Сообщается, что в первом квартале россияне массово переключились в режим «проедания» накоплений.

На модерации Отложенный

Анатолий Несмиян

Сообщается, что в первом квартале россияне массово переключились в режим «проедания» накоплений. При суммарных доходах в 15,822 триллиона рублей траты достигли 17,101 триллиона рублей. Разница была покрыта за счет сбережений, которые таяли со средней скоростью около 14 млрд рублей в день. Потратив в январе-марте 1,2 триллиона рублей сбережений, в апреле россияне уже перешли в режим экономии. Реальные расходы граждан на покупку повседневных товаров в апреле провалились на 17,9% по сравнению с мартом и на 10,6% в годовом выражении.

Налицо формирование катастрофы на потребительском рынке. Падение спроса приведет к сокращению производства, в том числе и товаров первой необходимости, что опять-таки скажется на зарплатах и запустит новый виток падения спроса. Конечно, какое-то равновесное состояние в итоге будет достигнуто, но вот на каком уровне - тут возникает вполне непростой вопрос. Он в первую очередь связан с пределом устойчивости самой экономики, но главное - с психологической готовностью населения выносить тяготы и лишения полноценного военного времени.

Есть две причины, по которым население готово сносить такие тяготы: идейная причина (враг напал, всё для фронта, все для победы) и темпы нарастания проблем (чем медленнее идет ухудшение жизни, тем в более щадящем режиме люди приспосабливаются к этим ухудшениям). Когда нет идейной подоплеки, а скорость нарастания негативных процессов велика, вопросы коллективной и индивидуальной психологии могут стать решающими.

Это не значит, что ответом на происходящее обязательно станет революция и бунт. Есть несколько стратегий, по которым люди начинают переносить катастрофические изменения в своей жизни: конформизм, внешнее разрушение, внутреннее разрушение, эмиграция (внешняя или внутренняя). Вопрос в соотношлениях этих стратегий.