События другого порядка: письмо о том, что происходит в России

На модерации Отложенный

Два бутерброда со вкусом березки, пожалуйста!

Эту новость, наверное, все видели, но еще не все осознали: вместо «Макдоналдса» — символа современной жизни, как ни посмотри, — в России появилась новая сеть фаст-фуда «Вкусно и точка». Можно, конечно, сказать, что любой новый фаст-фуд — это те же яйца, только в профиль, — но это не совсем так. «Вкусно и точка» обладает национальным российским колоритом: на его открытии порядок обеспечивает 2-й Оперполк (тот самый, что раньше гонял протестующих), в меню существенно сократилось количество позиций, а высокопатриотичные лимонады из Черноголовки, которыми планировали заменить бездуховную «Кока-колу», так и не ввели в оборот. Что точно не поменялось, так это оценка клиентов: их по-прежнему радует, что в заведении можно при необходимости, ничего не покупая, бесплатно сходить в туалет. Наша корреспондентка понаблюдала за тем, в каком жире мы теперь все живем.

 


Фото: Максим Кардопольцев

 

 

 

Russian, speak russian!

Еще о новостях импортозамещения. С началом весны российские и крымские (их мы будем выделять в отдельную касту) чиновники резко озаботились проблемами русского языка. Проклятый Запад добрался до русских слов и пытается подменить их своими «абьюзами», «секвестированиями» и прочими ненужными — да что уж там: вредными! — словечками. И вот уже на полном серьезе рассматриваются законопроекты о том, что со всех вывесок в стране нужно убрать иностранный язык, а от англицизмов особо горячие головы и вовсе предлагают полностью избавиться. Порой очень хочется ответить таким представителям власти русским матом (его позиции пока незыблемы), но лучше вместо этого прочесть наш текст «Язычники», где умные люди (а не депутаты) объясняют, что русский язык весь сверху донизу пронизан заимствованиями — и избавиться от них означает забомбить себя самих в каменный век. Впрочем, есть одно смутное подозрение, что такая цель вполне себе стоит в календарном плане Думы на ближайшую сессию. По крайней мере, это уже никого не удивит.

 


Фото: Daria Kraplak / Unsplash

 

 

 

Хорошо сидим

Надо сказать, что «Новая газета. Европа» пишет не только о том, что происходит с этой стороны решетки, но периодически заглядывает и за ту. Так, уже несколько недель по воскресеньям мы выпускаем главы из книги «Путешествие по местам лишения» политзека Ивана Асташина, который провел в тюрьме восемь лет и приобрел бесценный опыт, которым делится с нашими читателями (как известно, случаи бывают разные). Мы уже знаем про кичу, про тюремную иерархию, а в минувшее воскресенье Асташин описал механику эффективной тюремной голодовки — это которая либо выполнение требований, либо смерть.

Но это не единственная тюремная история недели, вторая — международного масштаба. Бывшего директора банка, а теперь участницу группы Pussy Riot Айсолтан Ниязову (бывают и такие трансформации) много лет преследуют за преступление, которое политический режим в Туркменистане, откуда она родом, похоже, просто выдумал. Но Ниязова все равно отсидела шесть лет в российской колонии, а теперь с большим трудом передвигается по Европе, потому что везде ее задерживают. Туркменский Интерпол (тут нервный смех) работает даже спустя многие годы, но здравый смысл пока еще не покинул европейские суды.

 


Иллюстрация: Станислав Таничев

 

 

 

А помните, были споры на Олимпиаде?

Вот это тема вообще из прошлой жизни, однако она вызвала большой отклик даже сейчас, спустя три месяца после окончания весьма скандальных Олимпийских игр в Пекине. Если помните, тогда был большой шум из-за фигуристки Камилы Валиевой и препаратов, которые она принимала, но общая проблема сводилась к тому, что вообще-то спортсменкам в таком возрасте (школьницам совсем) выступать, по-хорошему, вообще не стоит. И вот теперь Конгресс Международного союза конькобежцев (ISU) повысил минимальный возраст участия подростков в соревнованиях по фигурному катанию с 15 до 17 лет. До конца не понятно, как это в дальнейшем повлияет на распределение наград в фигурном катании — тем более, сейчас влияют другие факторы, не совсем спортивные, — но вообще-то с этим решением трудно спорить: по крайней мере, теперь прекратится насилие над детьми, свойственное российской спортивной школе. Мы поговорили об успехах российских молодых спортсменов в большом спорте с биологом Денисом Семеновым. После того как новые правила вступят в силу, российский спорт ждет, возможно, главный успех: люди в нем перестанут быть покалеченными телом и душой.

 



 

 

 

И к новостям запретов в культуре

На «Радио России» запретили программу «Аэростат» Бориса Гребенщикова, лидера группы «Аквариум». Формально — понятно за что, но на самом деле потому, что Гребенщиков показывал россиянам мир во всем его многообразии, а также продвигал в массы одну-единственную очевиднейшую мысль: мы все разные — и нужно наслаждаться возможностью видеть красоту в другом, а не стремиться к превращению в одинаковые болванки. Увы, именно такие болванки сейчас и нужны, поэтому после «Радио России» «Аэростат» не пустили и на «Наше радио» (якобы из-за возмущенных слушателей). Но ничего. Борис Борисыч прекрасно ведет ее теперь в интернете, потому что музыка вечна, а все эти мелкие тролли быстро исчезнут, как только все поменяется. А все поменяется. Сам БГ об этом пел в свое время.