Шарон, 46-летняя израильтянка, живущая недалеко от Тель-Авива, выросла, слушая истории о жизни своей бабушки Фани и о том, как семья Марии Блыщик спасла ей жизнь. Она всегда поддерживала связь с этой семьей . После того, как Россия вторглась в Украину, бомбила города и более двух с половиной миллионов беженцев отправились за границу, Шарон поняла, что должна действовать.
«Мы разговаривали, они были очень напряжены и напуганы, и очень хотели приехать сюда, чтобы быть в безопасности», — сказал Шарон израильскому телевидению на прошлой неделе. «Все время были сирены. Электричество включалось и выключалось. Они слышали бомбежку вдалеке... Я очень хорошо понимаю эту ситуацию, ведь у нас в Израиле тоже такое бывает. Но все равно все совсем по-другому. Поэтому мы им сказали, что сделаем все, чтобы помочь вам».
Фаня Басс в 1940-х годах (Архив Яд Вашем)
Шарон связалась с Министерством внутренних дел Израиля, и попросила экстренные визы для 47-летней Алёны Чугай и 36-летней Леси Оршоко, внучек Марии Блыщик. В воскресенье, 6 марта, Алёна и Леся вылетели в Израиль. Шарон и ее родственники встретили их в аэропорту.
«Мы были очень счастливы и взволнованы, когда наконец увидели их в аэропорту», — описала Шарон. «Мы плакали, мы смеялись, но и напряжение было. Наши мысли были с семьей, которая осталась. У нас были смешанные эмоции... Ситуация в Украине сейчас такая сложная. Эта семья, с которой мы общались все эти годы, была очень грустна и решила, что лучше всего приехать сюда и быть в безопасности».
Охота на украинских евреев
Когда началась Вторая мировая война, в небольшом западноукраинском городке Рафаловка проживало около 600 евреев, треть населения города. С началом войны советские войска заняли Рафаловку, и какое-то время евреи города были в относительной безопасности. Евреи бежали в Рафаловку из оккупированных нацистами районов в соседней Польше, увеличивая еврейское население.
В июле 1941 года нацистские войска взяли под свой контроль Рафаловку. Несколько месяцев спустя они создали еврейское гетто в городе, заставив евреев из Рафаловки и соседних городов жить в тесных, антисанитарных условиях гетто. Около 2 500 евреев были похоронены в Рафаловском гетто.
Нацисты опустошили гетто 29 августа 1942 года. Евреи были расстреляны, их тела брошены в братские могилы. Десяткам евреев удалось бежать в окрестные леса. Некоторые присоединились к советским партизанским боевым отрядам. Только около 30 евреев из Рафаловки выжили.
Их судьбы отражали судьбы евреев по всей стране Украины. В 1939 году, когда началась Вторая мировая война, Украина имела самое большое население евреев в мире. Полтора миллиона евреев были убиты в Украине во время Холокоста. Большинство из них были убиты специальными нацистскими подразделениями под названием айнзатцгруппы, которые вербовали местных коллаборационистов, чтобы помочь убивать гражданских лиц, которые считались врагами нацистского режима.
Рискуя своей жизнью
Семья Розенфельд с Фаней находится в центре, 1930-е годы (Архив Яд Вашем)
Одной из выживших после ликвидации Рафаловского гетто была 20-летняя еврейка по имени Фаня Розенфельд. Она была единственным выжившим человеком из всей своей семьи. Фаня бродила по густой лесистой местности, переходя из деревни в деревню, пытаясь избежать обнаружения и добывать пищу, пока ее не приняли Филип и Текля Конюх, глубоко религиозная пара, живущая в украинском селе Мульчице, которая предложила ей место для проживания на одну ночь.
На следующее утро Фаня рассказала своим хозяевам, что накануне вечером ей приснился яркий сон, что она читала Книгу пророка Исайи перед собранием.
Конюхи, как и большинство жителей их деревни, были баптистами и были тронуты мечтой Фани.
Они взяли Фаню на свое еженедельное баптистское собрание, где она встретила Конона Калуту, местного баптистского проповедника. Вся община была впечатлена обширным знанием Фаней Библии и ласково окрестила ее «Святой Феодосией». Некоторое время она жила с семьей Конюх, и вскоре к ней присоединились еще два еврея, Шломо Эпплбойм и его сын Сендер, которые бежали из еврейского гетто в городе Влодзимежец. Филип Конюх сказал трем евреям, которых он приютил: «Бог послал вас ко мне, и я считаю за честь спасать евреев».
Они прожили в этой семье несколько месяцев до тех пор, пока не стало слишком опасно оставаться там. Эпплбоймы переехали в другую нееврейскую семью, а Фаня переехала к проповеднику Конону Калуте, его жене Анне, их четырем детям и двум дочерям Конона от предыдущего брака, Анне и Марии. Калутас также считал спасение евреев своим моральным долгом и учил этому свою баптистскую паству.
Конон и Анна Калута (Архив Яд Вашем)
Вскоре Калуты приняли еще двух еврейских девушек. Ривке Басс было 13 лет; ее отец Яаков и брат Давид прятались в густом лесу неподалеку. Они также приняли 11-летнюю Машу Дрейзен-Вольфсталь, которая также была из Рафаловки. Фаня нашла ее лежащей на земле в лесу, измученной и без еды и защиты.
Позже Маша написала запись под названием «Фаня, мой ангел» в мемориальной книге Рафаловки, и описала момент, когда Фаня нашла ее в лесу. «Кто-то, похожий на ангела, одетый в красивую теплую одежду, как нееврей, поклонился и заговорил мягким и приятным голосом... Я верила, что Фаня, возможно, ангел. Она была такой красивой и хорошей». Фаня подобрала измученных девушек и отнесла их в дом Калуты.
Фаня снова переехала в 1943 году, когда в этот район вошли банды антисемитских украинских партизан. Ее приютил в соседней деревне Судче другой баптистский проповедник, Андрей Куява, вместе со своей женой Яриной и сыном Николаем. Деревня была освобождена советской армией в начале 1944 года и наконец больше не нужно было скрываться.
Построение новой жизни в Израиле
После Холокоста Фаня вышла замуж за Яакова Басса, чья дочь Ривка пряталась с ней в доме Кулатов. Она стала мачехой Ривки и Давида, а вся семья переехала в Израиль. Там они связались со многими благотворительными организациями, пытаясь протянуть ту же любовь и руку помощи другим нуждающимся, которую они испытали в Украине во время Холокоста.
Справа налево Фаня Басс – урожденная Розенфельд – Ривка Басс, Маша Дрейзен, Яфа Слотник, Яфа Близовски, Венгрия, 1945 (Архив Яд Вашем)
На протяжении многих лет они поддерживали связь с семьей Кулата в Украине. Дочь Колона Кулата Мария вышла замуж и стала Марией Блыщик. Внучки Марии Алена и Леся поддерживали связь с внуками Фани.
Алена и Леся росли, осознавая героизм своей семьи в военное время. В 1995 году их бабушка Мария Блыщик, ее сестра Анна Чугай и ее родители Конон и Анна Калута были названы Яд Вашем Праведниками народов мира. (Филип и Текля Конюх, их сыновья Александр и Андрей Конюх, Андрей и Ярина Куява и их сын Николай Куява также были названы Праведниками народов мира. Название обозначает нееврейского героя, который рисковал своей жизнью, чтобы спасти евреев во время Холокоста.)
Алёна и Леся даже прожили в Израиле пять лет в рамках программы, которая привозит потомков тех, кто спасал евреев, жить и работать в еврейском государстве.
Кампания в помощь
Когда российские солдаты окружили города и поселки в Украине, Шарон Басс — внучка Фани Басс — знала, что она должна помочь. Алена и Леся боялись оставаться в Украине. Их родной город Ровно, на западе Украины, подвергся обстрелу, и есть опасения, что город может быть разрушен.
Шарон начала кампанию в Израиле, чтобы получить женщинам разрешения на въезд в чрезвычайные ситуации. «В конце концов, мы получили разрешение на их приезд», — объяснил Шарон израильскому 13-му каналу. «Теперь мы пытаемся получить разрешение оставить их в Израиле, потому что я не знаю, будет ли у них возможность вернуться домой».
Леся Оршоко живет у Шарон и ее семьи недалеко от Тель-Авива; Алёна Чугай живет с родителями Шарон в соседнем городе Петах-Тиква.
«Они впустили мою бабушку в дом и относились к ней (Фане) как к дочери, в то время как вся семья была под угрозой смерти», — объяснила Шэрон. «Если бы нацисты узнали, что они дают убежище евреям, они бы убили всю их семью...»
«То, что я делаю сейчас, похоже на то, как поступила эта праведная семья в Украине.. »
Комментарии