Краткая история движения церковных обновленцев
7 марта 1917 года в Петрограде началось движение церковных «обновленцев» — был создан Всероссийский Союз демократического православного духовенства и мирян во главе со священниками А. И. Введенским, А. И. Боярским, И. Егоровым. Ими были предприняты попытки церковных реформ, но результат этих попыток оказался трагическим.
К началу XX века о необходимости реформ в Церкви заговорили многие священнослужители. Годы Первой русской революции стали для духовенства временем надежды на возрождение православия, что подразумевало, прежде всего, обретение независимости при решении внутрицерковных дел. Даже члены Синода вопреки позиции обер-прокурора в марте 1905 года единогласно высказались за проведение преобразований, для чего считали необходимым скорейший созыв Поместного Собора.
Но в 1917 году многие растерялись. Большинство реформаторов хотело, чтобы именно государство помогло Церкви освободиться от сторонников старого понимания церковной жизни.

Со своей стороны, «Союз демократического духовенства и мирян» провозглашал главной целью движения «быть в единении с народом в великой работе по созданию нового государственного строя, при котором наилучшим образом были бы разрешены все наболевшие религиозные, культурные, политические и социально-экономические вопросы».
Но пришедшие к власти большевики решили использовать церковных либералов в своих целях — для разгрома Патриаршей Церкви, в чем и преуспели.
При подготовке к изъятию церковных ценностей власти, во избежание новой гражданской войны, теперь уже религиозной, руками обновленцев создали полностью подконтрольное режиму марионеточное церковное управление.
Ночью 12 мая 1922 года священники Александр Введенский, Александр Боярский и Евгений Белков в сопровождении сотрудников ГПУ приехал в Троицкое подворье в Москве на Самотеке, где содержался под домашним арестом патриарх Тихон, и, обвинив его в опасной и необдуманной политике, приведшей к конфронтации Церкви с государством, потребовали, чтобы он на время ареста отказался от своих полномочий. И патриарх подписал резолюцию о временной передаче церковной власти митрополиту Ярославскому Агафангелу (Преображенскому).
А уже 14 мая в «Известиях» появилось «Воззвание верующим сынам Православной Церкви России» с требованием суда над «виновниками церковной разрухи» и заявлением о прекращении «гражданской войны Церкви против государства».
На следующий день депутацию обновленцев принял председатель ВЦИК Михаил Калинин. Тут же было объявлено об учреждении нового Высшего церковного управления (ВЦУ), полностью состоявшего из обновленцев. А чтобы облегчить им захват патриаршей канцелярии, самого патриарха перевезли в Донской монастырь.
Из секретариата ЦК РКП(б) на места были разосланы директивы о поддержке создаваемых обновленческих структур. ГПУ активно давило на правящих архиереев, вынуждая признать ВЦУ и учрежденную параллельно с ним «Живую Церковь», на «тихоновское» духовенство начались гонения.
На фото по центру — А.И.
Введенский
Смысл обновленческого движения сами его вдохновители видели в освобождении духовенства «от мертвящего гнета монашества», мешающего ему «получить в свои руки органы церковного управления и непременно получить свободный доступ к епископскому сану. Но как всякие раскольники, они тут же стали дробиться на «толки».
Уже в августе 1922 года епископ Антонин (Грановский), председатель ВЦУ, организовал еще и «Союз церковного возрождения» (СЦВ), видевший свою опору не в клире, а в мирянах — как «единственном элементе», способном «зарядить церковную жизнь революционно-религиозной энергией». Устав СЦВ обещал своим последователям «самую широкую демократизацию Неба, самый широкий доступ к лону Отца Небесного».
Введенский и Боярский организовали «Союз общин древлеапостольской Церкви» (СОДАЦ). Появилось множество и более мелких церковно-реформаторских групп, и у каждой была своя программа церковных преобразований, направленных на радикальное обновление Русской Православной Церкви.
К концу 1922 года обновленцы с помощью властей захватили две трети из 30 тысяч действовавших в то время храмов. Как и рассчитывали власти, кампания разграбления церквей и надругательства над святынями не вызвала массовых народных протестов просто потому, что Церковь была расколота изнутри, а отдельные очаги сопротивления легко можно было уничтожить силами ГПУ.
В мае 1923 года в Москве, в храме Христа Спасителя, прошел первый обновленческий собор, вынесший резолюцию о поддержке советской власти и объявивший о лишении сана и монашества «бывшего патриарха» Тихона. Патриаршество упразднялось как «монархический и контрреволюционный способ руководства Церковью», вводились институт белого (женатого) епископата и григорианский календарь, а ВЦУ был преобразован в Высший церковный совет (ВЦС).
Естественно, патриарх Тихон решений обновленческого собора не признал, а самих обновленцев анафематствовал как «незаконное сборище» и «учреждение антихристово».
Тогда, чтобы противостоять «тихоновщине», власти решили придать обновленческому расколу более респектабельный вид, подчинив все его течения единому центральному органу: ВЦС был преобразован в «Священный Синод», а все обновленческие группы было велено распустить и объединить их членов в «Обновленческую Церковь». «Живая Церковь», не подчинившаяся этому решению, без поддержки властей просто прекратила свое существование.
В июне 1924 года обновленческое «Предсоборное совещание» обратилось в Совнарком с просьбой предоставить священнослужителям права членов профсоюзов, разрешить обучать детей до 11 лет Закону Божию, вести акты гражданского состояния, вернуть в церкви конфискованные чудотворные иконы и мощи. Естественно, во всем этом было отказано.
В октябре 1925 года обновленцы провели свой второй собор, на котором официально отказались от всех объявленных ранее реформ не только в области догматики и богослужения, но и в области богослужебного календаря.
После этого собора обновленчество стало катастрофически терять своих сторонников.
В конце концов в 1935 году ВЦУ само распустилось, и обновленцев накрыла общая волна антицерковных репрессий, начались массовые аресты их епископата, духовенства и активных мирян. Окончательным же ударом по движению стала решительная поддержка властями Патриаршей Церкви в сентябре 1943 года. К концу войны от всего обновленчества остался только приход церкви Пимена Великого в Новых Воротниках (Нового Пимена) в Москве.
Комментарии
судя по одеяниям какието ненормал;ные , , а ведь как все просто, если веришь в Бога, отойди в сторонку, и побеседуй , попроси чего не хватает, и марш на работу, как наши предки делали,,,потому и поговорка была ---на Бога надейся , а сам не плошай...
Как обычно, некоторые детали опустили.
Первая деталь, которую регулярно замалчивают, -- то, что до 1917 года православная русская церковь была государственной организацией, главой которой был император, используемое ею движимое и недвижимое имущество было государственным, и его движение, также, как и финансирование церкви, контролировалось и осуществлялось Канцелярией Св. Синода -- гражданской службой уровня министерства. Собор 1017 года принял решение о выходе ПРЦ из подчинения государства и в качестве главы церкви избрал патриарха. Имущество, в том числе храмы, этой самостоятельной церкви, разумеется, никто не передавал -- оно осталось государственным.
Продолжение следует.
Продолжение.
Подавляющее большинство храмов (кроме тех, которые были объявлены историческими памятниками) передали в пользование местным властям (советам); советы имели право передавать их местным приходам в пользование -- по сути, на правах аренды, за деньги. Саму эту бывшую гос. службу более ничего воедино не связывало, и, естественно, начались "разброд и шатания". Кто-то признавал главенство свежеизбранного патриарха, кто-то -- нет; упомянутые "обновленцы" -- это из тех, кто не признавал. Естественно, что приходов, желающих аренду оплачивать, нашлось немного, а местным советам было без разницы, как приход к патриарху относится - лишь бы деньги заносил. То есть захватывать храмы не требовалось: оформи бумаги, занеси плату и пользуйся. Поскольку большинство храмов пустовали, то частью их стали перестривать под что-либо более полезное, частью - сносить.
Понятно, что и "тихоновцы", и разнообразные "обновленцы" пытались как-то с новой властью заигрывать, но особо ни у кого не получилось.
Все прекрасно в курсе, что патриаршество было восстановлено после революции 19 17 года. Вы никак не хотите понять, что церковь - это не партия и подчинена она не государству, хотя оно активно вмешивалось в церковную жизнь, Церковь подчинена БОГУ. Поскольку вы - атеист с материалистическим мировоззрением, вам это объяснить невозможно, вы на дух не воспринимаете идеалистическое мировоззрение, поэтому я не буду даже стараться вам, что-то объяснить.
Когда было восстановлено патриаршество, в данном случае значения не имеет. Я о другом. Я о том, что любая религия -- это организованная вера. До 1917 года ПРЦ была государственной организацией, которую объединяло общее руководство и общий источник финансирования -- бюджет. Как только ПРЦ из подчинения государства вышла, эти объединяющие центры исчезли, и церковь мгновенно начала разваливаться на части. Эсеро-большевистский СНК еще "подлил керосинчику" в этот процесс, объявив каждый приход самостоятельной организацией. Одни приходы признали главенство свежеизбранного патриарха, другие -- не захотели, в общем -- начались "разброд и шатания", единая организация ПРЦ прекратила существование.
"Церковь подчинена БОГУ." -- это всего лишь красивый лозунг. Это же самое и русские старообрядцы говорят, и католики, и разнообразные протестанты -- что еще никому не помешало при случае с удовольствием заниматься взаимной резней.
С вами говорить то же самое, что головой об стену биться, потому что вы являетесь наихудшим представителем атеистов ВОИНИСТВУЮЩИМ атеистом, это те, кто разрушал храмы, совершенно не соображая, что разрушает не культовое здание, а уникальную архитектуру, те, кто сжигал иконы, не понимая, что это не доски, а уникальная живопись; те, кто уничтожал священников и верующих, которым не позволялось иметь другое мировоззрение. Мне вас ЖАЛЬ.
У меня профессиональная деформация -- не переношу, когда глупости говорят.
Те храмы, которые реально представляли историческую ценность, еще в 1918 году СНК на учет и под охрану поставил. Сносили или перестраивали храмы, которые исторической ценности не представляли и оказались никому не нужны. 99% процентов икон -- это просто дешевая мазня деревенских богомазов, которая "годится горшки покрывать". А сейчас и больше 99. Любой и всякий может иметь любое мировоззрение, хоть субъективный солипсизм. А когда человек, "размахивая своим мировоззрением", начинает антигосударственной пропагандой заниматься -- тут любое государство меры начинает принимать. Тем более, если руководствуясь этим мировоззрением, он антигосударственной деятельностью займется. Носит он при этом рясу или нет -- значения не имеет.
Если вы такой умный профессионал, то объясните мне, "мракобесу", почему был снесён Храм Христа Спасителя? Над росписью храма работали Василий Суриков, Иван Крамской, Василий Верещагин, Генрих Семирадский, Алексей Корзухин, Фёдор Бруни и другие мастера Императорской Академии художеств. Горельефные изваяния святых были выполнены скульпторами Антоном Ивановым, Николаем Ромазановым и Александром Логановским. В оформлении интерьеров храма участвовал также архитектор Виктор Коссов. Или это были деревенские богомазы, мазня которых годится горшки покрывать?
Ответьте мне, какой антигосударственной деятельностью занимался Святитель Лука (в миру Валентин Феликсович Войно-Ясенецкий) Российский и советский религиозный деятель, врач-хирург, учёный и духовный писатель, автор трудов по анестезиологии и гнойной хирургии. Доктор медицины, доктор богословия, профессор. Лауреат Сталинской премии первой степени за монографию «Очерки гнойной хирургии».
Я об этом уже неоднократно тут писал. Если коротко: храм был "сдан в эксплуатацию" (освящен) в 1883 году, то есть в 1918-м ему 35 лет было -- новодел. Построен был по типовому бюджетному проекту, срисованному с мавзолея Тадж-Махал в Агре, поэтому никакой исторической или архитектурной ценности не представлял (как и сейчас). Храм большой, потому его содержание обходилось весьма недешево; несколько приходов (и "тихоновцы", и "обновленцы") пробовали за это взяться, но не потянули. Храм годами пустовал и потихоньку гнил вместе со всеми росписями. В конце концов в 1931 году в рамках плана реконструкции центра Москвы его снесли.
В принципе, можете и самостоятельно погуглить, хотя на Вике много ерунды написано. Первый привод с последующей ссылкой в 1923 году, по обвинению:
Невыполнение распоряжений местной власти — поддержка союза приходов, признанного местной властью незаконным;
Агитация в помощь международной буржуазии... ;
Распространение ложных слухов и непроверенных сведений союзом приходов, дискредитирующих Советскую власть...;
Возбуждение масс к сопротивлению постановлениям Советской власти;
Присвоение незаконно существующему союзу приходов административных и публично правовых функций...
Второй привод -- в 1931 году, дело темное. В 1929 г. то ли был убит женой, то ли покончил с собой профессор Среднеазиатского университета Михайловский. Войно-Ясенецкий выдал заключение, что это самоубийство, попал под подозрение в соучастии, сослан.
Продолжение ниже.
Продолжение.
Третий привод - 1937 г., обвнение: "создание контрреволюционной организации, проповедовавшей недовольство советской властью и ее политикой, контрреволюционные взгляды на внутреннее и внешнее положение СССР, пораженческие взгляды в отношении СССР в предстоящей войне с Германией, указывание на скорое падение СССР".
Собственное объяснение Войно-Ясенецкого после ареста: "я был и остаюсь приверженцем буржуазной формы государственного управления,.. Я являюсь идейным и непримиримым врагом Советской власти. Это враждебное отношение у меня создалось после Октябрьской революции и осталось до сего времени..."
Через год следствия, он же: "...революция ужаснула меня жестокостью методов. Однако я давно примирился с нею, и мне весьма дороги её колоссальные достижения; особенно это относится к огромному подъёму науки и здравоохранения, к мирной внешней политике Советской власти и к мощи Красной Армии, охранительницы мира. Из всех систем государственного устройства Советский строй я считаю, без всякого сомнения, совершеннейшим и справедливым..."
и опять ссылка.
и еще продолжение.
Продолжение 2.
В 1945 г. за помощь Родине в годы войны награждён медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне». В 1946 г. постановлением СНК СССР с формулировкой «За научную разработку новых хирургических методов лечения гнойных заболеваний и ранений,.. ", профессору Войно-Ясенецкому присуждена Сталинская премия.
В общем, все классически: воюешь с государством - вот тебе кнут; помогаешь - получи пряник. Ряса на тебе или погоны -- значения не имеет.
Храм в центре Москвы гнил, потому что туда не пускали верующих!
А не пускали потому, что они не хотели его содержать. Попросту -- желающих оплачивать содержание не нашлось.
Вот сейчас уровень жизни в России все же повыше, чем был 100 лет назад. А попробуйте сейчас с тех, кто себя православным называет, хоть небольшой налог собрать на содержание храмов. Как думаете, сколько тогда "истинно православных" в стране окажется? И сколько храмов гнить будет?
Большей глупости не придумать.
Так на халяву-то каждому хоть что-то урвать хочется.
Хотя в некоторых европейских странах такое существует. В Германии, например. Польская католическая церковь жалуется: польские добрые католики, переезжая в Германию, дружно становятся атеистами -- чтобы церковный налог не платить.
Опять же дома Вы коммунальные услуги оплачиваете, и глупостью это не считаете. Почему бы за те же услуги и в церкви не заплатить?
Что могу ответить? Всё имеет свои пределы, кроме глупости!