«Общий план пропагандистской работы по проведению праздника 1 мая»

На модерации Отложенный





Как во Владимирской губернии в 1920-х годах рекомендовали вести пропагандистскую работу для создания среди населения «определенного понятия» о празднике 1 мая

В начале 1921 года во Владимире вышла брошюра под названием «Общий план пропагандистской работы по проведению праздника 1 мая». Интересная она тем, что наглядно показывает, как утверждался «сверху» в молодом советском государстве новый, непонятный большинству населения праздник. Неизвестно, выходили ли такие пособия в 2005 году и позднее, когда в России народу был спущен другой, тоже не очень понятный праздник — «День народного единства». Но если обратиться к истории популяризации Первомая в начале 1920-х годов, можно придти к выводу, что без пропаганды новые праздники в России приживаются плохо.
( Свернуть )
Брошюра 1921 года адресована библиотекам, избам-читальням, клубам, учебным заведениям, кружкам. Методичка начинается словами: «Пропагандистская работа по проведению праздника 1-го мая заключается в создании среди населения определенного понятия о празднике трудящихся всего мира».

«Пропагандистская работа», согласно «Общему плану пропагандистской работы» должна была начинаться как минимум за 2 недели до 1-го мая во всех учреждениях культуры и образования, включая детские сады. Особенно подчеркивалось, что не нужно забывать по уличную агитацию с использованием витрин и расклеиванием плакатов в самых бойких местах городов и сёл.

Библиотекарям рекомендовалось проводить беседы с читателями, составлять списки книг о пролетариате и Первомае, вывешивать их в помещении и перед входом. Сами «первомайские» книги рекомендовалось помещать «на видном месте», а в местной газете публиковать «сжатые рецензии» на них. Чтобы упростить задачу, небольшой список нужной литературы в брошюре уже прикладывался. Среди рекомендованных книг: «Челкаш» Горького, «Баклан» Дмитриева, «Отверженные» Гюго, «Из истории пролетарского праздника 1 мая» Зиновьева и другие.

В местной же прессе же неделю до 1 мая предлагалось размещать статьи о празднике «исторического характера».

А для воспитателей самых маленьких граждан советского государства в методичке даже приводился примерный текст, который можно было бы использовать для важной беседы с дошколятами.

«Дети! Вы знаете, какой будет скоро праздник? Естественно, последует ответ: «Пасха». Ну, а еще какой? По всей вероятности руководительнице придется самой сказать: «Праздник 1-ое мая». Никто не знает, почему мы празднуем 1-е мая? Вот почему. Вы еще маленькие, живете весело, без особых забот, сами все делать еще не научились, о вас заботятся взрослые. А взрослым - папе, маме, старшим братьям и сестрам - приходится много работать, потому что им нужно накормить и одеть себя и вас. Теперь работают все взрослые, а было время, когда работали не все: одни веселились, ничего не делали и жили очень богато, зато другие работали за себя и за них, еще больше чем теперь. Конечно, те, которые работали, очень уставали, получали они за свою работу очень мало, так как все у них брали те, которые не работали, и жилось им очень трудно. Вот они и выбрали самый хороший день в году, когда солнышко так ласково светит, когда все кругом зацветает, когда так хорошо в поле, а в лесу, - день 1-го мая, и стали устраивать себе отдых, праздник, уходили потихоньку от станков. Из мастерских в поле, в лес, там отдыхали, пели песни, веселились и вместе думали о том, как бы устроить, чтобы всем жилось легче, чтобы работали все, потому что тогда на каждого работы придется меньше. Вот и придумали, что нужно сделать так, чтобы не было ни богатых, ни бедных, чтобы у каждого было только то, что он сам заработает.

И теперь все работают. А праздник 1-го мая празднуется уже не потихоньку, а открыто каждым, кто работает и кто хочет, чтобы всем жилось хорошо».

Для тех, кто должен был просвещать взрослых, авторы брошюры приводили конспект лекций о пролетарском празднике. Лектор должен был объяснять слушателям, что Первомай объявили праздником труда в 1889 году, с тем чтобы «в этот день все рабочие бросали работу и шли на улицу показать эксплуататорам свою силу, которая может в случае чего, остановить их роскошную жизнь, положить конец эксплуатации и угнетению». Лектор также должен был обязательно сделать акцент на дореволюционных первомайских требованиях трудящихся, на темах «Первомай и первая мировая война», «Первомай и революции 1917 года».

Особенно лектор должен был остановиться на таком казалось бы провокационном вопросе: нужно ли праздновать 1 мая после победы трудящихся в России над «царизмом». Рекомендовалось говорить, что поскольку мировая революция еще не произошла и «социалистические начала» еще не восторжествовали повсюду, советские пролетарии должны принимать участие в праздновании.

Отдельным пунктом было прописано, с какими требованиями лектор должен был советовать людям выходить 1 мая на улицы:

«Помимо пожелания мировой коммунистической революции и установления советской власти во всех странах, российские пролетарии должны поставить требования к самим себе.

Улучшение положения трудящихся должно быть делом самих трудящихся. Разрушенное хозяйство, всевозможные недостатки и бедствия заставляют выставить требования:

а) Все силы должны быть направлены на борьбу с хозяйственной разрухой

б) Железная трудовая дисциплина

в) Пролетариат должен быть вооружен знаниями
».

Брошюра советует, как устраивать небольшие передвижные выставки, пропагандирующие основные идеи 1 мая, какие разделы должны там быть, что брать для иллюстрирования той или иной исторической вехи. Например, чтобы продемонстрировать эксплуатацию рабочих и крестьян до революции и ужасы царизма, рекомендовалось брать картины: «Священник Гапон ведет народ к Зимнему Дворцу», «Тяжелые забастовочные дни», «Апофеоз войны». Для иллюстрации грозного 1917 года были рекомендованы лозунги Октябрьской революции, картина «Сожжение дракона Империализма», портрет председателя исполнительного комитета Григория Зиновьева, плакат «За мир и свободу народов».


«Общий план пропагандистской работы» приводит и примерный текст плакатов, рекомендованный для вывешивания в библиотеках:

«1 мая — праздник трудящихся, праздник международной пролетарской солидарности. В этот день пролетариат тесно сплотившись в ряды, делает смотр своими силами и торжественно клянется довести до победного конца свою общую борьбу за торжество социализма. Пусть не мало тяжелых поражений предстоит пролетариату, но близок день светлого воскресенья окончательной победы. Да здравствует 1 мая - день революционной борьбы нового мира со старым
».

Клубам, кружкам, избам-читальням авторы методички рекомендовали устраивать митинги, музыкальные вечера, беседы, лекции, торжественные заседания, доклады, кинопоказы, спектакли, раздачу литературы. При этом советовали украшать внутренний и внешний вид заведений флагами, плакатами, портретами вождей и «зеленью». К 1 маю советовалось приурочить открытие спортивных площадок, опытных полей, пасек. При этом особо указывалось, что «устройство буфета в этот день является желательным».

Почти все тоже самое рекомендовалось устраивать и в школах, поскольку «дети в семье - лучшие пропагандисты новых идей». Школьники, согласно брошюре, должны были еще и разучивать «весенние песенки» и песни революционного репертуара.