Чуть лучше, чем мы думали. Стал известен размер замороженных ЗВР России

На модерации Отложенный

Чуть лучше, чем мы думали. Стал известен размер замороженных ЗВР России

Сегодня

 

Сегодня Антон Силуанов впервые обозначил цифру замороженных ЗВР России. Её мы разберем чуть позже, но для начала вспомним слова Министра финансов, которые он произнес в 2017 году:

 

Эльвира Набиуллина

В общем, Силуанов назвал цифру в "около 300 млрд долларов", которые оказались заморожены. Это лучше, чем самый негативный вариант, который оценивался в 450-470 млрд долларов.

По состоянию на 1 февраля структура ЗВР выглядела следующим образом:

  • 311 млрд - ценные бумаги иностранных эмитентов
  • 152 млрд - наличная валюта и депозиты в банках за рубежом
  • 132 млрд - золото на территории России
  • 30 млрд - СДР (валюта МВФ)

Как не сложно догадаться, под заморозку попали ценные бумаги иностранных эмитентов. Это те самые трежерис и облигации ЕЦБ + наверняка что-то в иенах и фунтах.

По валютной составляющей последнюю информацию мы имеем на 30.06.2021 (ЦБ публикует данные с полугодовым лагом):

 

Какой из этого можно сделать вывод. Минфин не потерял ничего. Та часть, за которую отвечал Силуанов (ликвидная часть ФНБ), судя по всему, полностью сохранилась. Ведь эти деньги не вкладывались в ценные бумаги, а размещались на счетах ЦБ.

Действительно, против Банка России также введены санкции, но вытащить "застрявшие" евро и фунты ФНБ можно.

А вот облигации не вернешь. Здесь же отметим, что ранее проскакивала информация, что в китайские облигации ЦБ не вкладывал, а юани держал на счетах. То есть, можно сделать вывод, что 311 млрд - полностью западные облигации.

Разумеется, единственным виновником произошедшего является Эльвира Набиуллина. Никто не заставлял руководителя Центробанка держать половину резервов в западных облигациях. Было очевидно, что рано или поздно активы все равно будут заморожены. И не важно, когда это произошло бы: сейчас или через пять лет.

Даже если Набиуллина продолжала бы вкладывать в западные бонды, но в апреле 2020 года не отказалась бы от скупки золота на внутреннем рынке, то нынешние потери были куда меньшими. За 2020 и 2021 год из России было экспортировано 622,4 тонны золота. По нынешним котировкам это примерно 35,8 млрд долларов, которые оказались замороженными.

Но, если подводить итоги, то все же больше половины резервов нам удалось сохранить. И ситуация не такая плохая, как могла бы быть. Теперь важно не допустить ошибок предыдущих лет и не пытаться накапливать валютные резервы. Какую-то часть, безусловно, нужно оставить и, возможно, медленными темпами увеличивать. Но только в золоте, юанях, рупиях и ещё нескольких валютах. Остальное - конвертировать в производство товаров и услуг, создавая одновременно спрос. Только тогда экономика будет развиваться.

В общем, единственным условиям от отказа продолжения политики гобсеков по бесконечному накоплению резервов оказалась заморозка их значительной части. Что ж, можно и так. Все равно эти деньги никоим образом не использовались.