Должен ли Израиль поставлять оружие Украине? Мнение наших генералов

На модерации Отложенный

После российского вторжения в Украину неопределенная позиция, занятая Израилем, стала притчей во языцех. Израиль утверждает, что стоит на стороне Запада, но в ООН при этом выступил уклончиво, присоединиться к санкциям против России отказался и к беженцам из Украины отнесся особым образом.

 

Даже посредническая миссия, которую взял на себя премьер-министр Нафтали Беннет, выглядит загадочно. Непонятно, что это: попытка помочь достижению мира или своего рода терапия, направленная на умиротворение безумца?

Лишь по одному вопросу Израиль занял недвусмысленную позицию: Украина получила решительный отказ в военной помощи и даже в поставках оборонительного снаряжения. Ни «Железного купола», ни бронежилетов. Это было однозначное решение.

Израильтянам объяснили, что, руководствуясь интересами национальной безопасности, не стоит раздражать Россию – это было бы слишком рискованно. В час тьмы, когда каждый народ делает свой выбор, аргументы, оправдывающее безмолвие правительства, должны были быть тщательно проверены. Но израильтяне приняли их на веру.

 

В основе израильских страхов лежит происшедшее в последние годы укоренение России на Ближнем Востоке. С тех пор как в 2015 году Москва вмешалась в гражданскую войну в Сирии и удержала у власти режим Асада, Израиль, как заметил несколько дней назад министр иностранных дел Яир Лапид, «фактически стал граничить с Россией».

С 2015 года Израиль поддерживает неписаное соглашение с Россией, позволяющее ему атаковать иранские объекты и предназначенные для «Хизбаллы» оружейные конвои на территории Сирии. Эксперты утверждают, что эти бомбардировки нанесли значительный урон попыткам «Хизбаллы» нарастить свои силы. Они также помешали Ирану закрепиться на нашей северной границе. Израиль не хочет жертвовать тем, что он называет «свободой действий в Сирии».

Бывшие высокопоставленные военные, с которыми мне удалось побеседовать в попытке выяснить, может ли Израиль сделать что-то большее для Украины – в частности, в области поставок вооружения, выразили обеспокоенность сложившейся ситуацией.

Один из возникающих в этом контексте вопросов не связан напрямую с безопасностью страны. Он касается позиции Израиля по отношению к войне в Европе и того, должен ли он вообще поставлять оружие кому-то из ее участников. Бывший начальник Генерального штаба и министр обороны в правительстве Нетаниягу Моше Яалон считает, что к вторжению в Украину Путина подтолкнула «слабость», проявленная Западом после аннексии Крыма в 2014 году, и отсутствие должной реакции на использование режимом Асада химического оружия против повстанцев.

Некоторые мои собеседники отметили, что системы противовоздушной обороны типа «Железного купола» стоят и на вооружении других стран. Поэтому Израиль не является для Украины единственной возможностью обзавестись такого рода оружием.

Итай Маск, который отслеживает поставки израильского оружия диктаторским режимам, включая Россию (он также утверждал, что Израиль снабжает оружием праворадикальные группировки в Украине), заявил, что Израиль не должен становиться козлом отпущения за все провалы Запада в отношениях с Путиным. Генерал-майор Гиора Айленд, бывший председатель Совета национальной безопасности, отметил, что США, знавшие о твердом намерении Путина развязать войну против Украины, должны были поставить больше оружия этой стране.

 

Второй вопрос связан с эффективностью израильского вооружения. Когда Израиль отказался предоставить Украине комплексы «Железный купол», многие были разочарованы. Однако это оружие, успешно защищающее Израиль от ракетных обстрелов, не могло принести пользу Украине.

Управлению «Железным куполом» нужно учиться не менее года. Это сложное современное оружие, а «не мешок картошки, который можно просто перенести с места на место», утверждает Айленд. Для того чтобы обеспечить работу «Железного купола», Израилю пришлось бы отправить в Украину укомплектованные личным составом батареи. Кроме того, «Железный купол» работает наиболее эффективно в условиях ракетных пусков с одного направления. В Украине, где обстрелы с использованием самых современных ракет ведутся со всех сторон, КПД израильских комплексов мог оказаться гораздо ниже.

Бригадный генерал запаса Ницан Нуриэль отметил, что «само понятие оборонительного вооружения оставляет место для различных трактовок».

По его словам, даже шлем может считаться наступательным вооружением, поскольку он помогает солдату смелее идти в атаку. Поэтому любой израильский шаг в этом направлении мог вызвать ярость России.

 

Кроме этого, ходят разговоры о том, что Израиль надеется на помощь России в срыве ядерной сделки с Ираном, переговоры о которой идут сейчас в Вене.

Но самой главной проблемой остается российское присутствие в Сирии. Россия контролирует воздушное пространство этой страны и координирует свои действия с Израилем. «Если Россия решит отключить свой «красный телефон», непонятно, сможем ли мы продолжать свои атаки в Сирии», – говорит Айленд.

Россия разместила в Сирии самое современное вооружение, включая зенитно-ракетные комплексы С-300 и С-400. При развитии событий по худшему сценарию они могут быть обращены против Израиля. «Мы надеемся, что этого не произойдет, – говорит Айленд. – Но существует и другая угроза: Россия может глушить сигналы GPS для военного и гражданского транспорта. Мы не хотим даже приближаться к подобной ситуации». На все эти серьезные вопросы следует найти ответ.

Должен ли что-то Израиль Украине? По моему личному убеждению, каждая страна должна сделать все для того, чтобы остановить эту бойню. Но у Израиля есть для этого больше возможностей. Бывший посол США в России Майкл Макфол упомянул Израиль среди стран, способных поставить оборонительное оружие Украине, в том числе системы перехвата артиллерийских снарядов. «Это оружие должно быть поставлено Украине как можно скорее», – писал Макфол.

Бывшая генеральный секретарь НАТО Роуз Гетемеллер в беседе со мной сказала, что, если Израиль не может поставить Украине «Железный купол», он может поделиться с ней своим богатым опытом защиты гражданского населения и выживания в условиях бомбежек. Кроме того, по ее мнению, Израиль может снабдить Украину радарами, способными засекать пуски вражеских ракет.

Может ли это обострить ситуацию на северной границе Израиля? Если Израиль утратит «свободу действий», приведет ли это к триумфу «Хизбаллы» и закреплению Ирана в Сирии?

Моше Яалон не считает координацию действий Израиля с Россией неразрешимой проблемой. Как и другие, Яалон не дает прямого ответа на вопрос, должен ли Израиль оказывать военную помощь Украине. Но, касаясь возможных последствий неодобрительной реакции России на действия Израиля, он говорит: «Я не думаю, что мы должны будем прекратить наши атаки в Сирии даже в отсутствие «горячей линии» с Россией – которую, кстати, я сам и создавал».

Яалон напоминает, что Россия тоже стремится помешать Ирану закрепиться в Сирии. Прямую израильско-российскую конфронтацию он не считает вероятной. Как и другие мои собеседники, Яалон считает, что Россия стремится наладить как можно более широкую продажу своих зенитно-ракетных комплексов, которые в Сирии не зарекомендовали себя с наилучшей стороны. Это представляет угрозу для их дальнейшего маркетинга.

«Я не думаю, что Россия хочет испытать своих пилотов в сражении с нашими, – говорит Яалон. – Пока что системы, которые они поставили Сирии, ничего особенного не продемонстрировали». Зенитно-ракетные комплексы С-200, С-300 и С-400 вызывают определенную тревогу, но, отмечает Яалон, «если весь мир увидит превосходства западного оружия, это не пойдет на пользу России».

Может ли Израиль поставлять Украине какое-то вооружение? Ведь во всем мире принято четкое разделение на наступательные и оборонительные виды оружия.

«Я считаю, что мы можем поставить Украине бронежилеты и каски, – говорит Гиора Айленд. – Я не думаю, что Россия усмотрит в этом попытку нанести ей военный ущерб». Он также отмечает, что Израиль должен быстрее и гуманнее решать проблему украинских беженцев и открыть, наконец, полевой госпиталь в Украине (решение о его создании правительство утвердило на нынешней неделе).

Бывшая министр иностранных дел Ципи Ливни в интервью 12-му телеканалу подвергла критике двусмысленную позицию Израиля по отношению к российскому вторжению в Украину. «Нашим главным интересом в области безопасности является укрепление связей с США, – подчеркнула она. – Израиль должен рассматривать происходящее с точки зрения исторической перспективы. Мы должны оказаться на верной стороне истории – противоположной той, что занимает Путин».

 Далия Шейндлин, «ХаАрец», Б.Е. AP Photo/Efrem Lukatsky √