Операция «Катынь». Покаяние как большая политическая глупость

На модерации Отложенный

У входа в мемориальный комплекс «Катынь» в Смоленской области до недавнего времени рядом находились российский и польский флаги. В то же время поляки предали идею дружбы с русским народом и уничтожали наши памятники на своей территории. Commons.wikimedia.org

Катынь снова стала «горячей точкой» в отношениях между Россией и Польшей. Официальная Варшава пришла в ярость, узнав, что с Катынского мемориала спустили государственный флаг страны. Но тут скорее возникает вопрос — а что он вообще делал там все это время?

«Размещение символики Республики Польша неуместно»

Флаг Польши на мемориальном комплексе в Катыни был убран 24 июня 2022 года. Директор музея современной истории России, председатель комиссии ОП РФ по вопросам развития культуры и сохранению духовного наследия Ирина Великанова в Telegram-канале прокомментировала это так: «Два флага —российский и польский на мемориалах являлись символом дружбы между нашими странами. То, что происходит сегодня — к дружбе не имеет никакого отношения. Польша заняла откровенно враждебную политику в отношении Российской Федерации… В этих условиях размещение государственной символики Республики Польша на территории мемориалов, находящихся на территории нашей страны, неуместно».

Важно отметить, что российско-польским соглашением 1994 года размещение государственной символики никак не регламентировалось. То есть присутствие флага Польши было исключительно жестом доброй воли. Который в нынешних условиях на фоне показательного сноса памятников советским воинам-освободителям смотрелся странно.

Тем не менее власти Польши решили потребовать возвращения флага назад. Заместитель министра иностранных дел республики Марчин Пшидач в эфире Польского радио заявил: «Сегодня будет направлена, сейчас пишется нота, которая будет передана в Министерство иностранных дел».

В Варшаве новость о снятии польского флага в Катыни стала поводом для очередного всплеска русофобии. Россию обвинили в отсутствии «цивилизованности». Видимо, тотальное уничтожение памятников воинам Красной Армии, проводимое польским режимом — это высшая ступень цивилизации, с точки зрения официальной Варшавы.

Как появился мемориал

Мемориальный комплекс «Катынь» на месте захоронения жертв политических репрессий был создан на основе постановления, подписанного в 1996 году премьер-министром России Виктором Черномырдиным «О создании мемориальных комплексов советских и польских граждан — жертв тоталитарных репрессий в Катыни (Смоленская область) и Медном (Тверская область)». 28 июля 2000 года состоялось торжественное открытие мемориала «Катынь». С 1 января 2004 года мемориальный комплекс «Катынь» стал филиалом Государственного музея политической истории России, с 1 апреля 2012 года он передан в подчинение Государственному центральному музею современной истории России.

Согласно официальной версии, помимо советских жертв репрессий, в Катынском лесу были расстреляны граждане Польши, в основном офицеры, оказавшиеся в руках советских властей после операции по освобождению Западной Украины и Западной Белоруссии. В 1940 году в Катынском лесу был расстрелян 4421 поляк, а всего в СССР казнили более 21 000 человек.

«Следствие преступления Сталина»

До 1990 года вину за гибель польских офицеров советская сторона возлагала на немцев, которые захватили их во время наступления в 1941 году и впоследствии расстреляли.

13 апреля 1990 года было выпущено заявление ТАСС, в котором Советский Союз признавал вину за расстрел, объявляя его «одним из тяжких преступлений сталинизма».

На протяжении 14 лет с 1990 по 2004 год Главная военная прокуратура вела расследование «катынского расстрела» и в итоге пришла к выводу о виновности советских руководителей в гибели польских офицеров. В ходе расследования были вновь допрошены оставшиеся в живых свидетели, дававшие показания в 1944 году, и они заявили о том, что их свидетельства были ложными, данными под давлением НКВД.

В ноябре 2010 года Госдума приняла заявление «О Катынской трагедии и ее жертвах», в котором признает Катынский расстрел преступлением, совершенным по прямому указанию Сталина и других советских руководителей, и выражает сочувствие польскому народу. Тогдашний президент России Дмитрий Медведев заявил: «Катынская трагедия — это следствие преступления И. Сталина и ряда его приспешников. Позиция российского государства по этому вопросу давно сформулирована и остается неизменной».

Вне контекста истории

Вся линия поведения сначала режима Михаила Горбачева, а затем и властей независимой России в вопросе Катыни строилась на признании вины сталинского режима в уничтожении польских офицеров. Это выглядело логично в рамках политики государственного антисоветизма. Однако эта линия изначально была крайне недальновидной.

Российско-польские отношения имеют очень длительную историю, в которой Катынь — это всего лишь один и далеко не самый кровавый эпизод.

Во время советско-польской войны 1919-1921 годов в польском плену оказались от 130 до 200 тысяч бойцов Красной Армии. В результате пыток, казней, голода погибли, по разным оценкам, от 60 до 80 тысяч человек.

Вину за истребление пленных бойцов Красной Армии Варшава на себя никогда не брала и мемориалов им не возводила. Даже в период после Великой Отечественной войны, когда в Польше установился просоветский режим. Москва просто не считала нужным поминать Варшаве грехи режима Пилсудского.

После распада социалистического блока и прихода к власти в Польше нового, проамериканского режима, власти России пытались начать новую страницу в отношениях с Варшавой, потешив самолюбие поляков «покаянием за Катынь».

Большая ошибка

А в Польше в рамках новой идеологии, ставшей возвращением ко временам Пилсудского, Катынь превратилась в политический фетиш. В Варшаве утверждают, что расстрел польских офицеров был актом геноцида с целью уничтожения цвета польской нации.

Не ищите в этом логики, ибо ее здесь просто нет. Непонятно, для чего Сталин, якобы стремившийся уничтожить польскую нацию, позволил формировать на своей территории польскую армию Андерса, которой потом позволил в 1942 году уйти в британские владения. Для чего потом Иосиф Виссарионович снова формировал Войско Польское, для каких целей по итогам войны добился передаче Варшаве 2/3 Восточной Пруссии и т. д. В рамках современной польской идеологии, как и идеологии украинской, все, что не вписывается в конструкцию, просто отбрасывается.

Называя вещи своими именами, Катынский мемориал и сам подход России к «катынскому делу» стал инструментом по накачке польского национализма с уклоном в русофобию.

В результате мы имеем сомнительное удовольствие наблюдать возрождение той самой описанной Черчиллем «гиены Европы», которая пыталась совершить переворот в Белоруссии, а сейчас активно накачивает оружием украинских нацистов, посылая в Донбасс и своих наемников.