Выстрел В.Засулич в петербургского градоначальника Ф.Ф.Трепова

На модерации Отложенный

Террор

Вера Ивановна ЗасуличБудущая знаменитая террористка Вера Ивановна Засулич (1850–1919) родилась в провинциальной благополучной семье. Но должного русского воспитания, судя по всему, не получила. Училась в Москве в частном пансионе (1864-1867), после чего юная духовно не просветленная душа, страстно желавшая осуществления немедленной социальной справедливости любой ценой (это был исходный мотив многих тогдашних русских революционеров), ударилась в революцию. В 1868 г. переселилась в Петербург, принимала участие в революционных кружках. Была арестована в 1869 г. по делу Нечаева, до марта 1871 г. находилась в заключении, затем была выслана в Новгородскую губернию и др. С 1875 г. на нелегальном положении. В 1876 г. входила в состав отряда, организованного бунтарями в Елисаветграде. В 1877 г. вернулась в Петербург, работала в подпольной "Вольной русской типографии", принадлежавшей революционной организации "Земля и воля". Все это, предваряя дальнейшее, уместно здесь перечислить для иллюстрации той пресловутой "жестокости полицейского царского режима", против которого революционеры боролись "за свободу и светлое будущее".

24 января 1878 г. Засулич попросилась к петербургскому градоначальнику Ф.Ф. Трепову на прием и серьезно ранила его выстрелом из револьвера за то, что по его приказу был высечен (25 ударами) заключенный революционер. 31 марта террористка, как известно, была совершенно неожиданно и непонятно оправдана судом присяжных, учрежденным в результате судебной реформы Александра II (христианская жалость к преступникам, как видим, не была пригодна для пресечения террора).

Эмигрировала, но в 1879 г. нелегально вернулась в Россию и вместе с Г.В. Плехановым организовала группу "Черный передел", занимавшуюся революционной пропагандой. В 1880 г. вновь эмигрировала, в 1883 г. участвовала в создании первой марксистской группы "Освобождение труда", принимала активное участие в деятельности II Интернационала. В.И. Засулич вела переписку с К. Марксом и Ф. Энгельсом, занималась переводами их трудов на русский язык.

Выстрел Засулич в петербургского градоначальника 24 января 1878 г. был началом террористической борьбы, развязанной революционерами против наиболее преданных монархии людей. "Просвещенная" интеллигенция и революционеры приветствовали этот выстрел как "новую эру в революционном движении".

Оправдание Засулич воодушевило террористов, и уже 4 августа в С.-Петербурге следует убийство кинжалом шефа жандармов Мезенцева (убийца С. Кравчинский выпустил брошюру "Смерть за смерть", подписанную псевдонимом "Степняк", в которой есть такие строки: «Убийство – вещь ужасная. Только в минуту сильнейшего аффекта, доходящего до потери самосознания, человек, не будучи извергом и выродком человечества, может лишить жизни себе подобного»).

Первая волна террора направлена была, главным образом, против Александра II, несмотря на его либеральные реформы. Ибо террористам и их кукловодам, как вскоре понял член руководства террористической организации "Народной воли" Л.А. Тихомиров, нужны были не гражданские права и свободы – а сокрушение удерживающей православной государственности.

На съезде летом 1879 г. исполнительный комитет "Народной воли" вынес Царю Освободителю "смертный приговор" и затем фанатично пытался привести его в исполнение. Как известно, на Александра II было совершено не менее семи покушений, из них пять в период с 1879 г. Убит он был, по иронии судьбы, в тот день, когда собирался подписать либеральную конституцию...

Император Александр III своей решительной внутренней политикой, направленной на обустройство страны и борьбу с крамолой, надолго положил конец этому безпределу. Но в начале ХХ в. вновь стали греметь взрывы бомб, разрывавших на части не только лиц, "приговоренных" революционерами, но и многих случайных людей. Террор принял особенно массовый характер с началом Русско-японской войны, поскольку международное еврейство, взяв курс на революцию в России, бросило огромные деньги на финансирование безпорядков, закупку и доставку революционерам оружия и т. п.

В 1900-1910 гг. террористы (в основном боевики-эсеры, наследники бомбистов-народовольцев) убили около 17 000 человек – полицейских, государственных чиновников, в том числе генерал-губернатора Бобрикова в Финляндии, московского генерал-губернатора Великого Князя Сергея Александровича, петербургского градоначальника В.Ф. фон дер Лауница, министра внутренних дел фон Плеве...

Жесткая борьба правительства против террора в ХХ в. началась не сразу. Только после взрыва бомбы (12.8.1906) на даче премьер-министра П.А. Столыпина, когда было более 60 человек убитых и раненых, 19 августа последовало опубликование Высочайше утвержденного положения Совета Министов об учреждении военно-полевых судов. Применение этого закона позволило вынести около 950 смертных приговоров (многие из них были заменены каторгой) и за 6 месяцев охладить революционный порыв платных агентов и экзальтированных искателей "равноправия". И страна за последующие семь относительно спокойных лет добилась необычайного социально-экономического подъема.

На кладбище в Бузулуке. 1921 г.

На кладбище в Бузулуке. 1921 г.

После II съезда РСДРП (1903) Засулич примкнула к меньшевикам. В 1905 г. вернулась в Россию, поселилась на хуторе в Тульской губернии, на зиму приезжая Петербург. От политики отошла.

Умерла в 1919 г., "не приняв советскую власть". Но дело, начатое ею и ее сподвижниками против царских чиновников, набирало террористические обороты. В кого попал тот роковой выстрел молодой воительницы "за счастье народное" – можно увидеть на этой фотографии 1921 г.

С 1917 г. в здании Градоначальства, где когда-то служил столь "жестокий" Трепов, разместилась ВЧК. И если русские террористы-народовольцы XIX века, идя на свои кровавые акции, были готовы жертвовать и своими личными жизнями, то им на смену теперь пришли террористы нерусские в роли нового правительства страны, росчерком пера распоряжавшиеся жизнью и смертью миллионов русских людей на основании впитанной с детства морали "Шулхан аруха". В сентябре 1918 г. был введен в действие Декрет о Красном терроре. Так что начало "светлого будущего", за которое боролась, старушка Вера Засулич еще успела увидеть своими глазами...