Патриотизм предлагают возбуждать уголовными делами

На модерации Отложенный

Для граждан выбор между посадкой и контрактом может оказаться не в пользу СВО

госдума, упк, добровольцы, уголовные дела, сво

  В военкоматах ждут и самостоятельных добровольцев, и тех, кого привезут под конвоем.  Фото с сайта www.mil.ru                                                               

 В Госдуму поступила инициатива Заксобрания Челябинской области о дополнении Уголовно-процессуального кодекса (УПК) статьей по прекращению дел против добровольцев, идущих на спецоперацию. Поскольку фактически принуждать к заключению контрактов станут граждан, чья вина как минимум не доказана, налицо своего рода «уголовное возбуждение патриотизма». Но не факт, что посадка покажется таким людям более мрачной перспективой.

    Челябинские депутаты предлагают коллегам из Госдумы ввести в УПК статью «Прекращение уголовного дела или уголовного преследования в связи с изменением обстановки». Уже при зарождении этой инициативы возник небольшой скандал.

    Документ был одобрен в конце марта в одном списке с остальными законодательными предложениями данного субъекта РФ, отдельно он не обсуждался. Более того, как указывают местные СМИ, после вопросов и обращений с просьбой прокомментировать подробнее эта поправка на сайте Заксобрания как бы потерялась, по крайней мере, пояснительная записка была недоступна. При этом стоит отметить, что от появления проекта до его одобрения прошла всего пара-тройка дней.

    Таким образом, раз инициатива все-таки была внесена в Госдуму, то вряд ли ее следует считать какой-то чисто региональной самодеятельностью. О том же самом говорят как скорость предварительного утверждения данного законопроекта, так и весьма высокая степень проработки его текста. Например, Заксобрание Челябинской области не просто дополняет УПК новой ст. 25. 2, а еще и грамотно инкорпорирует ее в те другие части кодекса, которые как раз и касаются различных процедур по прекращению или остановке уголовного преследования. Чаще всего такой тщательности региональные законодатели не проявляют, так что можно предположить наличие в этом случае хороших консультантов.

    Напомним, что политкураторы из федерального Центра нередко организуют подобные «запросы снизу», хотя бы для того, чтобы показать, что наверху, мол, слышат глас народа. Однако тут сразу вспоминаются неоднократно проходившие в СМИ сообщения о том, что отказ от очередных волн мобилизации якобы обусловлен неким планом властей усилить спецоперацию добровольцами в количестве примерно 400 тыс. человек. Понятно, что реализовывать такой возможный план как раз и будут регионы.

Это значит, что челябинскую инициативу можно считать ответом на уже, видимо, доведенные контрольные показатели добровольческого набора.

    Сама по себе эта новая статья УПК вроде бы сконструирована неплохо: «Суд, прокурор, а также следователь и дознаватель с согласия прокурора вправе прекратить уголовное дело в отношении лица, подозреваемого или обвиняемого в совершении преступления небольшой или средней тяжести, если будет установлено, что в связи с изменением обстановки данным лицом принято решение о добровольном прохождении военной службы в воинских формированиях». То есть как бы подчеркивается, что «изменением обстановки», которое, конечно, является неожиданностью для следствия или обвинения, оказывается информация о том, что некий гражданин подписывает контракт на СВО.

    Но обращает внимание формулировка «данным лицом принято решение», которая не позволяет четко определить последовательность событий: сначала контракт, которому как бы мешает уголовное дело, или все-таки сначала дело, а потом уже контракт, такое дело и прекращающий. Как и полагается, логику законодателя позволяет лучше понять пояснительная записка. Дескать, «в настоящее время к службе в Вооруженных силах РФ уже привлекаются граждане, совершившие преступления», а значит, «таким образом, государством признается возможность искупления гражданином вины перед обществом и государством посредством добровольного прохождения военной службы в воинских формированиях». Эти слова в общем-то и дают понимание, по какой причине пояснительная записка исчезла с сайта челябинского Заксобрания. А потому что тут четко заявлено о необходимости иметь под рукой инструмент, так сказать, «уголовного возбуждения патриотических чувств».

    В той же пояснительной записке выше последовательно перечисляются имеющиеся механизмы укрепления СВО-добровольчества: «Федеральным и региональным законодательством предусмотрены материальные и социальные меры поддержки как военнослужащих, так и членов их семей. Законотворческий процесс развивается и направлен на безусловные меры поддержки и стимулирование граждан, желающих выполнить свой долг по защите Отечества в рядах Вооруженных сил РФ». Но их, судя по всему, оказывается недостаточно. Поэтому граждан, обвиняемых в преступлениях небольшой и средней тяжести, по статьям о которых соответственно больше трех или пяти лет не дают, фактически принуждают разменять посадку на военный контракт.

    Тут обращают на себя внимания два момента. Первый – речь идет о людях, вина которых не просто еще не доказана судом, она, возможно, вообще отсутствует. Напомним, что на практике известны случаи появления уголовных дел буквально на пустом месте. Второй же сомнительный момент связан с тем предстоящим гражданам выбором, которого челябинские депутаты им вроде бы как и не оставляют. Дело в том, что сохранить за решеткой если не здоровье, то хотя бы жизнь шансов явно побольше, чем в зоне боевых действий.