Коммунизм и дармовщина по потребностям

На модерации Отложенный

 

В полемике о марксистском коммунизме, как правило, утверждают, что это общественное устройство, при котором все всё будут получать по потребности, не утруждая себя трудом. Любой человек сможет зайти на любой пункт обеспечения личного потребления и взять без какого-либо контроля все, что ему в данный момент захочется.
 
Хрущёв в докладе «О программе коммунистической партии советского союза» заявил на 22 съезде КПСС: «Было бы непоправимой ошибкой декретировать ВВЕДЕНИЕ КОММУНИЗМА, когда не созрели все необходимые условия. Если бы мы ОБЪЯВИЛИ, ЧТО ВВОДИМ КОММУНИЗМ в условиях, когда чаша еще далеко не полна, то пришлось бы черпать не по потребностям. Мы руководствуемся строго научными расчетами. А расчеты показывают, что за 20 лет мы построим в основном коммунистическое общество. (Продолжительные аплодисменты)».
 
То есть по логике Хрущёва и тогдашней КПСС для построения коммунизма достаточно наполнить в течении 20 лет сферу потребления как некую чашу и после этого объявить, например, с 1 апреля 1981 года о введении коммунизма, который сводился к разрешению бежать с утра в магазин и получить там бесплатно всё что потребуешь. Коммунизм был представлен как некое конечное идеальное состояние, а идеалом для граждан СССР объявили дармовщину барахла по потребности.

В характеристике коммунистического устройства, описанного Марксом в работе «Критика Готской программы» советские коммунисты выделили лишь один абзац и в нём особо понравившуюся заключительную часть длинного предложения. Они выделили в нём то, что источники общественного богатства польются полным потоком и то, что можно будет из этого потока каждому черпать по потребности.
 
Зачем вникать в иные характеристики коммунистического общественного развития, когда всё так прекрасно складывается. Чаша быстро наполняется (нарастание темпов развития материального производства в СССР до 1960 года действительно было фантастически быстрым) и никто не сомневался, что нынешнее поколение, как и обещано, через пару десятилетий будет безмерно черпать все блага.
 
Если не путать потребление с нескончаемым накопительством, а потребности с ничем неограниченной фантазией и желанием иметь ту или иную вещь в личной собственности, то в распределении по потребности ничего неосуществимого нет. Потребности всех людей можно обеспечить сразу же как только общество избавит себя от рыночных частнособственнических товарно-денежных отношений.
 
Потребности любой системы, например, потребность квартиры в электроэнергии, или потребность организма в продуктах питания ограничены. Исходя из ограниченных возможностей потребления его максимум всегда можно легко установить, потребности классифицировать и в отличие от желания полностью удовлетворить.

Человек не может съедать больше физиологической нормы. Он не может одновременно ездить на двух автомобилях и ездить на автомобиле беспрерывно. Он не будет каждый час переодеваться в новый костюм или одномоментно носить на себе 20 костюмов. А то, что не используется – не потребляется. Один только факт приобретения вещей в личную собственность не является их подлинным потреблением.
 
Когда автомобиль большую часть времени стоит в гараже, когда загородный дом или квартира в городе месяцами пустуют, когда приобретённые вещи не используются они не потребляются. Чем больше времени не используются – тем меньше потребляются. В современном обществе в личной собственности людей с одурманенным маркетинговыми вирусами мозгом, появляется всё больше и больше вещей, которые всё меньше и меньше реально потребляются или вообще не потребляются. Накопление ненужных или редко потребляемых вещей в личной собственности граждан — это болезнь капиталистического общества. Такая же болезнь, как ожирение у человека.

При капиталистических производственных отношениях вообще без разницы, что конкретно производишь, лишь бы это можно было обменять на деньги. В этом цель производства, а не в создании полезных вещей. Какое уж тут творчество, какое уж тут созидание. Одна надежда, что из производимой рыночной экономикой кучи мусора какой ни будь человек всё же извлечет нужную ему вещь. По сути имеющееся на прилавках современных магазинов разнообразие совершенно бесполезно и даже мешает найти товар с нужными свойствами.

В развитых капиталистических странах люди удовлетворяют не свои подлинные потребности, а искусственно навязанные. С помощью рекламы всех убеждают что для самоутверждения своей личности необходимо иметь именно эту новую марку автомобиля, именно этот новый стиль одежды. Убеждают, что ваш любимый смартфон уже устарел так как края экрана у него не загнуты.
 
Поэтому прежние хорошие вещи как хлам за ненадобностью выбрасываются. А если реклама не убедит, то вступает в действие другой аргумент. При производстве вещей искусственно снижается время их службы и к запланированному сроку изделия из пластика становятся хрупкими и ломкими, ткань одежды вдруг начинает рваться от слабого усилия, все части автомобиля через запланированное производителем время дружно отказываются работать. Вы всё это выбросите и всё равно купите новую вещь, потому что ремонт очень дорог или вообще не предусмотрен производителем.

Такое происходит потому, что капиталистическая экономика может существовать только вместе с развитием спроса на производимые товары. А ёмкость товарного рынка ограничена. Подлинные потребности у людей ограничены. Поэтому для спасения капиталистической экономики от кризиса стараются сформировать искусственные потребности. Стараются сформировать общество потребления.
 
В капиталистической экономике не вещи производятся для человека, а с помощью рекламы человек создаётся для вещи в качестве нового потребителя нового товара. Значимость человека в капиталистическом обществе оценивается через имеющиеся у него в собственности материальные богатства. Через имеющиеся у него в потреблении брендовые вещи. Соотнесение значимости человека с вещью означает отношение к нему как к вещи, как к товару, который обменивается на деньги продаётся и покупается. Капиталистическая машина приноравливается к слабости человека, чтобы превратить слабого человека в машину, в вещь, в товар.

Если оценивать коммунизм по удовлетворению физиологических потребностей на необходимом для простой жизни уровне, то коммунизм в богатых капиталистических странах для низших слоёв населения можно считать уже наступил.
 
Эти люди не работают, так как работы для них нет. Но их потребности обеспечиваются раздачей необходимого: бесплатного питания и одежды. Почему бы не раздать бесплатно то, что всё равно будет выброшено на помойку из-за отсутствия спроса. Да ещё и бюджетные деньги или налоговые льготы за такую щедрость могут дать. Где-то малоимущим бесплатно предоставляется даже отдельная комната со всеми коммунальными услугами по установленным социальным нормам.
 
По мере роботизации производства и оказываемых услуг безработных людей будет становится всё больше и больше. Их питание и раздаваемая одежда станут разнообразнее и качественнее, помещение для проживания более комфортным. Во всяком случае комфортнее чем было у тех, кто обеспечивал своё существование собственным тяжким трудом во времена жизни Маркса. А тут всё необходимое будет доставаться без всякого труда. Всё необходимое будет раздаваться бесплатно по потребности.

Относящие себя к высшему обществу владельцы крупного капитала живут в том же коммунизме, но на более высоком уровне. Они такие же безработные, как и те, которых относят к низшим социальным слоям. Сам ход капиталистического развития отстранил их от труда, связанного с непосредственным управлением производством. Производством теперь управляют нанятые менеджеры. А владельцы крупных капиталов лишь играют в своё удовольствие на бирже, как азартные игроманы в казино.



Отличие высшего слоя от низшего в том, что владельцы крупного капитала довольствуются не простыми потребностями, а теми, что порождают их самые извращённые фантазии. В их собственности находятся горы вещей, на производство которых истрачены жизни миллионов людей. Но иной радости кроме как владеть накопленным хламом и кичиться им они не знают.

Такое потребительское существование ведёт к деградации не только всего капиталистического общества как низшего, так и высшего его уровня, но и к деградации окружающей природной среды. Экономика безмерного потребительства ведёт к неоправданному истощению природных ресурсов.

В конце прошлого века на всемирном форуме в Рио-де- Жанейро инициированном ООН при участии представителей 179 стран была сформирована программа сотрудничества на 21 век по устойчивому развитию. В ней в частности отмечено, следующее: «Чрезмерные претензии и расточительный стиль жизни наиболее богатой части человечества огромным грузом ложится на окружающую среду. В то же время беднейшая часть человечества не в состоянии удовлетворить свои потребности в области питания, здравоохранения, жилищ и образования». Было указано что 82,7% мирового дохода достаётся 20% населения планеты, а другое такое же в 20% количество населения получает не более 1,4% от всего мирового дохода.
 
Разницу в потреблении во всём мире можно конечно попытаться уровнять. Можно избавить значительную часть современного мира от полуголодного существования и обеспечить беднейшую часть населения планеты Земля всем необходимым для реального потребления вне зависимости от их личного участия в развитии мировой экономики.
 
И тогда весь мир будет жить при коммунизме?
 
Да, такой грубоуравнительный примитивный коммунизм, описан в различных утопиях, которые критиковал Маркс, противопоставляя им свою теорию коммунизма.
 
Маркс про распределение «каждому по потребностям» написал всего один раз. Это его высказывание находится лишь в одной из множества его работ. К тому же она называется критикой – «Критика Готской программы». В ней Маркс критикует тех, кто при характеристике коммунизма выдвигает на первый план именно этот лозунг.

Абзац с этим лозунгом начинается со слов: «На ВЫСШЕЙ фазе коммунистического общества, после того как…» и дальше целый перечень условий того что должно происходить в процессе развития коммунизма, прежде чем будет достигнута высшая фаза развития на которой возможно отпадёт за ненадобностью необходимость соотносить потребление с затратами труда и каждый сможет получать все материальные блага по потребностям.

«После того как исчезнет порабощающее человека подчинение его разделению труда; когда исчезнет вместе с этим противоположность умственного и физического труда; когда труд перестанет быть только средством для жизни, а станет сам первой потребностью жизни; когда вместе с всесторонним развитием индивидов вырастут и производительные силы и все источники общественного богатства польются полным потоком, лишь тогда можно будет совершенно преодолеть узкий горизонт буржуазного права, и общество сможет написать на своем знамени: Каждый по способностям, каждому по потребностям!»

С самого начала высказывания о коммунистическом обществе акцент Маркс делает на изменениях в трудовых отношениях. О них в приведённом высказывании написано трижды и видно, что именно за этими изменениями следуют все последующие. Характер распределения является не сутью развития, не мотором развития, не целью развития, а всего лишь следствием изменения в трудовых отношениях, в отношениях к труду. Следствием всестороннего развития самих людей и создаваемых их трудом производительных сил.
 
В высказывании Маркса речь идёт лишь о том, что на одном из этапов развития коммунизма, когда труд станет для каждого человека самой главной потребностью и каждый добровольно без принуждения начнёт бескорыстно вкладывать все свои способности в коллективный труд, не рассчитывая при этом на соответствующее своему вкладу материальное вознаграждение, не участвуя в труде раде материального вознаграждения, тогда и брать из общественных фонов потребления он будет без учёта своего личного вклада в пополнение этого фонда. Он отдал на общее благо сколько смог. Он и получил материальных благ сколько в данный момент ему действительно необходимо. При этом на первом месте желание самореализовать себя в труде, отдавать свой труд обществу по способностям.

Если этого не произойдёт, то при распределении материальных ценностей по потребности, а не по труду стимул трудится исчезнет. Тогда распределение без соотнесения размера потребления с персональными затратами труда приведёт всю экономику к краху.
 
Нацеленные капитализмом на потребление люди не понимают, что вся суть человека, всё отличие его от животного не в потреблении. Суть человека не в накопленных вещах, а в способности создавать эти вещи своим трудом. Человек тот, кто создаёт окружающий мир, а не только потребляет его. Человек — это создатель нового мира. И величайшим его богатством является другой такой же человек. Такой же как он творец. Первейшей задачей коммунизма должно стать удовлетворение потребности в таком человеке, обретение именно такого богатства. Рутинная процедура потребления вещей по потребности не может быть целью развития, целью и главной характеристикой коммунистического общества.

Наоборот, потребление в коммунистическом обществе должно утратить свою значимость и стать таким же незаметным как дыхание. Ведь когда атмосферного воздуха вокруг достаточно никто не платит за обеспечение воздухом, не обособляет его потребление, не ходит по улице как аквалангист с запасом воздуха – с баллонами за спиной, а вдыхает ровно столько, сколько в данный момент необходимо его организму – по потребности.

Вслед за фразой «каждому по потребностям» Маркс пишет: «Я остановился более обстоятельно на “равном праве” и “справедливом распределении” для того чтобы показать, какое большое преступление совершают, когда желают извратить реалистическое понимание вздором столь привычным для демократов и французских социалистов». И делает вывод: «Помимо всего вышеизложенного, было вообще ошибкой видеть существо дела в так называемом распределении и делать на нем главное ударение. Всякое распределение предметов потребления есть всегда лишь следствие распределения самих условий производства».
 
Какая подлость! Жулики и извращенцы, критикуя сегодня коммунистов, тот вздор, который ещё сам Маркс критиковал, ставят в качестве главной характеристики марксистского коммунизма. И на основании этого своего извращения реалистического понимания пытаются доказать невозможность коммунизма в реальности.

К восьмидесятым годам (ко времени введения обещанного Хрущёвым коммунизма) советские люди вдруг увидели что общество потребления, каким представил коммунизм Хрущёв, уже построено, но только не в СССР, а в ведущих капиталистических странах. А в СССР к этому времени в сфере потребления возник созданный его руководством рукотворный дисбаланс между платёжеспособным спросом и предложением в неизменных ценах, что в конечном итоге и ввергло СССР в политический кризис.

"Чаша" ни только не наполнилась вожделенными вещами, а оказалась пуста. Прилавки советских магазинов к концу восьмидесятых опустели. Вместе с тем витрины капиталистических стран ломились от разнообразных товаров и манили советских людей, возбуждённых желанием иметь эти красивые вещи в своей собственности. Охоты достраивать коммунизм больше не было. Все дружно решили вернуться в капитализм.