5 дней в августе
На модерации
Отложенный
Сегодня я расскажу вам всю правду о войне.
Глаза на нее открыл мне режиссер Ренни Харлин (автор таких нелживых фильмов как: Крепкий орешек – 2, Кошмар на улице Вязов – 4, и Скалолаз – б/н).
Судя по всему, новейший его блокбастер о торжестве Света над Тьмой в России не увидят. А очень зря. Ведь жить надо не по лжи.
Киноповесть рождалась в муках. С фабулой, правда, авторы особо не парились – целиком позаимствовали у столь же правдивого российского боевика «Олимпиус Инферно». Зато немало сил и, возможно, средств потратили на выбор названия: лирическое «Грузия» менялось на суровое «Кровавый август», затем на уточняющее «5 дней в августе». И грянуло в прокате как 5 Days of War.
Уже эпиграф к фильму заставляет посуроветь и тяжко задуматься: The first casualty of War is Truth (Первой жертвой войны становится Правда). Отлил в бронзу Hiram Johnson, сенатор. Американец, конечно.
Итак, совестливого американского репортёра Андерса, ищущего правду в Ираке, спасает от неминучей гибели грузинский спецназ. Андерс навеки влюбляется в союзническую Джорджию и едет на Кавказ – там как раз назревает российская агрессия. А как ей не назреть, выясняет Андерс: Грузия продает Западу грузинскую нефть задешево, и в результате Россия не может продать свою задорого. К тому же и хищный Путин заявляет, что «потеря Грузии стала главной трагедией ХХ века с точки зрения геополитики».
Плацдарм российских агрессоров расположен в Южной Осетии. Надо ли говорить, что журналист, в паре с оператором Себастьяном, мчится туда. И попадает на свадьбу. А свадьба попадает под бомбежку российских ВВС. Праздник превращается в кромешный Адъ, лики американцев обуглены, сердца их кровоточат.Но это лишь начало ужасных испытаний, ибо настоящее зло, в виде российской пехоты, еще только грядет.
Уверяю вас, вы ничего не знаете про российскую пехоту. Вот они, бесы и демоны, вооруженные до зубов, обступают свободную прессу и мирных жителей. Все они горбоносы, темноволосы и бородаты. Плотоядно гогочут, пугают барышень, не поморщившись убивают. Бредут по поселкам с награбленными микроволновками, наигрывая на аккордеонах.
Густо покрытый диковинными татушками безбородый казак Даниил (в исполнении финского актера) со скорпионом на шнурке вместо христианского крестика, по-фашистски руководит творящимся беспределом. «Кто мэр эттава горада? – сурово вопрошает он у согнанных аборигенов. – Кто началнык палыции?» Расстреливает старушку. Руководит отрезанием голов и сжиганием трупов.
Все это сквозь прорехи в изгороди снимают американские правдоискатели. А флэшку с записью закапывают в землю. Инфернальный Даниил узнает про кинодокумент и приходит в ярость: ему совсем не хочется ехать в гаагский трибунал!
Дальше вы угадали: репортеры изо всех сил пытаются донести миру жуткую правду, а бородатые и нечесанные агрессоры что есть мочи стараются этому помешать. Есть, разумеется, и лирическая линия сюжета с обязательной красавицей, попадающей в неизбежные передряги, для того, чтобы главный герой смог проявить свои лучшие мужские качества.
И сорвать благодарный поцелуй в патетическом финале.
Истинную правду, между тем, ждут не дождутся в Тбилиси. Президент Саакашвили (в исполнении Энди Гарсия) задумчиво грызет галстук: Грузия совсем не готова к войне. Вообще-то была готова, но… в коалиции демократических сил. Никто ведь не предполагал, что лживая российская пропаганда, заполонив западные умы, разрушит демократическое единство. И никто из вчерашних друзей не поверит в невиновность Грузии, и никто не захочет воевать за демократию и свободу.
«Мы были с вами в Ираке. Но вас нет с нами сейчас», – говорит Америке Джорджия устами ее красавицы-героини.«Мы обращаемся ко всем друзьям на Западе, – взывает к Америке Грузия устами Мишико, – Мы надеемся, что вы остановите эту агрессию!». Увы. Никто не слышит. Мир отравлен неправдой. Мир не хочет знать, что Путин покусился на самое святое: "он сказал Саркози, что повесит меня за яйца", - грустно уизумляется Саакашвили.
Грузинские солдаты проявляют чудеса героизма и военной выучки, спускаясь откуда-то на тросах дабы освободить обреченных на пытки заложников и сбивая вертолеты из противотанкового гранатомета. Они готовы зубами грызть оккупантов, но увы: из Тбилиси приходит приказ отступать на защиту вышеуказанных святынь.
Между тем, отважные ребята Андерс и Себастьян, гонимые танками и вертолетами, продолжают свершать свои подвиги. «Да насрать мне кого вы там собираетесь защищать», - говорит один из них русскому полковнику, который хотел было объяснить, что "мы сюда приехали для того чтобы защитить людей Южной Осетии» . Вдоволь набродившись по мукам они попадают в переполненный пожарами и страданиями город Гори. Там их встречают собратья по профессии (в одном из них зритель не без некоторого труда узнает втрое располневшего Вэла Килмера), которые готовы через спутник передать в прессу отснятые ужасы. Тщетно: очередной воздушный налет сеет смерть и уничтожает передатчик...
Пересказывать дальнейшие приключения не берусь, поскольку из категории Крепкого орешка они переходят в разряд Кошмара на улице Вязов. А это неописуемо, как сказал один грустный Бобик, поглядевши на баобаб.
Финал примерно такой: да, мы убежали с поля боя, да, побросали горы оружия, да, потеряли треть территорий, да, сжевали галстук... Но нашу волю к Свободе никому не сломить!
Вот такое кино. Посмотрите его обязательно. Высокий градус патетики не должен смущать никого. Мы ведь понимаем: фильм снимался для нации с особо тонким строем души, где даже Витязь в тигровой шкуре не может проехать и полусотни строк, чтобы о чем-нибудь не заплакать.
На месте Кремля я бы приказал показывать его по всем каналам дважды в день.
Даже трижды, чтобы пробудить нагло уснувшую российскую Совесть.
Потому что первой жертвой войны становится Правда.
Потому что жить надо не по лжи.
Комментарии