Русофобская марксистская версия истории России в первом советском учебнике

На модерации Отложенный                             



Книга «Русская история в самом сжатом очерке» Михаила Покровского является ярким подтверждением того, что в 1917 году власть захватили отъявленные русофобы.
Михаи́л Никола́евич Покро́вский (17 (29) августа 1868, Москва — 10 апреля 1932, Москва) — советский историк-марксист, общественный и политический деятель. Лидер советских историков в 1920-е годы, «глава марксистской исторической школы в СССР». Член РСДРП(б) с апреля 1905 года. Академик Белорусской АН (1928) Академик АН СССР (12.01.1929). Захоронен в Кремлёвской стене.



22 марта 1928 г. в докладе «Общественные науки в СССР за 10 лет». Покровский прямо сказал: « История — это политика, опрокинутая в прошлое».
В «Русской истории в самом сжатом очерке» полностью отсутствуют ссылки и библиографический список. Покровский ссылается на отзывы некоего «наблюдателя», который «был фабричным инспектором», слова «доктора, который все это описал», «владимирского фабричного инспектора», «другого иностранца». Нигде не называются имена и фамилии людей, чьи свидетельства послужили основой для учебника, равно как не упоминаются и конкретные документы. Обычная формулировка — «…писал московский инспектор в своем отчете…».
Оказывается его горячо поддерживал самый человечный человек, дедушка Ленин, особенно отмечая «Русскую Историю в Самом Сжатом Очерке».



Вот Ленинская реакция на текст:
"Тов. М. Н. Покровскому
Тов. М. Н.! Очень поздравляю вас с успехом: чрезвычайно понравилась
мне Ваша новая книга «Рус[ская] И[стория] в сам[ом] сж[атом] оч[ерке]».
Оригинальное строение и изложение. Читается с громадным интересом.
Надо будет, по–моему, перевести на евр[опейские] языки.
"

В 1920-х гг. эта книга являлась единственным официальным учебником истории.
В самом начале книги Покровский упоминает о том, что он пишет работу, «которая обращается к тому же читателю, что и «Азбука коммунизма» тов. Бухарина» — «всякому рабочему и крестьянину», «мозги которого не вывихнуты школьными учебниками истории с их бесчисленными царями и министрами». Он говорит о том, что пишет эту книгу потому, что «сознательному рабочему <…> необходимо знать, что такое Россия».


Идея Покровского - русских нет, это сборная солянка народов. Да, Ленина, неутомимого борца с великорусским шовинизмом (жесточайшего подавления русского большинства страны на самом деле, для чего использовались привилегии народам-меньшинствам) такой ход мысли вполне бы устраивал.
Заметьте, что Русская равнина у Покровского показательно переименована в Восточно-Европейскую.
Книга адресовывалась неподготовленному рабочему, который должен был принять марксистский взгляд на историю.
М. Н. Покровский широко применяет средства художественной выразительности, пользуясь не научным, а скорее публицистическим, местами и откровенно разговорным языком. Например, Александр III именуется «папашей» Николая II.
Царскую Россию Покровский называл главной виновницей Первой Мировой войны, а Германия в отличие от Англии будто бы боялась начать войну.
Период Смуты XVII века по Покровскому выглядит вообще интересно. По его версии Лжедмитрии - это сторонники демократической революции, а Минин с Пожарским - прихвостни эксплуататоров.

"Нижегородский купец Минин стал собирать ополчение «для освобождения Москвы от поляков и иноверцев», и притом, — в том-то и состояла его гениальная выдумка, — стал обещать тем, кто пойдет в это ополчение, такое жалование, какого в прежнее время не получала и царская гвардия. Простым рядовым служилым людям обещали столько, сколько раньше не имели гвардейские офицеры. Немудрено, что такая мера привела, как рассказывают современники, к полному согласию между помещиками и купцами, с одной стороны, и мелкими служилыми людьми и казаками позажиточнее — с другой. Те увидели, что служить имущим классам куда выгоднее, нежели якшаться с народной массой и помогать демократической революции, которая явно шла на пользу беднякам и не сулила никому никакого богатства".

Мало-помалу весь штаб тушинского лагеря перешел на сторону Минина и назначенного купечеством главнокомандующего собранной им рати — Пожарского. Восставшие массы, оставшись без вождей, не могли оказать сопротивления. В лице Минина и Пожарского одержали победу помещичье землевладение и торговый капитал.
"

И всё в этом же духе.
Грязная русофобия и какое-то психиатрическое желание вставить как можно более унижающее, оскорбительное слово в описании хотя бы самых невинных занятий общих для всего человечества.
Именно это скорее всего и приводило в восторг ненавидевшего русских Ленина, и отлично ложилось на дух тогдашней власти «первой волны большевиков» в первую декаду-полторы после Революции и Первой Мировой.
В 1920-х гг. эта книга являлась единственным официальным учебником истории.