Русская микроэлектроника как она есть

На модерации Отложенный

 

 

Как известно свидетелям секты «прогаженных Россией полимеров», все микрочипы делаются в Китае и США (на самом деле в большинстве своём, конечно, на Тайване и в Корее, но то такое).

Для того, чтобы вы ощутили, насколько на самом деле все эти «алармисты от микросхем» понимают суть микроэлектронного производства, я приведу длинную цитату из статьи в «Новых Известиях» — не обессудьте, но это важно для понимания того, что будет сказано дальше:

Агентство Reuters напомнило, что Тайвань, который объявил о присоединении к международным санкциям против России, является крупнейшим в мире производителем чипов. Эта целая отрасль местной промышленности. Ее флагманом считается контрактный производитель чипов компания TSMC. Министерство экономики Тайваня заявило, что оно следует Вассенаарским договоренностям об экспортном контроле за оружием, товарами и технологиями двойного назначения, подписанным в 1996 году 42 странами, для строгого изучения продукции, отправляемой в Россию.

Между прочим, Тайвань, который Китай считает своей собственной территорией, и поэтому Тайвань исключен из большинства международных органов и соглашений, не подписал Вассенаарские договоренности. Но Тайвань любит демонстрировать своё присоединение ко всяким санкциям — разумеется, только на словах. «Следует соглашениям» для «строгого изучения» — это бла-бла-бла ниочём, на самом деле. Обычная дымовая завеса.

А дальше у Reuters идет совсем маленький абзац, который является ключевым — во всяком случае, для Reuters, но не для наших журналистов, которые на него просто не обратили внимания:

Тайвань ожидает незначительного влияния спецоперации Кремля на Украине на поставки ключевого сырья для полупроводников.

«Ожидает» — это в смысле Тайвань надеется, что Россия эти поставки не прикроет. Причем сами же журналисты «Новых известий» указывают ниже в статье, что поставки микрочипов из Тайваня в Россию пока продолжаются — но почему это происходит, никто из них не задумывается.

Совершенно безграмотные журналисты «Новых Известий» суют российскому читателю откровенную чушь, даже не пытаясь разобраться в написанном. Они даже не задаются вопросом, почему некоторые предложения в заявлениях Тайваня сформулированы именно так, а не иначе.

Позвольте вам кое-что прояснить — в том числе и причину, по которой мы и дальше будем получать микрочипы с Тайваня в любых количествах и в любое удобное для нас время.

Современная микросхема — это очень сложный продукт. Основой этого продукта является подложка из сапфирового стекла, сегодня заменить ее на мировом рынке полупроводниковых приборов просто нечем. Не будет подложки — не будет микросхемы, это аксиома.

Так уж исторически сложилось (мы тут точно не виноваты), что Россия является мировым монополистом по производству подложек из сапфирового стекла — на нашу долю приходится 80% мирового производства этого важнейшего компонента. А в подложках большого диаметра — около 100%.

А кто же производит подложки из сапфирового стекла в России? Два человека из Ставрополя, организовавшие предприятие «Монокристалл» еще в 1999 году — и когда уже в 2016 году они имели долю мирового рынка в 30%, это казалось невероятным — как же так, неужели сиволапая Россия способна создать сверхвысокотехнологичное производство, да еще и без какой-либо западной поддержки?

Мало того, сейчас «Монокристалл» является и крупнейшим в мире производителем сапфировых стекол для смартфонов, начиная с Эйппл и заканчивая Самсунгом — но это так, к слову. Хотя, если Эйппл продолжит быковать, он может поставить в свои айфоны красивый прозрачный пластик, конкуренты умрут от зависти.

Иначе говоря, подложки из сапфирового стекла являются ключевым компонентом для производства ВСЕХ микрочипов и процессоров в мире — на российских подложках создают процессоры и Интел, и АМД. Любой новомодный чип — это российская подложка, а искусственные сапфиры, выращенные в России для этих целей, являются самыми качественными и чистыми — любые примеси в этом деле убивают производство наповал.

Нет, конечно, если очень-очень постараться, то можно заменить российскую подложку на что-то другое из иного материала. К примеру, на кремний — правда, такие чипы не способны выдавать нужные параметры. И дохнут такие чипы тоже на удивление очень быстро. И в космос их не отправить, и в вооружение не воткнуть — и связь с ними будет хорошая, но недолгая.

Если вы таки считаете, что 80% мирового производства — это не так уж и монополия, давайте перейдем к следующему пункту нашего меню — а там самый настоящий «сюрпрайз» для западных любителей санкций.

Есть такая специальная химия травления микросхем с использованием ультрачистых компонентов — и ее выпускает только одна страна в мире. Догадаетесь с трех раз, какая именно?

Это уже точно монополия, причем тотальная — на долю России приходится 100 (сто!!!) процентов производства ультрачистых редкоземельных элементов для этой химии. И вот эту адскую смесь точно не заменить, ибо при использовании менее чистой химии готовые изделия начинают выдавать такую ахинею и ересь, что хоть святых выноси и зови экзорциста.

И вот теперь давайте представим, что тайваньцы и американцы перекрывают России поставки процессоров и других микросхем. В ответ Россия запросто перекрывает тайваньцам и американцам кислород, перестав поставлять ключевые компоненты для производства — как думаете, долго ли продержится мировой рынок полупроводниковых приборов?

Неделю? Две? А дальше, извините, у медведя лапу сосать?

Но и это еще не всё.

Технологию производства самых мощных процессоров знаете? На подложку из российского сапфира поочередно наносятся слои кремния. Это двухмерный процесс, все происходит хоть и очень быстро, но довольно-таки печально.

В свое время, в самом начале нулевых, русская команда, предлагавшая стартап в Британии на производство микрочипов из арсенида галлия, оббила все пороги инвесторов — и что бы вы думали? Под давлением Интел и АМД ни один инвестор на этот стартап не подписался. В итоге в 2016 году разработчики вернулись к себе в Пермь и теперь работают на благо Министерства обороны России, выпуская изделия на основе арсенида галлия.

Знаете, в чем главное отличие арсенида галлия от традиционного кремния? Он дороже. И еще, в отличие от кремния, арсенид галлия позволяет создавать не двухмерную, а трехмерную архитектуру полупроводниковых приборов — в результате энергопотребление снижается до четырех раз, а быстродействие увеличивается до восьми раз; и здесь разработчикам уже плевать на модные нанометры, потому что даже при имеющихся в России отсталых технологиях производства можно создавать процессоры выше мирового уровня по характеристикам. Кстати, если кому интересно, почитайте про их старую серию К6500 (аналог американской серии 10G, про которую вы никогда не слышали, потому что это серия сугубо для военных), будете приятно удивлены параметрами, уже в 1992 году в России там были достигнуты гигагерцы при огромном рабочем диапазоне температур.

Я понимаю, что для многих обывателей это как кастрюлей по голове — но журналисты-то должны знать об этом?

Да, проще всего бегать по России-матушке в рубище и лаптях и орать «Нам всем хана!». Такие новости почему-то лучше всего продаются — в том числе и в так называемой «патриотической» среде борцунов с «проклятым капитализмом».