Разграбление Эрмитажа большевиками, и продажа украденных шедевров за границу

На модерации Отложенный



       Русские Цари за столетия собрали в Зимнем дворце огромную коллекцию бесценных произведений мировой живописи.
       Когда началась первая волна революционных погромов, в 1917 году в США было создано общество, которое ассигновало $20 млн. для скупки русских драгоценностей и произведений искусства.
       Большевики, конечно же, пытались наладить торговлю национализированными богатствами, однако не преуспели в этом. Официальная продажа награбленного грозила судебными исками, поэтому торговали по мелочи, пользуясь посредничеством приезжавших в Россию представителей Коминтерна.
Большевицкий уголовник-фальшивомонетчик Леонид Красин, ставший наркомом внешней торговли СССР, писал в политбюро ЦК: «Сейчас это дело стоит ниже всякой критики. Обыкновенно этот товар попадает в руки Коминтерна, что абсолютная бессмыслица, так как людям, являющимся в данную страну по большей части нелегально и для работы с такого рода торговлей ничего общего не имеющим, поручается продажа товара, на котором при современных условиях торговли могут проваливаться даже легальные профессиональные торговцы. В лучшем случае продажа ведётся по-дилетантски через случайных знакомых и по ценам значительно ниже тех, которые могли бы быть выручены при более деловой постановке сбыта. Для продажи более крупных партий, подбираемых сейчас Гохраном, эти архаические методы уже совершенно недопустимы и опасны».
Советский лозунг «Искусство принадлежит народу» плохо сочетался с продажей народного достояния капиталистам, но когда речь шла о деньгах, большевицкие иуды были готовы на любые преступления. Вдобавок, они торопились поживиться до ожидаемой ими «всемирной революции».
«Для нас важнее», – писал Лейба Бронштейн (по кличке Троцкий), – «получить в течение 1922-23 г. за известную массу ценностей 50 миллионов, чем надеяться в 1923-24 г. получить 75 миллионов. Наступление пролетарской революции в Европе, хотя бы в одной из больших стран, совершенно застопорит рынок ценностей: буржуазия начнет вывозить и продавать, рабочие станут конфисковывать и пр. и пр. Вывод: нужно спешить до последней степени».
Чтобы получить валюту, большевики предприняли грандиозную распродажу антиквариата – в том числе картин из собрания государственного Эрмитажа. Их активная распродажа, которую называют «катастрофой Эрмитажа», продолжалась вплоть до 1932 года. Попытки работников музея отстоять картины потерпели фиаско – практически любая из них могла быть изъята для реализации. Продажами занималась контора «Антиквариат», а разрешение на вывоз давало министерство просвещения. Предварительной оценкой «антикварно-художественных вещей» занималась специальная комиссия под председательством художника-большевика Эрнеста Зиварта, после чего картины поступали на аукционы в Германию («Рудольф Лепке») и в другие страны.


       Какие же шедевры были проданы и сколько денег за них выручил большевицкий режим?
       В Эрмитаже отобрали для продажи 2880 картин, в том числе 59 полотен из числа общепризнанных шедевров мирового значения. Среди них были картины Веласкеса, Рубенса, Тициана, Рафаэля и других старых мастеров. Большинство из них в реальности вы никогда уже не увидете.
       Шедевры выставлялись на продажу весьма дёшево – работники музея считали, что «Антиквариат» занижает рыночную цену в 2 раза. Отчасти это объяснялось тем, что в эпоху Великой депрессии покупателей, способных платить миллионы за живопись, на рынке было довольно мало.
«Вооруженные только одной наивностью, мы выходим на большую дорогу с Рембрандтами, Ван Эйками, Ватто и Гудонами», – признавал председатель правления «Антиквариата» Николай Ильин в книге «Распродажа российских сокровищ». Крупнейшим приобретателем произведений искусства стал банкир и министр финансов США Эндрю Меллон. За 21 картину миллиардер заплатил $6 млн. 654 тыс. Например, за картину Рафаэля Санти «Святой Георгий, побеждающий дракона» Меллон отдал $745 тыс. (1,25 млн. рублей). Дороже обошлось приобретение в 1931 году сразу двух картин – «Мадонны Альбы» Рафаэля и «Венеры с зеркалом» Тициана – они стоили $1 млн. 710 тыс. За $502 тыс. министр купил «Благовещение» Ван Эйка, за $838 тыс. – «Поклонение волхвов» Боттичелли и за $223 тыс. – «Портрет Изабеллы Брандт» кисти Рубенса. Эти шедевры сейчас находятся в Национальной галерее искусства в Вашингтоне.
       «Первый армянский миллиардер» Галуст Гюльбенкян, сделавший состояние на ближневосточной нефти, приобрел «Портрет Елены Фурман» работы Рубенса, картины Рембрандта «Афина Паллада» и «Портрет старика», «Меццетена» Антона Ватто и другие картины всего за 278 тыс. фунтов стерлингов. В итоге эти работы оказались в музее в Лиссабоне.
       За пять лет из западноевропейского сектора Эрмитажа было продано экспонатов на 20 млн. золотых рублей. Пик продаж пришелся на 1930-й год. По официальным данным, в этом году СССР продал за границу в общей сложности 577 тыс. картин и других произведений искусства.
       Примечательно, что рядовые посетители музея часто думали, что картины пропадают по вине сотрудников Эрмитажа, в связи с чем строчили на них доносы в ОГПУ. Публично говорить о сложившейся ситуации экскурсоводам было запрещено.
       Наряду с картинами большевики торговали древними рукописями, ювелирными изделиями, старинной мебелью и другими ценными предметами.