеру, за 2022 год за рубеж отправилось около 2,3 млн тонн рыбы и морепродуктов. Это – официальная статистика. То есть менее половины уловов. А на самом деле?
«Оптимальной нормой потребления рыбы в России считается 20−22 килограмма на человека в год. Фактическое же потребление россиян, по разным оценкам, находится в пределах от 14 до 22 килограммов.
При этом значителен разброс показателей по регионам, и даже с учетом наиболее высоких оценок очевидно, что до рекомендованного оптимума значительная часть населения нашей страны вряд ли дотягивает. До недавнего времени около 70% отечественного улова рыбопромышленники вывозили за рубеж.
Современные стандарты по сбалансированному питанию рекомендуют мужчинам съедать по четыре порции рыбных продуктов в неделю, а женщинам – по две. Детям от полугода до года советуют еженедельно давать не более 85 граммов рыбы.
Сбалансированное и регулярное потребление рыбопродуктов улучшает работу мозга, нормализует сон, предотвращает появление избыточного веса, положительно сказывается на функционировании щитовидной железы и иммунной системы в целом, благотворно влияет на состояние костей и суставов, кожи, волос и ногтей.
Присутствие рыбы в рационе существенно снижает риски развития онкологических заболеваний, атеросклероза, анемии и болезни Альцгеймера», – объясняет почетный работник рыбного хозяйства РФ, доктор биологических наук Анатолий Макоедов.
Про пользу – тут всё понятно, недаром в СССР был специальный «рыбный день», четверг. А вот цифры более чем любопытные, хотя они и скорректированы. Дабы совсем уж не ссориться с властями. Но 3,5 млн тонн экспорта (есть оценки и в 4,5 млн тонн!), а также сомнения в цифрах потребления – теперь всё предельно понятно. Практически вся российская рыба уплывает за границу.
В КНР или в другие страны – это не особо важно. Уплывает с концами. И будет уплывать, пока в стране не произойдут кардинальные перемены.
Анна ПОЛОЗКОВА
Комментарии
Осталось выяснить. Ваша столица Киев?
А как они рыбу продадут, если нашим судам нельзя заходить в порта ЕС ? Или санкции в этом случае только на словах?
Рыба, как известно, гниет с головы.
А рыбная промышленность - с Росрыболовства...
Японцы, китайцы платят больше и сразу.
Зачем её дарагим рассиянцам переправлять , если как с куста прибыль, и нередко с борта.