Судьба Иверской часовни

На модерации Отложенный





...С установлением власти большевиков для Иверской часовни наступили тяжёлые времена. К первому празднику первого мая в Советской России декретом СНК от 14 апреля 1918 года было предписано подготовить декорирование города. Возле часовни на стене Городской думы были помещёны красная пятиконечная звезда и доска с лозунгом «Религия есть опиум для народа». В ночь на 28 апреля 1918 года часовня была ограблена, из неё были похищены ценные дары, привешенные к иконе по обету, а также пытались украсть драгоценный оклад с главной чудотворной иконы. Милиция не нашла грабителей. Николо-Перервинский монастырь был закрыт, и монахи, обслуживающие часовню, жившие в доме бывшего Губернского правления, были выселены. Образовавшаяся община верующих при часовне заключила договор с Моссоветом, по которому верующие получали право использовать её. Во время кампании изъятия церковных ценностей в 1922 году из часовни была изъята вся утварь, конфискованы оклады, ризы, сосуды, кресты, украшенные драгоценными камнями и почти все иконы, включая и саму почитаемую чудотворную Иверскую икону. 19 апреля 1922 года из часовни были похищены многочисленные драгоценности.

Перед Рождеством Христовым 1923 года на площади перед Иверской часовней силами комсомольской атеистической пропаганды была проведена акция, пародирующая церковные службы и традиции, закончившаяся большим костром перед часовней, в котором сожгли святыни.
Об этом подробно рассказала на сайте Православие ру историк Елена Лебедева:
"После революции над Иверской часовней жестоко надругались. В рождественский Сочельник 1923 года в Москве провели кощунственную акцию под названием "комсомольское рождество". Ее главное действие разворачивалось на площади перед Иверской часовней. А задача этого мероприятия сводилась к воспитанию в молодежи "правильного" мировоззрения и соответствующей морали.
Огромная толпа устроила нечто вроде "комсомольских святок" с ряжеными, только рядились в основном под православных священников и монахов, представляя их в самом безобразном виде. Страшное ночное шествие отправилось с Петровки по Большой Дмитровке к Садовой, а оттуда по Тверской к площади Революции, где развернулось главное действие "праздника". Впереди несли плакаты с непристойными надписями, чучела богов древневосточных и мировых религий - Озириса, Мардука, Аллаха, Будды, и кощунственные изображения Бога Саваофа, Христа и Богородицы. Богоборцы не оставили и другие религии: там были и раввины, и протестантские пасторы, и римский папа, и китайский бонза. В центре процессии "комсомольский поп" Андрей Шохин (так названный в газетах) зычно пел "акафист Марксу" с восклицаниями "Радуйся, о Марксе, великий чудотворче!" Перед Иверской часовней был устроен грандиозный костер, в котором сожгли всю религиозную "атрибутику" под песнопения "комсомольского хора":
Станцуем карманьолу!
Всех богов на карнавал!


Буянит в вышней роще
Безбожный комсомол!

А утренние газеты приглашали весной еще повеселиться на "комсомольской пасхе", напоминая взять с собой побольше свистков и дудок: "вышибать тысячелетнюю дурь, так с треском!"

...В 1928 году по инициативе Емельяна Ярославского (Губельмана), руководителя атеистической пропаганды, было принято решение о сносе Воскресенских ворот и Иверской часовни. Часовню закрыли и снесли за одну ночь — с 28 на 29 июля 1929 года.
Иверская икона недаром называется Вратарницей. Она осеняла врата Москвы и всю Москву, Матерь Божия молилась о Первопрестольной. Однако коммунисты уничтожили Иверскую часовню. Ничто не мешало им разрушить и сами Воскресенские врата. Вот как это произошло.
Через два года после разрушения Иверской часовни в 1931 году по приказу Иосифа Сталина демонтировали и Воскресенские ворота, так как они мешали проведению демонстраций в дни революционных праздников. На протесты архитекторов и деятелей культуры Лазарь Каганович, первый секретарь Московского городского комитета Коммунистической партии, ответил:
"А моя эстетика требует, чтобы колонны демонстрантов шести районов Москвы одновременно вливались на Красную площадь»
Памятник снесли без архитектурного надзора, специалистам удалось сделать только «слепой» обмер без раскрытия и фотофиксации. В 1936 году проезд через территорию разрушенных ворот переименовали в Исторический.
По одним данным, Иверская икона была перенесёна в храм Воскресения Христова в Сокольниках, где находится и поныне на левом клиросе северного придела. Пётр Паламарчук говорил, что московские старожилы неоднократно подтверждали ему, что в храме находится именно подлинник списка Иверской иконы, привезённый из Афона. По другим же сведениям, в храм попал список с чудотворной иконы, заменявший икону в часовне во время её отсутствия, а главная пропала при разрушении часовни. Комсомольский поэт Александр Жаров в 1933 году писал: «Ах, нет, поэт! / Все в вихре изменения, / Мошенничий / Мы выжигаем след. / Ловитвы нет, / Нет густоты моленья… // А главное — / Часовни нет».



...Постепенно все больше и больше уходило в прошлое безбожное коммунистическое иго. В 1993 году правительство приняло решение о переименовании Исторического проезда в Воскресенский проезд. В 1995 году так же как и часовня, Воскресенские ворота были восстановлены.
4 ноября 1994 года патриарх Алексий II освятил закладку Иверской часовни и Воскресенских ворот, они были восстановлены по решению московского правительства (автор проекта — архитектор О. И. Журин, автор фигур апостолов Петра и Павла и архангела Михаила — скульптор Ю. Ф. Иванов). Для часовни был сделан новый образ Иверской иконы, скопированный иеромонахом Ксенофонтова монастыря Афона иконописцем Лукой с подлинника. На Афоне был сделан новый список Иверской иконы и 25 октября 1995 года часовня вновь была открыта.