Мишна говорит:
«Всякое мясо, кроме мяса рыбы, запрещается варить в молоке.
Запрещено также ставить всякое мясо, кроме мяса рыбы, на один стол с сыром.
На один стол с сыром можно ставить блюдо из мяса курицы. Но вместе есть и то и другое — нельзя.
Тому, кто дал обет не есть мяса, рыбу есть разрешается…».
Талмуд приступает к анализу первого пункта Мишны. И, прежде всего, уточняет: под выражением «всякое мясо» подразумевается мясо крупного и мелкого скота, мясо кошерных домашних и диких особей (к примеру, мясо оленя, который относится к разряду кошерных животных), а также птиц.
Почему же тогда разрешается варить в молоке рыбу? — спрашивают мудрецы Талмуда.
И отвечают: рыба к категории «мясо» не причисляется.
Если существует связь с размерами, тогда и курицу можно было бы варить в молоке. По размеру курица, скажем, с тем же быком не сравнима. А рыба… Иная особь подводного мира по величине вполне сравнима с бараном, а то и с быком.
Решающий фактор в данном случае — среда обитания, — подчеркивают раввины. Бык и курица ходят по земле и дышат воздухом. Поэтому на мясо курицы распространяется тот же закон, что и на мясо коровы или, допустим, овцы.
Следует отметить, что раби Акива (II в) несколько иначе смотрит на этот запрет. Он говорит, что Тора не запрещает варить мясо курицы в молоке, но запрет вынесен законоучителями, чтобы случайно не перепутать куриное мясо с другим мясом:
«Что касается смешения мяса с молоком, Тора курицу к быку или барану не приравнивает, — говорит он. — Постановление, запрещающее варить мясо курицы и любой другой кошерной птицы в молоке, вынесено раввинами. Чтобы оградить людей от возможных ошибок, чтобы никому и в голову не пришло, что мясо мелких животных употреблять вместе с молоком — можно».
Более того, раби Акива считал, что, мясо чистого животного в молоке нечистого животного или мясо нечистого животного в молоке чистого животного варить — разрешается.
«Не распространяется запрет Торы варить мясо в молоке и на мясо диких (некошерных) животных и птиц», — говорит раби Акива.
Врочем, раби Йоси а‑Галили (мишнаит, 2‑й век) категорически не согласен.
«Некошерное мясо, варить в молоке тоже запрещается».
Мы видим, что законоучителя первых веков н. э. не имели однозначного мнения в отношении запрета «не варить козлёнка в молоке его матери», поэтому нам следует обратиться к прямой логике.
Обратите внимание, что Тора повествует о конкретных вещах – «приготовлении козлёнка в молоке его матери», и не содержит никакого намёка на скрытую аллегорию: молоко матери – любая молочная продукция, а козлёнок – всякое мясо. Поэтому Рамбам был первым, кто предположил, что этот запрет связан с идолопоклонством (Море невухим 3:48), а не является диетическим предписанием, хотя и считал, что вкушать мясо, сваренное в молоке, вредно.
Археология помогла разобраться с этим загадочным местом Писания. В середине прошлого века при раскопках Рас-Шамры (12 км. от Латакии, Сирия) был найден повреждённый угаритский эпический текст, прославляющий богиню Анат в котором написано: «behem’ataba[ ]dbehalavAnanah…» «приго[товил коз]лё[нка] в молоке Ананах в сливках…».
Вероятно, в древнем Ханаане существовал жестокий обычай — варить козлёнка в молоке матери его, против которого выступает закон Моисея. Также возможно, что этот закон действительно связан с идолопоклонством, так как варение козлёнка в молоке матери являлось важной культовой церемонией хананеян, и поэтому, чтобы не уподобляться язычникам, Законодатель вводит это запрещение. Впоследствии, когда была забыта причина возникновения запрета, иудейские комментаторы Торы дали новое толкование этому правилу, правда, не без споров и разногласий, и отнесли его к разряду диетических предписаний, поэтому до сего дня, правоверные иудеи не смешивают молочное с мясным.
Можно также предположить, что запрет на приготовление козлёнка в молоке его матери носит этический характер — запрещается жестокое обращение с животными. Наподобие запрета приносить в жертву вола или агнца в течение первых дней жизни, когда они находятся со своей матерью: «Семь дней пусть они будут при матери своей, а в восьмой отдавай их Мне» (Исх. 22:30); а также запрета брать яйца или птенцов вместе с их матерью (Дварим; Втор. 22:6).
Комментарии