ЗАМЕЧАНИЕ О ЗАКАТЕ ЕВРОПЫ

На модерации Отложенный
Летом 1945 года Лев Гумилёв написал для армейской газеты очерк «Замечание о закате Европы», так и оставшийся в черновиках
 
ЗАМЕЧАНИЕ О ЗАКАТЕ ЕВРОПЫ
Sic transit gloria mundi
 
Не меня, но многих моих товарищей немецкая культура поражала своею грандиозностью.
 
В самом деле – асфальтированные дороги Berliner ring'а, превосходные дома с удобными квартирами, изобилие всех средств механизации, начиная от тракторов и кончая машинками для заточки карандашей, душистые сады, саженые леса и т. д., и т. п.
 
Не менее обильны проявления духовной культуры: в домах полно книг, на стенах хорошие и плохие картины, чистота, опрятность, торжество порядка.
 
И посреди этой «культуры» – мы, грязные и небритые, стояли и не понимали: почему мы сильнее, чем мы лучше этой причесанной и напомаженной страны?
 
Вот разгадка нашего преимущества: мы моложе, будущее наше. 
 
Культура заключается не в количестве машин, домов и теплых сортиров.
 
Даже не в количестве написанных и напечатанных книг, как бы роскошно ни были они изданы.
 
И то, и другое – результаты культуры, а не она сама.
 
Культура заключается в способе отношений людей между собой.
 
Культура там, где из человеческих взаимоотношений возникают сильные и благородные чувства – дружба, верность, сострадание, патриотизм, любовь к своему и гуманность как уважение к чужому.
 
Именно такой, настоящей культуры и не хватало Германии.
 
Немцы абсолютно не умели устанавливать взаимоотношений с другими народами.
 
Я не говорю уже об ужасах концлагерей.
 
Нет, даже простые немцы, не связанные с гестапо или войсками СС, просто не умели найти тона, приемлемого для поляков, французов и сербов.
 
Немцы забыли, что мало победить, надо уметь помириться с побежденным, чтобы победа была прочной.
 
Но если бы они и помнили это, то они не смогли бы переделать себя.
 
Они отучились быть человечными. Вот в чем гибель культуры.
 
Из духовной неполноценности вытекает удивительный, на первый взгляд, факт – нестойкость немцев в бою.
 
Сначала даже не верилось, что финны, венгры и даже румыны сражались отчаяннее немцев, потому что в Первую мировую войну немцы удивляли мир именно стойкостью.
 
Но и это становится понятным.
 
Постоянный порядок в мелочах личной жизни отучил немцев от инициативы, столь необходимой в условиях войны, где все время приходится «применяться к обстановке».
 
Внутренняя, творческая инициатива была задавлена внешней, заученной привычкой к порядку.
 
Эти качества не прирожденные, но благоприобретенные. 200 лет тому назад немцы были гуманнее и смелее.
 
Тогда они создавали для всего мира философию, литературу, музыку, научные системы.
 
В XVII веке немцы были лучшими солдатами в мире. В XX они оказались пригодны только для человекоубийства. 
 
И наконец, третьим результатом вырождения является физическая неполноценность.
 
Высокий, широкоплечий, мускулистый европеец, будучи выведен из привычных ему, тепличных условий существования, удивительно быстро скисает, теряет бодрость и опускается до того, что малейшая болезнь сводит его в могилу.
 
Сопротивляемость его изнеженного организма крайне мала.
 
Это показала практика.
 
Таковы не только немцы, но и другие западноевропейские народы, т. к. феодально-буржуазная культура разлагается всюду, от Вислы до Гибралтара.
 
Кровь остывает в жилах.
 
Так стоит ли завидовать всему этому «великолепию», изгнившему от корней до макушки, нам, людям с добрым сердцем и горячей кровью? Беспокоиться нам не о чем.
 
У нас все будет – и машины, и дороги, и теплые сортиры с рукомойниками.
 
И нам ничто не страшно до тех пор, пока мы умеем:
 
1) уважать и ценить чужое и
 
2) больше жизни любить свое.
 
Эти два качества русской натуры, прямо противоположные европейскому самодовольству и расчетливости, создали великую русскую культуру и ее лучшие творения: русскую литературу и русскую армию.
 
(Виталий Шанталинский «Преступление без наказания: Документальные повести»)