История петербургского предпринимателя и благотворителя Ефрема Сивохина начиналась с Апраксина двора
На модерации
Отложенный
Ефрема Никифоровича Сивохина можно назвать петербургским Тони Старком XIX века. В Северной столице он тоже слыл гением и филантропом. Предприниматель, сделавший блестящую карьеру на Апраксином рынке, когда-то прославился на весь город и даже получил чин статского советника. Практически все свои доходы Ефрем Никифорович тратил на благотворительность. Недавно потомок известного купца представил его биографию — книгу «На вечные времена».
В книге изложена увлекательная история жизни Ефрема Сивохина, который за свои 64 года успел стать купцом первой гильдии, известным жертвователем, почётным гражданином Санкт-Петербурга, а также членом-учредителем Императорского Православного Палестинского Общества (ИППО). Очерк составил потомок известного петербуржца Алексей Сивохин совместно с директором Музея истории ИППО Григорием Маневичем.
Жизнь Ефрема Сивохина была поистине интересной. В 19 лет он уже стал приказчиком, добившись этого своей честностью и старанием. Спустя три десятка дет, в свой пятидесятый день рождения, Сивохин был награжден званием Потомственного Почётного гражданина и кавалера города Санкт-Петербург за активную общественно-полезную деятельность. Спустя ещё 13 лет, всего за год до смерти, Ефрему Никифоровичу пожаловали чин статского советника.
Знаменитый петербуржец любил помогать людям, активно занимался благотворительностью и жертвовал большую часть своих доходов на строительство и восстановление храмов и церквей, их обустройство. Этим помощь не ограничивалась: он отдавал большие средства на возведение школ и стипендии ученикам, являлся попечителем множества приютов и домов милосердия. Филантроп не забывал о земляках и родственниках. В Ярославской губернии, на родине Сивохина, с его помощью построили четыре школы, храмы. Он выкупал земли для родственников, строил для них дома и мельницы. Даже его дом в Северной столице на улице Гороховой стал пристанищем для священнослужителей, пожаловавших в Петербург по церковным делам.
А работал Ефрем Никифорович купцом. В 1866 году он вступил в Петербургское купечество, начал торговать на Апраксином рынке фруктами и овощами. Стоит отметить, что задержался Сивохин здесь надолго: владел двумя каменными трёхэтажными корпусами, в которых находилось 29 лавок. Собственно, к 1890 году Ефрем Никифорович стал купцом первой гильдии.
Апраксин двор в XVIII-XIX веках являлся одним из лучших рынков Санкт-Петербурга: это одно из первых мест в городе, где начали продавать книги, здесь можно было найти качественные ткани и галантерею, мебель, обувь, хозяйственные товары.
Даже в XX веке, перед началом Первой мировой войны, Апраксин двор был одним из самых крупных рынков в Европе по товарообороту, а в советские годы это место стало крупным центром комиссионной торговли.
«Апрашка» с самого своего расцвета являлась кузницей предпринимателей Петербурга, школой для практиков бизнеса Северной столицы. Сейчас такие предприниматели предпочитают называть себя инвесторами. Многие из них хотели бы превратить Апраксин двор в современный и удобный квартал, состояние которого не диссонировало бы с историческим центром города. Однако уже много лет сделать это не удается, и бизнесмены обвиняют в сложившейся ситуации Смольный и его пассивность.
Например, не первый год это готов сделать крупный выходец с Апраксина двора - Концерн «Питер». Входящее в его структуры ООО «Инвестиционно-строительная компания Апраксин двор» ещё в 2018 году намеревалось отреставрировать корпуса объекта культурного наследия регионального значения и приспособить их для современного использования, реализовав концепцию «Студии 33» Никиты Явейна, одобренную Советом по сохранению культурного наследия. В результате на Апраксином дворе должны были появиться отели, музеи, образовательные центры, коворкинги, хостелы и красивые прогулочные зоны. Однако в полной мере заняться реконструкцией у инвестора не получилось из-за бюрократических нюансов и вопросов собственности, как и у его предшественника – компании «Главстрой-СПб». Не найдя взаимопонимания с чиновниками, часть заработанных средств от бизнеса стратегический инвестор тратит на приобретение и реконструкцию корпусов.
Если бы Ефрем Никифорович Сивохин посмотрел на Апраксин двор сегодня, то, наверное, удивился тому, как плохо выглядит место, где он проработал много лет, став благотворителем и меценатом. Несмотря на охранный статус, «Апрашка» переживает не лучшие времена: ее корпуса обветшали, как и инженерные сети, а стихийные лотки и аляповатая реклама делают внешний вид не самым опрятным.
Комментарии
А значит кто там главный на апрашке а кто на парашке, может интересовать только историков фашизма.