Один из Апостолов

На модерации Отложенный

Джон Кейнс – основатель нового направления в экономической науке, получившего название «кейнсианство». В отличие от многих экономических школ и теорий, которые остались абстрактными идеями на бумаге, кейнсианство стало практически воплощаться в жизнь во многих странах Запада. Кейнсианство – не только экономическая теория, но и экономическая политика государства.

Без натяжки можно сказать, что он был самым известным в западном мире экономистом первой половины прошлого века. Полное его имя: Джон Мейнард Кейнс, 1-й барон Кейнс. Родился 5 июня 1883 года в Кембридже, скончался 21 апреля 1946 года в поместье Тилтон, графство Сассекс.

Отличие Джона Кейнса от многих других экономистов его времени заключалось в том, что он не был кабинетным ученым, а свою научную и педагогическую деятельность совмещал с работой в государственном аппарате. Выступал против некоторых устоявшихся экономических догм, которые брали свое начало в английской классической политической экономии (У. Петти, А. Смит и Д. Рикардо). А кроме того, он был чужд схоластике, царившей тогда в экономической науке.

По сути, Кейнс относился к экономике не как к науке, а как к творчеству и искусству, полагаясь не только и даже не столько на логику и рациональное знание, сколько на интуицию.

У Кейнса были последователи, которые восприняли его теорию и его метод, но их было немного: Д. Хикс, Э. Хансен, Дж. Робинсон и др. Одним из них стал также известный американский экономист Джон Гэлбрейт (1908–2006).

Джон Мейнард Кейнс родился в семье известного экономиста, преподавателя экономики и философии в Кембриджском университете Джона Невила Кейнса и Флоренс Ады Браун, популярной писательницы и общественной деятельницы. Образование получил в Королевском колледже в Кембридже в 1902–1906 гг. Учился у известного экономиста профессора Альфреда Маршалла (1842–1924), одного из основоположников неоклассического направления в экономической науке. Профессор был высокого мнения о способностях студента. В Кембридже Кейнс принимал активное участие в работе научного кружка, был членом философского клуба «Апостолы», где завязал знакомство со многими своими будущими друзьями, такими как Бертран Рассел, литературный критик и издатель Клив Белл и его жена Ванесса, литератор Леонард Вулф и его жена – писательница Вирджиния Вулф, литератор Лайтон Стрэчи.

По окончании университета сразу же поступил на государственную службу. С 1906 по 1914 год Кейнс работал в Департаменте по делам Индии, затем перешел на службу в Министерство финансов. Свою карьеру в британском Минфине Кейнс прервал, вернувшись досрочно из Европы, куда был направлен в составе английской делегации на Парижской мирной конференции 1919 г. Кейнс был возмущен тем, как страны-победительницы выкручивали руки поверженной Германии. В Париже обсуждался вопрос репараций, которые Германия должна платить странам Антанты. Величина репараций, которые победители намеревались получать, означала немерное бремя для германской экономики. Кейнс говорил, что такое бремя либо полностью уничтожит Германию, либо она взбунтуется, и тогда победителям будет несладко. Кейнса не поняли, и он покинул британский Минфин.

После госслужбы Кейнс из Лондона опять вернулся в Кембридж, где погрузился в исследовательскую работу и преподавание. По совместительству занимался бизнесом (игра на бирже). Сумел заработать неплохие деньги, которые обеспечили ему в дальнейшем некоторую свободу и независимость.

В 1918 году в Лондоне познакомился с русской балериной Лидией Лопуховой из труппы Дягилева. В 1925 году Кейнс вступил с ней в брак, который, как говорят биографы, был счастливым. Лопухова сыграла свою роль в том, что Кейнс стал проявлять особый интерес к России.

Этот интерес проявился, в том числе, в трех поездках Кейнса в СССР – в 1925, 1928 и 1936 гг. Уже после первой поездки он оставил некоторые записи о впечатлениях, которые на него произвело советское общество. На эту тему у нас была опубликована книга: Кейнс Джон. Впечатления о Советской России. Должно ли государство управлять экономикой (М.: Алгоритм, 2015). Как мне кажется, эти впечатления в какой-то мере отразились на его взглядах и были учтены в последующих работах.

До конца 1920-х годов Кейнсом были написаны и изданы следующие работы: «Денежное обращение и финансы в Индии» (Indian Currency and Finance, 1913); «Экономические последствия мира» (The Economic Consequences of the Peace, 1919); «Трактат о вероятности» (A Treatise on Probability, 1921); «Трактат о денежной реформе» (A Tract on Monetary Reform, 1923); «Конец laissez-faire» (The end of laissez-faire, 1926); «Трактат о деньгах» (A Treatise on Money, 1931).

Начавшийся в конце 1929 года мировой экономический кризис весьма активизировал научные поиски английского экономиста, пытавшегося понять глубинные причины кризиса и возможные пути выхода из него.

В итоге в 1936 году родилась книга «Общая теория занятости, процента и денег» (The General Theory of Employment, Interest and Money), которая, по мнению большинства экономистов, является главным трудом Джона Кейнса.

В работе подвергнуто последовательной критике учение Адама Смита, согласно которому рынок автоматически может выправлять любые дисбалансы в экономике при условии, что в этот таинственный механизм рынка никто не будет пытаться вмешиваться. Адамом Смитом превозносился принцип laissez-faire – невмешательства государства. С подачи Адама Смита в оборот было введено понятие «невидимая рука рынка», которое и сегодня без каких-либо комментариев и разъяснений используется в учебниках по экономике.

Фактически Кейнс обратил внимание на системные дисбалансы в капиталистической экономике. Основным он назвал дисбаланс между инвестициями и сбережениями. В каком-то смысле, этот вывод английского экономиста перекликался с тезисом Карла Маркса, который акцентировал внимание на имманентно присущем капитализму противоречии между предложением (товаров и услуг) и платежеспособным спросом. Отставание второго от первого обусловлено тем, что капиталисты изымают из стоимости производимого продукта прибавочную стоимость.

Кейнс не хуже Маркса видел противоречия и дисбалансы капиталистической экономики, но в коммунизме, который, по мнению классика марксизма, может избавить общество от постоянных кризисов и хронической безработицы, он видел их еще больше.

Поэтому из двух зол предпочитал капитализм, но предлагал подвергнуть капитализм серьезной реконструкции.

Путем вмешательства государства в экономику. Государство из «ночного сторожа» должно превратиться в мощного предпринимателя и покупателя товаров и услуг. Основную роль в таком вмешательстве Кейнс отводил бюджету. Во-первых, надо наращивать налоги и общий объем государственной казны. Во-вторых, направлять из казны деньги в первую очередь для компенсации недостатка платежеспособного спроса. Кстати, такими компенсирующими расходами могут стать военные затраты. Впоследствии сторонники милитаризации экономики стали ссылаться на Кейнса как на научного авторитета, обосновавшего такую милитаризацию.

Собственно, суть кейнсианства можно свести к нескольким словам: усиление вмешательства государства в экономическую жизнь. Против Кейнса и кейнсианства в разное время выступали такие приверженцы экономического либерализма, как Фридрих фон Хайек, Милтон Фридман, Людвиг фон Мизес и другие.

Первой страной, которая взяла на вооружение рекомендации Кейнса, стали США. Пришедший в 1933 году в Белый дом Франклин Рузвельт стал проводить экономическую политику, получившую название «Новый курс» (New Deal). Ядром этой политики стала программа общественных работ, которая проплачивалась из федерального бюджета и обеспечивала занятость многим миллионам безработных американцев. В полном объеме кейнсианские рекомендации в США заработали с конца 1939 года, когда началась Вторая мировая война и государство резко увеличило военные заказы.

Послевоенная Европа также строила государственную экономическую политику на идеях Кейнса. Особенно высокой была доля государства в экономиках таких стран, как Франция и Италия. Отход от кейнсианства в западном мире начался на рубеже 70–80-х годов прошлого века. В Англии это выразилось в переходе к экономической политике, получившей название «тэтчеризм», а в США таким переходом стала «рейганомика».

В СССР работа Кейнса «Общая теория занятости, процента и денег» стала известна лишь после войны. Она была переведена на русский язык и издана в 1948 году. В 1976 году было еще одно издание в другом переводе.

В 1930-е годы Кейнс активно консультирует правительство, он был назначен членом Королевской комиссии по финансам и промышленности и Экономического консультативного совета. В 1940 году Кейнс стал членом Консультативного комитета при Министерстве финансов по военным проблемам, затем советником министра. В 1942 году Кейнс стал членом Палаты лордов.

В 1944 году как чиновник британского Минфина возглавил английскую делегацию на международной валютно-финансовой конференции в Бреттон-Вудсе. Я уже неоднократно писал о том, что на указанной конференции обсуждались два проекта послевоенного устройства мировой валютно-финансовой системы. Один был предложен американцами, второй – англичанами. Кейнс и был автором английского предложения. Суть его сводилась к тому, что мир должен постепенно переходить на использование наднациональной валюты, которая была названа «банкором». Эмитировать эту валюту должен наднациональный институт, называемый «Международной клиринговой палатой». Но вариант Кейнса не прошел, поддержан был американский вариант, предлагавший введение золотодолларового стандарта. Позднее, когда бреттон-вудская валютно-финансовая система начала трещать по швам (60-е годы), Международный валютный фонд провел эмиссию новой валюты, получившей название «специальные права заимствования» – SDR (первая такая эмиссия прошла в 1969 г.; позднее еще были эмиссии новой валюты). Во многом новая валюта SDR напоминала тот самый «банкор», который Кейнс предлагал в 1944 году.

Жизнь Кейнса была не очень длинной. В марте 1946 года Кейнс участвовал в открытии Международного валютного фонда. А через два месяца, 21 апреля 1946 года, скончался от инфаркта миокарда. Похоронен в Вестминстере.

О Кейнсе много написано. Одни книги специальные, узкоэкономические. Среди них можно выделить работу Э. Хансена «Путеводитель по Кейнсу» (Hansen A. Н. A guide to Keynes. N.Y., 1953). Есть книги биографические. Например, работа Р. Харрода «Жизнь Джона Мейнарда Кейнса» (Harrod R.F. The life of John Maynard Keynes. L., 1951). Но, пожалуй, лучшей книгой, которая охватывает и биографию, и экономическое учение великого англичанина является работа известного современного британского экономиста Роберта Скидельски «Кейнс 1883–1946. Экономист, философ, государственный деятель». Она была переведена на русский язык и издана в России в виде двухтомника (М.: Московская школа политических исследований, 2005). Также была издана еще одна книга Роберта Скидельски в России: «Кейнс. Возвращение Мастера» (М.: ООО «Юнайдет Пресс», 2011).

Кейнс был мастером слова, он является автором многих кратких острых фраз, многие из которых стали «крылатыми». Вот некоторые из них:

«Если ты должен банку сотню фунтов, у тебя проблемы. Но если ты должен миллион, проблемы у банка».

«Нет ничего более разрушительного, чем рациональная политика инвестиций в нашем иррациональном мире».

«Марксистский социализм в глазах историков общественной мысли будет всегда оставаться загадкой: как могло учение столь нелогичное и скучное оказать такое мощное и длительное воздействие на умы людей и через них на события истории».

«[Капитализм] – это удивительная вера в то, что худшие поступки худших людей, тем или иным образом, служат общему благу».

«Золотой стандарт – это пережиток варварства». И т.д.

Особого внимания заслуживают слова Кейнса о том, каким должен быть настоящий экономист (фрагмент из некролога на смерть своего учителя Альфреда Маршалла): «Великий экономист должен обладать редким сочетанием талантов… Он должен быть – в известной мере – математиком, историком, государственным деятелем и философом. Он должен мыслить символами и хорошо владеть словом. Он должен понимать частное в контексте общего и уметь одной мыслью с легкостью касаться абстрактного, и конкретного. Он должен изучать настоящее в свете прошлого – ради будущего. Ничто в человеческой природе и институтах общества не должно ускользать от его внимания. Он должен быть одновременно целеустремленным и обращенным к небу, как истинный художник, но при этом твердо стоять на ногах и быть практичным, как политический деятель». Как мне кажется, Джон Кейнс удовлетворял всем этим требованиям.

Сегодня экономическая политика Запада, основанная на догматах неолиберализма, окончательно зашла в тупик. Обсуждаются разные варианты спасения капитализма. В этой связи опять наблюдается ренессанс кейнсианской модели, которая уже один раз спасла капитализм.

Валентин КАТАСОНОВ, профессор