Об антисемитизме в Красной армии во время ВМВ

На модерации Отложенный

Парад вермахта и Красной армии в Бресте: как это было – DW – 12.08.2020

К концу войны в армии заметно усилился антисемитизм. Все чаще приходилось слышать лживые  обвинения евреев в стремлении избежать фронта, в дезертирстве: "Иван воюет в окопе — Абрам торгует в рабкопе", "Абрамы воюют на Ташкентском фронте" и тому подобное. Евреев реже стали представлять к наградам, задерживали повышение их в воинских званиях…


ОБ АВТОРЕ

Моисей Исаакович Дорман родился 6 июня 1924 года в местечке Хощевата Кировоградской области (Украина). В начале 1930-х годов семья переехала в город Первомайск. Родители работали в еврейской школе: отец преподавал еврейский язык и литературу, мать – химию и биологию. В 1941 году окончил среднюю украинскую школу. После начала войны семья успела эвакуироваться на Урал. В декабре 1942-го Моисей добровольно пришел в военкомат и получил направление в Первое Ростовское Артиллерийское училище, которое окончил в сентябре 1943 года в звании младшего лейтенанта. Командир взвода 45 мм пушек прошел с батареей Украину, Польшу, Румынию, часть Германии. Участвовал в Ясско-Кишиневской операции и форсировании Одера. Награжден орденом Красной Звезды и тремя орденами Отечественной войны. День Победы встретил в Чехословакии. Демобилизовался в 1947-м, окончил радиофакультет Киевского политехнического института, работал главным конструктором ОКБ, защитил диссертацию (1960), преподавал в вузе.

После репатриации в Израиль в 1992-м занимается литературным творчеством, его книги, рассказы и статьи опубликованы в Израиле, России, США и других странах.


Моисей ДОРМАН, Реховот

Вот уже более семидесяти лет прошло, а покоя все нет. Душу еще волнуют мысли об улетевшей молодости, о той жестокой войне, которая выпала на долю нашего поколения…

Полтора года, до конца войны, я прослужил в войсках ИПТА (истребительно-противотанковая артиллерия) на должности командира огневого взвода 45 мм пушек в 14-м Отдельном Гвардейском Десантном Истребительно-противотанковом дивизионе. Мы, "истребители", ценили симпатию, проявляемую к нам со стороны солдат других родов войск. Они по-дружески обзывали нас "Прощай, Родина!", "Ствол длинный — жизнь короткая", "Двойной оклад — тройная смерть!"



Замечу, что к концу войны в армии заметно усилился антисемитизм. Все чаще приходилось слышать лживые  обвинения евреев в стремлении избежать фронта, в дезертирстве: "Иван воюет в окопе — Абрам торгует в рабкопе", "Абрамы воюют на Ташкентском фронте" и тому подобное. Евреев реже стали представлять к наградам, задерживали повышение их в воинских званиях.

Мой фронтовой друг Константин Левин, служивший, как и я, в ИПТА, чудом уцелел после того, как немецкий танк своей гусеницей раздробил ему ногу. В одном из своих стихотворений Левин писал о том, как трудно ему защищать свою честь:


Когда, стянувши боль в затылке


Кровавой тряпкой, в маяте,


С противотанковой гранатой


Я полз под танк на животе,


Не столько честь на поле брани,


Не столько месть за кровь друзей —


Другое страстное желанье


Прожгло мне тело до костей.


Я был не лучше, не добрее


Но, клевете в противовес,


Я полз под этот танк евреем


С горючей жидкостью КС.


Мы потихонечку стареем


И приближаемся к земле.


Что вам сказать? Я был евреем


В такое время на Земле.


Мне посчастливилось встретить долгожданную Победу на передовой. Наступил мир и тишина. Прекрасное чувство!

Но недолго длились восторги. Спустя год-два все решительно изменилось. Советское государство объявило евреев опасными врагами страны — предателями, безродными космополитами, пособниками международного империализма и т.п. Начались жестокие репрессии. Расстреляли Еврейский антифашистский комитет, устроили надуманное "Дело врачей", закрыли еврейские школы, газеты, театры и т.п. Убили всемирно известного деятеля культуры Михоэлса и многих других выдающихся наших соплеменников… Подготовили выселение всех евреев в Сибирь (не успели — в марте 1953-го умер Сталин).

Тогда же довелось услышать: мол, вы, евреи, сами вызываете огонь на себя – слишком "высовываетесь". Дескать, куда ни сунься – везде вы. Мне это напомнило те бои при форсировании Одера, когда наш взвод оставили "на заклание", не предупредив, что мы были всего лишь приманкой.

А еще все это напоминало преддверие нового Холокоста. Так "отблагодарило" руководство СССР евреев за их самоотверженность в боевых действиях на фронте, за разработку и организацию массового производства новых эффективных видов оружия, приблизивших Великую Победу.

Напомню известные цифры: в боевых действиях участвовало 500 тысяч евреев, более 200 тысяч из них погибло. О боевой и трудовой доблести наших соплеменников на фронте и в тылу свидетельствует число награжденных орденами и медалями. На каждые 100 тысяч человек населения были награждены: русских – 5415, украинцев — 4624, евреев — свыше 7000. И потери евреев на фронте были предельно велики: если общие потери личного состава Советской армии составляли 25 процентов, то среди евреев они достигали 40…