Современные войны ведутся по достаточно устоявшемуся канону.

На модерации Отложенный

Анатолий Несмиян

Минобороны РФ: ракетным ударом по военному аэродрому Днепр уничтожена авиационная техника ВВС Украины, а в районе Харькова уничтожены производственные мощности предприятия по восстановлению вооружения и военной техники украинской армии. Российской ПВО за сутки сбиты 2 украинских самолета: Су-25 у Долгенького в Харьковской области и МиГ-29 у пункта Ингулец в Днепропетровской области.

Фактическую сторону таких сообщений подвергать смысла нет. Сбили и сбили. Вопрос в другом.

Современные войны ведутся по достаточно устоявшемуся канону. Наступающая сторона всегда проводит первый этап любой военной операции, ставя его основной целью завоевание господства в воздухе, что означает полное уничтожение авиации, авиационной инфраструктуры и средств ПВО противника. Исключением была война в Заливе 2003 года, когда американцы вторглись в Ирак практически сразу по земле, но тут сработало то, что Ирак по итогам предыдущей войны был обескровлен, на его территории действовали две бесполетные зоны, военная машина Саддама Хусейна так и не смогла восстановиться после предыдущего поражения.

Можно привести пример и непрямого «выключения» авиации противника: турки сбили российский самолет в ноябре 15 года в том числе и для того, чтобы обозначить пределы применения российской авиации в столь сложно структурированном конфликте, как сирийский. А затем периодически напоминали «партнерам» о существующем положении дел атаками дронов на Хмеймим руками своих прокси-террористов. Поэтому фактически Турция смогла «развести» свою и российскую авиацию, что позволило туркам проводить свои наземные операции, не опасаясь противодействия с воздуха.

По какой причине «спец-операция» пошла вопреки всем рациональным соображениям, в целом понятно: была установка на блиц-турнир с ожиданием отсутствия сопротивления как такового. Поэтому тратить время на «правильные» действия не стали, что, в общем-то подтверждается характером боевых действий первых дней. Предполагалась высадка десанта под Киевом (в Гостомеле) с последующим быстрым маршем на столицу и завершение «спец-операции» на Крещатике где-то на третий-пятый день (откуда, видимо, и возник устоявшийся мем «Киев за три дня»). Далее — просто зачистка территории от затухающих очагов сопротивления и подписание капитуляции на условиях Кремля.

Раз так, то к военным как раз претензий просто нет. За исключением тех, которые можно и нужно выдвинуть высшим чинам российской армии, не сумевших убедить руководство в полном авантюризме подобного плана. Военные начали «спец-операцию» вопреки всем канонам и наставлениям, выполняя приказ, что и привело к весьма плачевному результату.

Именно поэтому до сих пор и авиация, и войска ПВО Украины вполне себе существуют, действуют, а «господство в воздухе» так и осталось фразой из учебника. Остается только рапортовать об уничтожении очередного украинского самолета, но общую картину это не меняет. Смысл первоначального удара по авиации и средствам ПВО очевиден: одно дело, когда ты накрываешь их в местах сосредоточения, другое — когда должен гоняться за каждым конкретным самолетом и машиной ПВО по территории с половину Франции. Да еще и в условиях критического дефицита современных средств разведки, включая космическую.

Армия всегда исправляет своей кровью ошибки и просчеты разведки и политического руководства. В нынешней «спец-операции» это проявлено как нельзя более выпукло.