Белорусская контрабанда

На модерации Отложенный

 

Как там дела с белорусской контрабандой? Можем ли мы считать, что созданная в «союзной» России республике контрабандная отрасль, после входа Республики Беларусь в жесткий санкционный режим исчезла? К сожалению, никуда традиционный белорусский промысел не делся. 

Для справки: еще с 16-17 веков территория ВКЛ, а потом Речи Посполитой, находящаяся между Польшей и Россией (Российское царство с 1547 года) была известна, как зона контрабанды и разбоя на дорогах. Причем разбоем занималась местная шляхта. Известный американский историк Роберт Масси в своей труде «Петр Великий», описывая Великое посольство Петра в Западную Европу упоминает специфику этой «транзитной» страны.
Понятно, что учитывая отсутствие таможенной границы между Россией и Беларусью, главной преградой белорусской контрабанды остается российское федеральное ведомство Россельхознадзор, глава которого Сергей Данкверт после 2014 года долгое время выставлялся в роли главного врага белорусско-российской интеграции, готового уморить русский народ голодом. В 2016 году белорусские правоохранительные органы возбудили в отношении высокопоставленного российского федерального чиновника уголовное дело.
С. Данкверт подтверждает, что белорусская контрабанда никуда не делать. В интервью Тасс глава Россельхознадзора отмечает, что «Беларусь сокращает в Россию поставки молока и мяса… Импорт мяса и молока из Беларуси снизился примерно на 5−7%. Предположительно, это может быть связано с закрытием границ Беларуси с Украиной и Польшей и, соответственно, сокращением объема закупаемой там продукции. Освободившиеся ниши закрываются за счёт внутреннего производства, а для экспорта остается меньше ресурсов».
Обратим внимание, что контрабанда из Европы занимает солидную часть белорусского продовольственного рынка и сокращение контрабанды создает напряжение уже в Беларуси.

На самом деле белорусский квази суперсовременный агрокомплекс не может прокормить страну. Транзит контрабанды продуктов питания в Россию позволял белорусскому руководству ликвидировать дефициты на своем рынке.
Отсюда и столь оперативно введенная Минском в марте текущего года система перецепки фур на специально выделенных приграничных площадках, что обеспечило возможность продолжения поставки контрабанды. Однако в условиях спецоперации на Украине возможностей для ввоза европейских продуктов на контрабандные (логистические) центры, где и контрабанда легализуется, сократились.
Предпринимаются и другие приемы, обеспечивающие проникновение контрабанды на территорию России. В частности, Россельхознадзор отмечает быстро расширяющуюся практику безосновательных возвратов из Беларуси на территорию России подкарантийной продукции. Возврат объявляется белорусской стороной причиной несоответствия продукции требованиям качества. Но при этом никакой соответствующей белорусской государственной документации «возвращаемый» товар не имеет.
Более того, «возвращаемая» продукция имеет признаки европейской маркировки.
Понятно, что под предлогом «возврата» белорусские олигархические структуры, занятые организацией контрабанды европейских продовольственных товаров, на самом деле пытаются легализовать типичную белорусскую контрабанду.
Но при этом стоит обратить внимание на демонстративную «слепоту» компетентных белорусских органов, которые упорно не видят махинации с «возвратом».

Так что «единственный союзник» России продолжает промышлять на российском рынке типичной контрабандой. Но при этом требует от России финансовой поддержки из-за введенных санкций.