Памяти невинно репрессированных. Поломанные судьбы, разбитые надежды…

На модерации Отложенный




Рассказывают Дунина (Скопина) Александра Павловна и Орлова (Скопина) Ольга Павлловна:

- Наш отец, Павел Николаевич Скопин, родился в многодетной семье в 1908 году. Работал монтером на Горьковской железной дороге.

Оле было 5 лет, Саше – 11, когда 15 февраля 1938 года отец ушел на работу и больше уже не вернулся… В дом пришли с обыском сотрудники НКВД: изъяли все документы и фотографии. На выходе один из них бросил удостоверение отца, сказав при этом: «Детям на память!» Кроме отца, арестовали всю бригаду – 10 человек и бригадира, никто из них домой не вернулся.

Так началось наше трудное детство. Маму, как жену «врага народа», на работу никуда не брали (а если кто-нибудь осмелился бы взять, пошел бы под суд. Младшая дочка часто болела, до трех лет не могла ходить.

Спасибо одной медсестре, которая помогла устроить девочку в ясли. Некоторое время мама работала дворником по ночам (чтобы никто не узнал!). Выручали и соседи: они на дому плели корзинки и сумки, а мама за небольшую плату им помогала.

Когда началась Великая Отечественная война, мама смогла устроиться на работу, но все равно мы жили очень плохо.

Собирали гнилую картошку, очистки, траву – все, что можно было съесть. Детям, отцы которых находились на фронте, выплачивали пособие, выдавали пропуск в столовую. Но нам, детям «врага народа, ничего не полагалось.

Ольгу в 1948 году взяли в ФЗУ при швейной фабрике, выдали одежду и обувь, стали кормить. Отучившись, она трудилась на фабрике, а после замужества работала продавцом. Александра окончила медучилище и 42 года проработала медсестрой в поликлинике № 3, подрабатывая при этом в службе скорой помощи.

Сегодня у Александры Павловны и Ольги Павловны есть замечательные дети, внуки и правнуки. А за многолетний добросовестный труд обе женщины имеют награды и благодарности.


…Через 12 дней, 27 февраля 1938 года, отца расстреляли. Но об этом мы узнали только в 1994 году, когда нам разрешили прочитать дело отца и документы о его реабилитации, как невинно пострадавшего от репрессий. Очень жаль, что нашей мамочки к тому моменту уже не было в живых, она так ничего и не узнала о судьбе своего мужа…


Их памяти нельзя не поклониться… Поломанные судьбы, разбитые надежды – Киров 2014 г., с.120