Как блокбастер"Челюсти" Стивена Спилберга изменил Голливуд.

На модерации Отложенный

Вышедший на экраны в 1975 году фильм "Челюсти" не только позволил начинающему режиссёру Стивену Спилбергу добиться славы и богатства, но и существенно изменил Голливуд.

Известный онлайн ресурс "Царьград" рассказывет нам об этом со бытии https://tsargrad.tv/news/. Итак, 20 июня 1975 года история голливудского, а с ним и мирового кинематографа изменилась - состоялась премьера триллера "Челюсти" молодого и мало кому известного режиссёра Стивена Спилберга. Этот фильм, рассказывающий об огромной акуле-людоеде, терроризировавшей целый остров, продолжил эволюцию жанра триллера, привнеся в него бурлящий экшен и новую манеру повествования.

Собственно, этот фильм вряд ли бы имел настолько большое значение для кинематографа (ну, мало ли за историю кино было снято хороших и очень хороших фильмов?), если бы не кассовые сборы. Картина была снята за 7 миллионов долларов, а её заработок в кинотеатрах всего мира составил 470 миллионов.

Считается, что именно после этого кассового взрыва в киноиндустрии закрепилось нынешнее понимание термина "блокбастер". До проекта Спилберга это название в Голливуде применяли к любому фильму с солидными кассовыми сборами. Теперь же продюсеры поняли, что при правильном менеджменте, подборе сценария и профессионалов можно снимать прибыльные фильмы в промышленном масштабе - главное, соблюдать определённый рецепт при создании зрелищного продукта.

___20130115_1034301527.jpg
Механическая акула в соленой воде отказывалась работать

Сроки из-за погодных условий и попадающих в объектив посторонних лодок превысили предусмотренные по договору в несколько раз — в итоге бюджет фильма с четырех миллионов вырос до девяти, а время увеличилось до 159 дней.

___20130115_1223055120.jpg
На съемочной площадке стояла атмосфера уныния и отчаяния. Из 12 часов съемок в день Спилберг снимал только 4

___20130115_1776770262.jpg
Основные сцены снимались без использования чучела, а под водой как бы глазами акулы

___20130115_1567707207.jpg
По сюжету акула должна была убить героя — Мэтта Хупера, но во время съемок хищница так эффектно напала на лодку и сломала клетку, что Спилберг на месте поменял сюжет

___20130115_1921019127.jpg
Большую механическую акулу назвали Брюсом в честь адвоката Спилберга. Однако сам он называл её «большим белым дерьмом», потому что акула постоянно ломалась

Акула постоянно ломалась и из-за этого её не слишком часто видно в фильме. Пришлось снимать нападение акулы без акулы. В самый последний день съемок удалось-таки снять «Брюсa», но Спилберг так нервничал, что даже не явился на съемочную площадку.

___20130115_1453261302.jpg
Всего были сделаны 3 акулы для различных съёмок.

Каждая обошлась в 250 тысяч долларов

За спиной говорили, что молодой режиссер после этой картины никогда больше не найдет себе работу. Но по мере нарастания проблем, талантливый режиссер находил креативные выходы из положения.

___20130115_1893749387.jpg
По сценарию акула должна была быть около 8 метров в длину, а снимали маленькую 4-х метровую акулу

15.jpg
Ширина челюстей составила 5 футов (1,52 метра)

16.jpg
Одна только голова весила порядка 400 футов (181 кг)

17.jpg
Ответственный за спецэффекты Боб Мэтти и его команда разработали и изготовили механическую модель

21.jpg
У двух Брюсов было открытое брюхо. У одного — левая часть, у другого — правая

25.jpg
Приводилась в движение акула при помощи специального манипулятора с поворотным механизмом, установленного на погружаемую стальную платформу

26.jpg
Прежде чем спустить Брюса на воду, испытания конструкции прошли в полевых условиях

29.jpg
Наглядная схема строения и управления этим чудом техники

35.jpg
Пока главный герой находился в импровизированных ремонтных доках, желающие получали незабываемые впечатления

Результат превзошел все ожидания. Кассовые сборы в США составили 260 млн долларов, в остальных странах 210,6 млн долларов. «Челюсти» получили 3 Оскара, Золотой глобус и множество других наград.

Так Стивен Спилберг стал легендой кинематографа, но главный его вклад в голливудскую индустрию не столько творческий, сколько и технологический. Не зря "Челюсти" всегда упоминают в перечне величайших американских фильмов. Кинокартина находится на 5 месте в списке «500 самых великих фильмов» журнала Empire, на 56 месте в списке Американского института киноискусства «100 лучших фильмов» и на 2 месте списка «100 лучших триллеров». Сама акула находится на 18 месте среди злодеев списка «100 лучших героев и злодеев».