Путин, Токаев и крушение "русского мира"

На модерации Отложенный

Виктор Владимиров

Эксперты о том, почему лидер Казахстана открыто выступил против политики Кремля

Россия вначале сократила, а затем и вовсе прекратила отгружать казахстанскую нефть на Каспийском трубопроводном консорциуме в Новороссийске, сообщили накануне СМИ. Официальная версия происходящего – разминирование боеприпасов, сохранившихся в порту со времен Второй мировой войны.

Наблюдатели отмечают, что неприятности с транзитом нефти из Казахстана удивительным образом произошли сразу вскоре после выступления президента республики Касым-Жомарта Токаева на пленарном заседании Петербургского международного экономического форуму, где он назвал «ДНР» и «ЛНР» квазигосударственными образованиями.

По словам лидера Казахстана, если право нации на самоопределение будет реализовано во всем мире, то вместо 193 государств, входящих в состав ООН, на Земле возникнет более 500 или 600 государств. «Конечно, это будет хаос, – продолжил он. – По этой причине мы не признаем ни Тайвань, ни Косово, ни Южную Осетию, ни Абхазию».

Все это пришлось выслушать президенту России Владимиру Путину, присутствовавшему на пленарном заседании. Однако на публике он не стал вступать в дискуссию по данной проблеме.

Ранее заместитель главы администрации президента Казахстана Тимур Сулейменов также заявил, что республика не станет инструментом, способствующим обходу санкций США и Евросоюза в отношении России.

«Полагаю, конфликт в дальнейшем будет лишь углубляться»

По большому счету это публичная пощечина Путину, заметил в интервью Русской службе «Голоса Америки» политический обозреватель Иван Преображенский, оценивая громкое заявление Токаева. Как ему представляется, от лидера Казахстана, по-видимому, ожидали, что он в Санкт-Петербурге обойдет все острые углы и неприятные для Москвы темы.

«И в своём основном выступлении на форуме он так и поступил, – уточнил политобозреватель. – Но на панельном заседании (где присутствовал Путин – В.В.) модератором назначили Маргариту Симоньян (главреда RT), супругу человека (Тиграна Кеосаяна), которому МИД Казахстана собирался запретить въезд на территорию страны. Естественно, это не могло дополнительно не усилить раздражение Токаева. Но, думаю, он все равно прекрасно осознавал, что делает, расставляя точки над “I”».

Как всему прочему у Токаева сейчас нет особого выбора, констатировал Иван Преображенский. «Москва требует от него превратить в Казахстан в то, чем раньше была Беларусь – в страну, через которую Россия будет обходить санкции, – пояснил он. – Но в отличие от Беларуси казахская экономика абсолютно ориентирована на мировую экономику: Евросоюз, США, Великобританию, Китай, Турцию. Россия остается очень крупным партнером, но Запад в совокупности крупнее, и терять его Казахстан совершенно не собирается. Поэтому Токаев, понимая всю сложность ситуации, в которой оказалась Россия, придерживается принципиальной позиции, открыто заявляя, что не Москве указывать, как ему поступать».

Тем временем Россия не оставила заявление Токаева без последствий, подчеркнул политобозреватель, имея ввиду приостановку транзита казахстанской нефти в терминале новороссийского порта. «Думаю, (со стороны Москвы) будут постепенно приниматься и другие меры давления. Это похоже на начало экономической войны. Полагаю, конфликт в дальнейшем будет лишь углубляться», – резюмировал Иван Преображенский.

Как передавали ранее СМИ, на территории Казахстана заблокирован транзит российского угля, но затем власти республики опровергли эту новость.

«Путина во время речи Токаева передернуло»

Конечно, для Кремля это крайне неприятный факт, согласен политолог Дмитрий Орешкин. По его мнению, такого рода заявление, тем более прозвучавшее во всеуслышание, наносит ущерб путинской стратегии в отношении Украины.

«Те, кто были на форуме, в приватной обстановке говорят, что Путина во время речи Токаева передернуло, – добавил собеседник «Голоса Америки». – У него напряглось лицо, и он резко отвернулся от выступавшего. Было видно, что посыл (казахского лидера) дошел до цели. По телевизору этот сюжет, естественно, не показали, предусмотрительно вырезав его, но это ничего не меняет по существу».

Дмитрий Орешкин думает, что Токаев своим заявлением в первую очередь хотел подчеркнуть, что Казахстан – суверенное государство. По оценке политолога, у Казахстана действительно многополярная политика: «Отличные отношения с Китаем – возможно, даже лучше, чем у Москвы, –перечисляет он. – Совсем неплохие отношения с Евросоюзом и умерено-нормальные отношения с Российской Федерацией. К тому же Токаев прекрасно понимает, что начинать боевые действия против Казахстана Путину сейчас совершенно не с руки. Вводить туда войска – у Кремля кишка тонка, потому что две войны разом ему не потянуть».

Вместе с тем политолог не сомневается, что при случае Путин «какую-нибудь пакость» Токаеву может запросто устроить: «Напомню, Токаев на форуме в Питере выразил благодарность именно ОДКБ, а не российским войскам в связи с недавними событиями в Казахстане. То есть дал понять, что не очень-то Путину и благодарен за то, что тот помог ему удержать власть. По кремлевским понятиям, это предательство. А для сторонних наблюдателей – знак того, что наступает крушение «русского мира» в путинской версии. Потому что Кремль уже скоро как четыре месяца не может уговорить Минск начать военные действия. А Лукашенко, разумеется, сильнее зависит от России в смысле денег, чем Токаев».

Словом, Путину на постсоветском пространстве уже никто больше не подчиняется, и это для него катастрофа, заключил Дмитрий Орешкин.