Тайны революции и личной жизни Ильича

На модерации Отложенный
На аукционе Christie's в Лондоне выставлены сенсационные телеграмма и письмо Ленина, являющимися, пожалуй, важнейшими документами всемирной истории вообще и российской истории в частности, а также, раскрывающими, возможно, тайны личной жизни Ильича. 
Оба уникальных документа происходят от наследников Анри Гильбо (1883-1938), писателя, пацифиста, хорошо знавший Ленина, автора  первой его биографии.
Ксерокопии документов хранятся в бывш. Музее Ленина (музее Марксизма-ленинизма при ЦК КПСС) и опубликованы в первой и единственной прижизненной биографии Ленина, написанной именно Анри Гильбо - Henri Guilbeaux. «Wladimir Iljitsch Lenin», Berlin, 1923.
Безусловно, два документа Ленина - исключительно редкие документы. Известно только об одном автографе Ленина, продававшемся на аукционах.
Более того, сразу после смерти Ленина за всеми его документами была объявлена "охота", в НКВД был специальный отдел, занимающийся изъятием всех ленинских документов от всех частных лиц и других музеев и организаций.
За рубежом ленинские документы скупали по невероятным ценам или просто похищали.
Предлагаемые два ленинских документа, очевидно, являются единственными известными и опубликованными документами, находящимися в частных руках.
Ленин телеграмма-1
1. Телеграмма из Берна в Женеву Анри Гильбо от 6 апреля 1917 года.
Ленин сообщает ему, что он уедет на следующий день в Россиюсообщает о получении финансирования, приглашаяего присоединиться к отходу поезда вместе с Роменом Ролланом, чтобы вернуться в Россию и организовать Октябрьскую революцию:
"Выезжаем завтра в полдень в Германию. Платтен сопровождает поезд. Мольбы покрыли расходыПривезите Роллана, если он в принципе согласен. Сделайте возможное (чтобы) привезти Нэна (скандинавский делегат ЧарльзNain) или Грабера. Телеграфируйте Народный Дом. Ульянов". 
Он поедет на поезде, защищенный дипломатическим иммунитетом и, на самом деле, в запломбировнном вагоне.
Ромен Роллан и Анри Гильбо отказались следовать, но потом Анри Гильбо посетил победившую Советскую Россию в 1919-20 годах.
Ленин письмо
2. Собственноручная письмо-указание, написанная Лениным на бланке Председателя Совета Народных Комиссаров 11 ноября 1920 года.
Письмо "членам Российской Коммунистической партии и товарищам работающим во всех советских учреждениях".Товарищ Ленин рекомендует ... (неразборчивое слово вождя) "французского коммуниста тов. Анри Гильбо (Guilbeau), который немного говорит по русски,очень прошу оказывать ему доверие и знакомить его подробнее с делами и пр. Пр.СНК В.Ульянов (Ленин)".

Имя Гильбо было последним словом, четырехкратно (!) признесённым немым до этого В.И.Лениным перед смертью.

Из записок санитара, ухаживавшего за В.И.Лениным:
"Товарищи! Одно из трех слов, отысканных и произнесенных Ильичом - Ильичом, у которого была моторно-кортикальная афазия, Ильичом, у которого были лишь речевые остатки и... я слышал от него эти слова: всего два раза: днем на балконе, выходящем на юго-запад у окна его комнаты, и второй раз в постели, когда Ильич, готовясь раздеваться, произнес два слова. В первый раз - "товарищ, товарищи, товарищи" и второй раз - "...Гиль... гиль... гильбо... а... Гильбо-Гильбо, Henri Guilboux". 

Почему именно Гильбо был одним из доверенных лиц и организаторов транспортировки российских революционеров в «запломбированном вагоне» из Швейцарии через вражескую России Германию в объятую бунтом Россию? 
Почему Ленин так желал, чтобы Гильбо сопровождал его в Россию, и почему Гильбо не поехал? 
Почему, когда Гильбо все же приехал в 1918 году в Россию, Ленин опекал его, тщательно и регулярно следя, чтобы Гильбо ни в чем не нуждался? 
Почему Ленин до своей болезни собирался написать о Гильбо книгу (больше - ни о ком!)?
Чем именно этот человек был ему дорог? 

И наконец, главный вопрос: почему именно троекратно повторенное имя Гильбо был последними словами Ильича, сказанные им перед смертью?

Итак, в чем загадка крайне близких отношений, сложившихся между «маленьким блондином» Анри Гильбо и «маленьким лысым» Владимиром Ульяновым (Лениным)?

В советское время коллекционировать или даже просто хранить такого рода документы было невозможно. После смерти того или иного партийного деятеля, его квартиру, дачу, родственников, друзей и любовниц посещали сотрудники «органов» и тщательно обыскивали и изымали абсолютно все документы. 
Вообще-то, ленинские автографы вообще крайне редко продавались частным образом или на аукционах. Сразу после смерти Ильича советским руководством было принято кардинальное решение искать по всему миру, просеивать все частные архивы и наследства в поисках всего, что касается марксизма, ленинизма, сталинизма и всех его доморощенных врагов, «попутчиков» и интерпретаторов, но в самую первую очередь – документы самого Ленина и касающиеся самого Ленина, нового коммунистического мессии.
Партийным бонзам было, что скрывать, и было, чего опасаться – пьянство и наркомания, психические и венерические болезни, национальности, сексуальные ориентации, жестокости революции и гражданской войны, сведения о сотрудничестве с врагами (охранкой, немцами, а позже – с Троцким и другими оппозиционерами) и многое другое.

11 января 1921 года Оргбюро ЦК РКП(б) приняло постановление о создании Института К. Маркса и Ф. Энгельса (ИМЭ). 31 марта 1923 года пленум МК РКП(б) принял решение о создании Института Ленина. В ноябре 1931 года решением Президиума ЦИК СССР Институт Ленина был объединен с Институтом К. Маркса и Ф. Энгельса, создан Институт Маркса-Энгельса-Ленина при ЦК ВКП(б).
В ноябре 
1991 года Институт прекратил свое существование. На его основе был создан Российский независимый институт социальных и национальных проблем. Главной задачей института на всех его этапах являлись сбор и хранение  документов К.МарксаФ.ЭнгельсаВ.И.Ленина, материалов об их жизни и деятельности.

Институт систематически вел поиск интересовавших его документов и музейных материалов в семейных, личных архивах, в антикварных фирмах, торговавших рукописями. Отмечая большие успехи в развитии ИМЭ, ЦК ВКП(б) в своем постановлении в июне 1929 г. требовал "неуклонно и настойчиво продолжать пополнение книжных и архивных фондов, ...стремиться приобретать все, имеющее прямое или косвенное значение в области марксоведения".  Деньги на эти цели Политбюро ЦК и Советское правительство неизменно ассигновали, руководствуясь главным образом идеологическими и политическими целями.  Истпарт проделал большую работу по возвращению в Россию партийных архивов и библиотек, личного архива В. И. Ленина, оставленных на хранении за рубежом в период эмиграции, по собиранию личных архивов и мемуаров большевиков - участников революции. Конспиративные документы передавались на хранение в секретный архив Бюро Секретариата ЦК. 
В Институте В. И. Ленина концентрировался ленинский архив. Первоначально в него вошли рукописи, письма Ленина, переданные Н. К. Крупской в марте 1923 г, а затем, после смерти В. И. Ленина, и документы из Секретариата Совнаркома. Исключение составляли находившиеся в ЦК документы, носившие особо секретный характер. Все члены партии по постановлению ЦК РКП(б) должны были сдать в Институт В. И. Ленина имеющиеся у них ленинские письма и другие документы. В результате развернутой в широких масштабах собирательской деятельности в 1920-х и 1930-х гг. были приобретены или получены в дар за рубежом оригиналы некоторых документов Маркса, Энгельса и Ленина, В советских и зарубежных архивах, библиотеках, музеях, у частных лиц были выявлены и получены (в виде подлинников или копий) многочисленные ценные документы Маркса, Энгельса, Ленина. В решении задач, поставленных партией перед институтом непосредственное участие принимали спецслужбы – ОГПУ, НКВД, ГПУ, КГБ. Одним из сотрудников института марксизма-ленинизма при ЦК КПСС  был такой знаменитый любитель автографов  Л.Троцкого, как Рамон Иванович Лопес, он же  Хайме Рамон Меркадер дель Рио Эрнандес – убийца Л.Троцкого. Сколько было еще таких же заядлых коллекционеров, не узнает уже никто и никогда.
Можно сказать, что тщательный  поиск документов Ленина по всему миру, широкое использование для этого зарубежных компартий и зарубежной агентуры, привели к тому, что практически все документы, связанные с Лениным, за исключением документов, переданных в зарубежные и, прежде всего, в американские архивы, оказались в Институте Ленина или в «Секретном хранении» ЦК КПСС.

Дорогой мой товарищ Гильбо! Теплые отношения в документах Ильича
13 апреля 1919

Ленин пишет предисловие к брошюре Анри Гильбо «Социализм и синдикализм во Франции во время войны».
Ленин В. И. Полн. собр. соч., т. 38, с. 297—298.

Май 1919
Ленин пишет письмо «Товарищам, заведующим фотографическими отделами Советской власти» и передает его А. Гильбо. В письме Ленин просит оказывать всяческое содействие члену французской секции Коммунистического Интернационала Анри Гильбо в снабжении его фотографиями.
ЦПА ИМЛ, ф. 2, on. 1, д. 25882; «Смена», М., 1958, № 2, с. 4-5.

Ноябрь 1919
Ленин пишет записку секретарю ЦК РКП(б) Е. Д. Стасовой с просьбой продлить французскому коммунисту журналисту А. Гильбо право пользования столовой СНК.
Л. сб. XXIV, с. 318; ЦПА ИМЛ, ф. 2, on. 1, д. 11632.

3 сентября 1921 г.
тов. Луначарский!
Насчет Гильбо. Просит ему помочь. Жалуется на бюрократизм ужасающий. Нельзя ли узнать, где и в чем препятствие? Ябы хотел ему помочь. Перешлите это, пожалуйста, также т. Литкенсу, чтобы и он от себя сделал, что надо.
Привет! Ваш Ленин

В архиве Наркомпроса сохранилось письмо Луначарского заведующему Оргцентром тов. Максимовскому:
«Прошу принять меры к скорейшей выдаче всех необходимых документов и денег на путевые расходы тов. Анри Гильбо, имеющего поехать в Берлин для редактирования там информационного бюллетеня Наркомпроса. Распоряжение дается мною на основании особого письма Пред совнаркома тов. В. И. Ленина, который просит об ускорении проведения этого дела.
Нарком по просвещению А. Луначарский»
(ЦГА РСФСР, ф. 2307, оп. 2, ед. хр. 551, л. 164)

Ноябрь 1921
Ленин пишет записку наркому просвещения А. В. Луначарскому по поводу просьбы французского социалиста журналиста А. Гильбо оказать ему помощь в лечении и организации питания.
Л. сб. XXIII, с. 325; ЦПА ИМЛ, ф. 2, on. 1, д. 21739.

Ленин пишет записку заместителю управделами Коминтерна С. Б. Бричкиной с просьбой сообщить о возможности прикрепления А. Гильбо к столовой гостиницы «Люкс»; в этот же день Бричкина ответила, что просьба Ленина исполнена.
Л. сб. XXIII, с. 325; ЦПА ИМЛ, ф. 2, on. 1, д. 21740; «Гудок», М., 1924, № 1107

25 января.
Ленин диктует секретарю записку наркому здравоохранения Н. А. Семашко с просьбой выяснить у врача санатория «Перловка» диагноз болезни А. Гильбо, отдыхавшего и лечившегося в санатории.
Л. сб. XXIII, с. 325; ЦПА ИМЛ, ф. 2, on. 1, д. 21738.

Ленин получает письмо (на французском яз.) французского социалиста журналиста А. Гильбо с жалобой на то, что обещанные ему секретариатом СНК по просьбе Ленина дрова для отопления квартиры еще не получены, с выражением благодарности за помощь, оказанную Лениным в ускорении приезда в Москву его жены Г. Гильбо, с сообщением своего нового номера телефона;  
на письме пишет поручение секретарю: «Телефон Гильбо записать»; 
направляет письмо Гильбо председателю Моссовета с запиской: «Тов. Каменев! Очевидно Ваше распоряжение о дровах для т. Гильбо не выполняется. Кормят обещаниями. Тов. Гильбо жалуется. На квартире у него 00. Нужно отдать под суд виновного в неисполнении Вашего распоряжения и добиться, чтобы сегодня тов. Гильбо были доставлены дрова.
Тов. Каменев! Пожалуйста, обратите внимание. Приказали Вы, да или нет? Кому? За неисполнение Вашего приказакого посадить? Ленин».
ЦПА ИМЛ, ф. 2, on. 1, дд. 22201, 26272; ф. 5, on. 1, д. 10, л. 105; оп. 4, д. 1, л. 93 об.

Ленин пишет записку управделами СНК Н. П. Горбунову: «т. Горбунов! … прошу проверить, даны ли обещанные Л. Б. Каменевым дрова тов. Анри Гильбо (Брюсовский, 6)?»; на конверте пишет: «Н. П. Горбунову».
ЦПА ИМЛ, ф. 2, on. 1, д. 22197; «Ист. apx.», М., 1961, № 5, с. 48-49

Декабрь 1921
Ленину направляется записка управделами СНК Н. П. Горбунова с отчетом о выполнении его поручений от 28 ноября 4921 г.  о доставке дров французскому социалисту журналисту А. Гильбо.
Л. сб. XXXIX, с. 390; ЦПА ИМЛ, ф. 5t on. 1, д. 7, лл. 45, 97; д. 56, л. 1.

Январь 1922,  
Ленин пишет записку секретарю СНК Л. А. Фотиевой с поручением проверить, в каких условиях живет теперь А. Гильбо; узнать, кто в ЦК РКП(б) назначен ответственным за соблюдение режима работы и отдыха руководящими работниками.
Л. сб. XXIII, с. 310-311; XXXIX, с. 420-421.

Ноябрь 1922
Ленин поручает дежурному секретарю отправить Г. Е. Зиновьеву письмо французского социалиста журналиста А. Гильбо о материальной помощи с просьбой вернуть с заключением.
Л. сб. XXXIX, с. 440; ЦПА ИМЛ, ф. 5, оп. 4, д. 1, л. 136.

Повторная помощь Ноябрь 1922
Ленин пишет записку в Политбюро ЦК РКП(б) с предложением оказать материальную помощь А. Гильбо.
Л. сб. XXXIX, с. 441; ЦПА ИМЛ, ф. 2, on. 1, д. 23470.

А может быть?...
«Будучи в числе виднейших представителей французской богемы, Гильбо не только не скрывал бисексуальной ориентации, но и бравировал сексуальной свободой, а его любовные романы активно обсуждались парижской жёлтой прессой. В числе гомосексуальных партнёров Гильбо в разное время побывали такие разные люди, как Г.Аполлинер, П.Пикассо, И.Эренбург, П.Элюар, З.Пешков(Свердлов), В.И.Ульянов(Ленин), С.Есенин, Р.Гесс, Ж.Кокто, А.Жид, Э.Хемингуэй. 

Г.Зиновьев назвал как-то круг сексуальных парнёров и друзей А.Гильбо "душой мировой революции". И.Эренбург сатирически изобразил А.Гильбо в качестве главного героя своего романа "Необычайные похождения Хулио Хуренито» - многозначительное имя персонажа!

Основные же кадры закалённых бойцов и политических менеджеров, изменивших мир, вышли вовсе не с каприйской школы, к которой тот же Ленин относился с сарказмом, а из школы Анри Гильбо в Лонжюмо, где царили совершенно иные нравы, и где любая закрепощённость, включая гомосексуальную и любую другую ориентацию, считалась уродством… и уровень глубины инициации при посвящении там был таков, что даже в последний день своей жизни Ленин, после трёх инсультов, уже три года лишённый речи, с полной атрофией одного из полушарий мозга, смог всё же выдавить из себя лишь одно слово – трижды повторил имя своего учителя - Анри Гильбо!
Источник

Имя Гильбо было последним словом, признесённым В.И.Лениным перед смертью.
Из записок санитара, ухаживавшего за В.И.Лениным:
"Товарищи! Одно из трех слов, отысканных и произнесенных Ильичом - Ильичом, у которого была моторно-кортикальная афазия, Ильичом, у которого были лишь речевые остатки и... я слышал от него эти слова: всего два раза: днем на балконе, выходящем на юго-запад у окна его комнаты, и второй раз в постели, когда Ильич, готовясь раздеваться, произнес два слова. В первый раз - "товарищ, товарищи, товарищи" и второй раз - "...Гиль... гиль... гильбо... а... Гильбо-Гильбо, Henri Guilboux"." 

Интересно, кому достанутся эти уникальнейшие и бесценные для историков артефакты?