«Но пасаран!»: что стало в СССР с испанскими беженцами
На модерации
Отложенный
По подсчетам отечественных и испанских историков после гражданской войны в Испании в Советском Союзе оказались от 4,2 до 6,4 тысячи испанцев. Большую часть из них составляли «дети войны» – несовершеннолетние испанцы, которых вывозили из страны зачастую без документов.
Взрослые испанцы классифицировались как «лица без гражданства» – положение о подобном гражданском статусе действовало в СССР с 1938 года. Всем иностранным гражданам, находившимся в Советском Союзе и не имевшим гражданства, выдавался документ желтого цвета, в просторечии в шутку называемый «шпионским паспортом». Подобное отличие в первую очередь необходимо было для учета политэмигрантов и «черной меткой», осложняющей дальнейшее пребывание в СССР, не считалось.
Испанцам выдавался трехмесячный вид на жительство, дававший им право на трудоустройство (историки полагают, что столь короткий срок был обусловлен надеждой на первых порах, что республиканцы одержат скорую победу над режимом Франко). Впоследствии этот срок постоянно продлевался. Как пишет историк Артем Арутюнов, испанские эмигранты в массе своей не стремились к получению советского гражданства: большинство из них считали свое пребывание в СССР временным.
В целом из Испании еще во время гражданской войны эвакуировали свыше 30 тысяч детей в возрасте от 5 до 12 лет из семей республиканцев, как с родителями, так и без них. Порядка 3 тысяч из этого количества оказались в Советском Союзе. Специально для них были организованы 15 детдомов (большая часть под Москвой и Ленинградом, остальные на Украине). В школах создавали отдельные классы для маленьких эмигрантов. Когда началась Великая Отечественная война, «испанские» детские дома эвакуировали в глубокий тыл – в среднеазиатские и северокавказские республики, в Грузию и Поволжье.
Соглашение о возвращении «испанских детей» на родину между правительствами СССР и Испании было подписано только в конце 1950-х. Известно, что в январе 1957 года на родину вернулись свыше 400 испанцев. Однако сотни испанских эмигрантов так и остались в СССР. Точное их количество назвать сложно, но по данным Испанского центра, в 1985 году в Советском Союзе проживали порядка ста ветеранов Великой Отечественной, воевавших с фашистами. Последний из них умер в 2008 году. Семь лет назад, по информации испанского издания El Pais, в России и на Украине проживал 171 испанец из числа «детей войны».
Комментарии
Мать Машкова испанка.
Ева Капут, дело разве в родителях? Он отмороженный зет-патриот, а его родная дочка с первой
минуты была против войны.
David Rubinstein, очень жаль, что у нормального мужика-патриота выросла такая дочь-засранка. Мало наверное её в детстве порол, вот и выросла предательница.
David Rubinstein, он нормальный патриот, а вот с дочерью не повезло. Такое часто бывает у педагогов.
Мария Рыжова, Машков прекрасный актер,но по жизни быдло.Быдло это те ,кто за войну.
Его дочь умнее и порядочнее .
Ева Капут, С Машкова педагог ,как и космонавт. Этот "великий " патриот лет десять жил в США.
Не приняло его США ,вот он явно затаил обиду.
Повторюсь ,актер он прекрасный,а вот руководитель театра он дерьмовый.
David Rubinstein, во-первых, слово "педагог" не относилось к Машкову. Во-вторых, нет никакой связи между временным проживанием в другой стране и патриотизмом. И в-третьих, какой он руководитель театра, судить не вам: вы же не работаете у него в театре.
ВАЛЕРИЙ ХАРЛАМОВ, ХОККЕЙ
Об испанском детстве великого советского хоккеиста многие болельщики из нынешнего поколения узнали благодаря фильму «Легенда №17» и эпизоду с прогоном быков, чисто баскской традицией. Действительно мама Харламова была басконка по национальности — Кармен Ориве-Абад. В СССР она приехала в числе беженцев во времена гражданской войны в Испании. Спустя 20 лет она на некоторое время вернулась в Бильбао, куда привезла юного Валерия и его младшую сестру Татьяну.
ХОСЕ БИРЮКОВ, БАСКЕТБОЛХосе Бирюков / Фото: © РИА Новости/Игорь Михалев
Гражданская война в Испании ненадолго подарила советскому спорту и еще одного героя, впоследствии признанного антигероем — Хосе Бирюкова. Его мама Клара Агиррегавирия, как и Кармен Ориве-Абад, приехала в СССР в 1937 году. Хосе Бирюков выигрывал чемпионат Европы среди юниоров в составе сборной Советского Союза, а затем в составе взрослой сборной съездил на турне в США. Там его заметили испанцы и постепенно переманили к себе, в мадридский «Реал». После отъезда в Испанию Бирюкова исключили из комсомола и лишили звания «Мастер спорта СССР международного класса».