КРЕСТНЫЙ ХОД 1918-ГО 100 лет назад в Петрограде прошло грандиозное шествие против гонений на Церковь
На модерации
Отложенный
Сведения о том, какое ожесточенное сопротивление оказывали верующие разгрому Церкви, в советские времена тщательно скрывали. Навязывался лживый миф о том, будто русский народ сам отказался от веры, перестал ходить в церковь, все поголовно стали атеистами, а потому храмы и пришлось закрывать. Однако на самом деле все было совсем не так. Как только захватившие власть большевики организовали гонение на православие, они столкнулись с ожесточенным сопротивлением по всей стране.
Началось все 13 января 1918 года, когда в Александро-Невскую лавру – цитадель православия в Петрограде – прибыл вооруженный отряд матросов и солдат. Они вручили наместнику Лавры епископу Прокопию бумагу, в которой объявлялось о реквизиции всех помещений, инвентаря и ценностей Лавры, за подписью народного комиссара Коллонтай. Той самой Александры Коллонтай, которая, будучи дочерью генерала, стала затем большевиком и выступала проповедницей «свободной любви». Однако клир и прихожане в принятой резолюции гневно заявили:
«…Православный русский народ не допустит отобрания имущества у монастырей и храмов, которые он своею любовью и усердием украсил, принося свои лепты обители за тысячи верст, не допустит поругания его заветных святынь, встанет на их защиту от поношения со стороны тех, кои не будучи русскими и православными, этих святынь не могут понимать и ценить».
В ответ на протест 19 января в Лавру снова прибыл отряд матросов и красногвардейцев. Епископ Прокопий и члены Духовного собора Лавры были арестованы. В ответ с соборной колокольни раздался набатный звон, к Лавре устремились толпы народа. Растерявшихся налетчиков разоружили, и они были вынуждены отправиться восвояси. После этого из Смольного прибыли грузовики с пулеметами, загремели выстрелы. Был смертельно ранен настоятель церкви в честь иконы Пресвятой Богородицы «Всех скорбящих радость» протоиерей Петр Скипетров. Однако верующие не разбежались в испуге, в Лавру прибывали все новые толпы народа, в том числе депутации рабочих от Стеклянного и Фарфорового заводов, которые заявили о своей готовности защитить обитель. Вконец растерявшиеся большевики были вынуждены снять пулеметы и ретироваться.
Массовое сопротивление напугало Коллонтай и Смольный. 5 января большевики без колебаний расстреляли в Петрограде массовую демонстрацию в поддержку созыва Учредительного собрания, однако на этот раз они растерялись, стали уверять, что их «неправильно поняли», и просили наместника Лавры успокоить верующих. Однако протесты продолжались. 20 января в Казанском соборе Петрограда было оглашено послание Патриарха Тихона, в котором он призывал всех верующих встать на защиту Церкви, «оскорбляемой и угнетаемой ныне Святой Матери вашей… А если нужно будет и пострадать за дело Христово, зовем вас на эти страдания вместе с собою…»
Грандиозное шествие
21 января возле церквей в центре Петрограда стали собираться десятки тысяч прихожан. К ним присоединялись огромные потоки богомольцев из Московского и Нарвского районов, верующие потоками шли с Лиговки, Покровки, с рабочих окраин Выборгской стороны...
По подсчетам газетчиков (тогда еще не все газеты были закрыты большевиками), число протестующих составляло около полумиллиона человек. Люди несли в руках иконы, у многих на глазах были слезы, а прохожие на улицах при виде процессии становились на колени на мокрый снег и клали земные поклоны.
К часу дня около 200 шествий из разных районов Петрограда заполнили Лиговскую площадь, которая не могла вместить грандиозную толпу. Во втором часу под звон колоколов из Лавры вышел Крестный ход во главе с митрополитом Вениамином. Со специального помоста протодиакон Лавры громовым голосом прочитал послание Патриарха Тихона, был совершен молебен «об умиротворении и спасении Богохранимой державы Российской». Пел весь народ.
Затем грандиозный Крестный ход двинулся по Невскому проспекту от Лавры к Казанскому собору. Весь центр города был заполнен толпами людей с иконами, крестами и хоругвями. После молебна митрополит Вениамин произнес краткую речь. По лицам людей текли слезы, многие опускались на колени. Власти в Смольном на этот раз не решились разогнать народное шествие. Движение городского транспорта было остановлено. По указанию Бонч-Бруевича по всем улицам было разбросано извещение от ЧК, что всем красногвардейцам, патрулям и отрядам предписывалось поддерживать повсюду строгий порядок и немедленно арестовывать тех, кто обнаружит намерение помешать Крестному ходу. Вслед за Петроградом крестные ходы прошли по всей России. Большевики решили избрать другую тактику: сначала обезглавить Церковь, а потом задавить ее беспощадными репрессиями.
После Крестного хода депутация духовенства и мирян Петрограда отправилась в Москву, чтобы сообщить о случившемся Патриарху Тихону. Настоятель Казанского собора протоиерей Философ Орнатский выступил с докладом о событиях в Петрограде, в частности, сказав следующее:
«Пора сказать, что разбойники взяли власть и управляют нами. Мы терпели, но терпеть далее невозможно, потому что затронуто Святая Святых русской души – Святая Церковь… На сознательное мученичество идти не следует, но если нам нужно пострадать и даже умереть за правду, это надо будет сделать…».
Еще 20 января был издан декрет об отделении Церкви от государства и школы от Церкви. В документе, в частности, говорилось: «Никакие церковные и религиозные общества не имеют права владеть собственностью. Прав юридического лица они не имеют. Все имущество существующих в России церковных и религиозных обществ является народным достоянием…» Церковь по сути дела, этим декретом лишалась всех прав и всего имущества, которое собиралось верующими веками.
На этот акт произвола Священный собор Русской православной церкви ответил воззванием ко всем православным: «От века неслыханное творится у нас на Руси Святой.
Люди, ставшие у власти и назвавшие себя народными комиссарами, сами чуждые христианской, а некоторые из них и всякой веры, издали декрет (закон), названный «о свободе совести», а на самом деле устанавливающий полное насилие над совестью верующих… Было ли когда-нибудь после Крещения Руси у нас что-нибудь подобное? Даже татары больше уважали нашу святую веру, чем теперешние законодатели… И слыхано ли, чтобы делами церковными управляли люди безбожные, не русские и не православные?». Собор призвал всех православных России к объединению, к защите заветных святынь. «Мужайся же, Русь святая! Иди на свою Голгофу! С тобою Крест Святой, орудие непобедимое».
Зверские расправы
И Голгофа Русской православной церкви, ее иерархов и всех православных России началась. Уже 25 января в Киеве большевиками был расстрелян митрополит Киевский и Галицкий Владимир (Богоявленский). Перед расстрелом он благословил крестообразно обеими руками своих убийц со словами: «Господь вас да простит!». В феврале были расстреляны крестные ходы в Туле, Харькове, Воронеже, Щацке (Воронежская губерния). В Ставропольской епархии были казнены 37 священнослужителей, в числе которых — 72-летний Павел Калиновский и 80-летний священник Золотовский.
При этом старец Золотовский был предварительно переодет в женское платье и затем повешен. В июне был утоплен в реке епископ Тобольский Гермоген с камнем на шее, а вместе с ним и делегация верующих, просивших об его освобождении. Царскосельский протоиерей Иоанн Кочуров был подвергнут избиениям, затем был убит путём волочения по шпалам железнодорожных путей. Три православных иерея в г. Херсоне были распяты на кресте. В декабре 1918 года епископ Соликамский Феофан (Ильменский) был публично казнён путём периодического окунания в прорубь и замораживания, будучи подвешенным за волосы, а в Самаре бывший Михайловский епископ Исидор (Колоколов) был посажен на кол. Епископ Пермский Андроник (Никольский) был захоронен в землю заживо. Архиепископ Нижегородский Иоаким (Левицкий) был публично повешен вниз головой в севастопольском соборе. Епископ Сарапульский Амвросий (Гудко) был казнён путём привязывания к хвосту лошади; в Воронеже было одновременно убито 160 священников во главе с архиепископом Тихоном (Никаноровым), которого повесили на Царских вратах в церкви Митрофановского монастыря.
В Юрьеве топорами зарубили 17 священников и епископов. Перед убийством большевики глумились: напялили на них женскую одежду, пытались заставить танцевать, отрезали носы и уши.
В Богодухове монахинь привели на кладбище к вырытой яме, отрезали им груди и истекающих кровью бросили в яму; сверху бросили также старика-монаха, крича, что «справляется монашеская свадьба»…
В октябре 1918 года Патриарх Тихон отправил Совету народных комиссаров гневное послание, в котором говорилось: «Целый год держите в руках своих государственную власть и уже собираетесь праздновать годовщину Октябрьской революции. Но реками пролитая кровь братьев наших, безжалостно убитых по вашему призыву, вопиет к небу и вынуждает нас сказать вам горькое слово правды. Захватывая власть и призывая народ довериться вам, какие обещания давали вы ему и как исполнили эти обещания? Поистине, вы дали ему камень вместо хлеба и змею вместо рыбы. Народу, изнуренному кровопролитной войною, вы обещали дать мир «без аннексий и контрибуций». От каких завоеваний могли отказаться вы, приведшие Россию к позорному миру, унизительные условия которого даже вы сами не решались обнародовать полностью?
Вместо аннексий и контрибуций великая наша Родина завоевана, умалена, расчленена, и в уплату наложенной на нее дани вы тайно вывозите в Германию не вами накопленное золото… Вы разделили весь народ на враждующие между собой станы и ввергли его в небывалое по жестокости братоубийство.
Любовь Христову вы открыто заменили ненавистью и, вместо мира, искусственно разожгли классовую вражду. И не предвидится конца порожденной вами войне, так как вы стремитесь руками русских рабочих и крестьян поставить торжество призраку мировой революции…».
Однако жестокие репрессии продолжались. Глава ВЧК Феликс Дзержинский, сам поляк по национальности и крещенный в детстве как католик, написал своему подручному латышскому коммунисту Лацису следующее: «Церковь разваливается, этому нам надо помочь, но никоим образом не возрождать её в обновлённой форме. Поэтому церковную политику развала должна вести ВЧК, а не кто-либо другой… Наша ставка на коммунизм, а не религию. Ликвидировать может только ВЧК…».
А Ленин направил позднее руководящим органам Политбюро, ОГПУ, Наркомата юстиции и Ревтрибунала письмо, в котором содержалось требование об ограблении церквей и монастырей и физическом уничтожении церковнослужителей: «Изъятие ценностей, в особенности самых богатых лавр, монастырей и церквей, должно быть произведено с беспощадной решительностью, безусловно, ни перед чем не останавливаясь и в самый кратчайший срок.
Чем большее число представителей реакционной буржуазии и реакционного духовенства удастся нам по этому поводу расстрелять, тем лучше. Надо именно теперь проучить эту публику так, чтобы на несколько десятков лет ни о каком сопротивлении они не смели и думать".
По оценкам историков, с 1918-го до конца 1930-х в ходе репрессий в отношении духовенства было расстреляно либо умерло в местах лишения свободы около 42 000 священнослужителей.
В стране началась кампания по вскрытию и осквернению святых мощей, храмы превращали в склады, клубы и даже туалеты, а потом их стали взрывать и разрушать.
Только террором, казнями, чудовищными расправами удалось практически разгромить в России Русскую православную церковь, но полностью уничтожить ее не удалось...
Владимир Малышев Источник: Столетие.Ru 16 января 2018 г.
Комментарии
(С) Воззвание Святейшего Патриарха Тихона и группы иерархов Православной Русской Церкви к верующим об отмежевании Церкви от контрреволюции (08.1923.)
Церковь не контора. С Богом разговаривают. Ему молятся. А не петиции ему пишут.
И о чём, собственно, пишет отец Тихон? В 18-м году он шлёт упрёки властям. А в 23-м году он отмежёвывает Церковь от контрреволюции. Только лишь и всего.
Ах да... Не всякий упрёк грех. И апостолы заповедали, упрекали и молились.
Тут все просто. До февральской революции ПРЦ была государственной службой, финансировалась из бюджета. При Временном правительстве Собор ПРЦ принял решение о выходе из государственного подчинения, избрал патриарха; вопрос о финансировании повис в воздухе. Пришли к власти эсеры с большевиками -- Собор РПЦ обратился к ним с требованием "ежегодных ассигнований в пределах ее потребностей". СНК весело посмеялся и эти требования проигнорировал. Свежеизбранный патриарх "провозгласил" комиссарам анафему -- СНК ответил известным декретом "Об отделениии..." Патриарх и группа иерархов несколько лет посомневались, уяснили, кто в доме хозяин, - и "решительно отмежевались от всякой контрреволюции, вознесли молитвы о стране Российской и о Советской власти". Правда, было уже несколько поздновато.
Бог тут вовсе не при чем, вполне земные взаимоотношения хозяйствующих субъектов.
Не выхватывайте фразы из контекста и не извращайте их до обратного смысла.
Я же пояснил, анафема - это публичная констатация об отпадении человека от Церкви. Верующего человека.
Большевики не были верующими. Они уже были вне Церкви. Какая к ним может быть анафема?
http://krotov.info/acts/20/1920/19230800.html
Полагаю, Патриарх содержание Библии не хуже Вас знал.
Опять же цитирую:
"Властью, данною нам от Бога, запрещаем вам приступать к Тайнам Христовым, анафематствуем вас, если только вы носите еще имена христианские и хотя по рождению своему принадлежите к Церкви Православной."
(С) Тихон, патриарх Московский и всея России
Января 19 дня, 1918 г.
Священный Собор Православной Российской Церкви. Деяния. Книга VI: Деяния LXVI-LXXVII.
Так что вопрос не ко мне. Полагаю, Патриарх был в курсе того, кого можно анафемствовать.
А кроме бизнеса в вашей голове что-нибудь имеется?
Первый. Я выше обсуждал именно финансово-хозяйственный вопрос; именно об этом речь шла. Если Вы желаете обсуждать вопросы теологии, то это не ко мне -- я тут на ориентируюсь на мнения специалистов. Полагаю, что патриархи Церкви в этих вопросах что-то понимают. Если Вы желаете с Патриархом поспорить -- флаг в руки.
Второй. Я обращаю внимание на то, как трансформировалось отношение руководства ПРЦ к государственной власти за несколько лет: если в 1918-м Патриарх их анафемствовал, то в 1923-м уже молитвы за них возносил. Я не думаю, что за это время у руководства Советской власти так уж радикально изменилось отношение к греху.
По-другому я не могу объяснить его такое высказывание.
Кто из погромщиков Церкви принадлежал Церкви Православной? Большевистская верхушка, выходцы из евреев? "Воинствующие безбожники" - все сплошь евреи? Комсомолисты в краснозвёздных шлемах, которые пожгли иконы у своих родителей? И остальные крещёные, но не посвящённые... сами по своей воле отпавшие от Церкви.
Мало к кому относились слова отца Тихона. Разве что семинариста Сталина задели. За то и отбывал Патриарх срок.
Зарубите себе на носу, что анафема, что то же - отлучение от Церкви, имеет отношение только к членам Церкви, а не её сторонним хулителям.
Вам ли, знатоку соборных правил, не знать, кто имеет право считать себя причастником Церкви.
Я, с детства крещёный бабушкой в чуланчике (я рассказывал об этой истории), не был членом Церкви. Не был я членом Церкви и, когда докрестился в храме, ходил на богослужения, но на исповеди не был допущен до причастия за грехи мои тяжкие (я и об этом рассказывал).
Однако, предание анафеме не является проклятием, не является актом бесповоротно закрывающим путь к возвращению в Церковь и ко спасению. При покаянии и достаточных основаниях анафема может быть снята.
А про анафему и покаяние:
"Но се слово было анафеме, еже есть проклятие, казнь смерти подобная. Анафемою бо отсекается человек от мысленнаго тела Христова, то есть от церкви, и к тому не Христианин пребывает, отчужден наследия всех благ, смертию Спасителевою нам приобретенных. То бо является от словес Божиих: буди тебе яко язычник и мытарь, и подобает таковаго предати сатане, и прочая сим подобныя.
Есть же в Церкви Святой и меньшее наказание, нарицаемое отлучение или запрещение. Се же есть, когда не предает явно грешника Церковь анафеме, и не изгоняет его от стада Христова, но только смиряет его отлучением от сообщения с правоверными во общих молитвах, не велит входити в храмы Божия, и на некое время запрещает ему причастие Святых Таин. Кратко рещи, чрез анафему человек подобен есть убиенному, а отлучением или запрещением подобен есть за арест взятому."
Духовный регламент. 1721 г.
«О вреде цезарепапизма написаны целые горы бумаги. Его разрушающее влияние на Церковь, как общество, не подлежит никакому сомнению.., цезарепапизм поставил церковную жизнь в ее общественном проявлении – на край гибели.., он вмешивался в область, лежащую совершенно вне его компетенции».
Стоит ли сейчас серьёзно относиться ко всем этим регламентам, продиктованным ПетромⅠ? Да и не регламент был это. А скорее всего пояснительная записка.
Патриарх Тихон занял патриарший престол уже после ликвидации цезарепапизма и Священного Синода, и наверняка при его участии вспомнили о всех решениях Вселенских Соборов, в том числе и о церковных наказаниях.
Вы - специалист по Вселенским соборам. Вам и флаг в руки, разбираться с этим.
А про Вселенские соборы -- отдельная песня. Те правила нынешняя РПЦ МП ни разу выполнять и не пытается, тут специалисты не требуются.
А Православная Церковь в России во все века, при при всех князьях, царях, генсеках и президентах несла своё служение. Православная Церковь в России, Церковь Иисуса Христа проповедовала людям Царствие Небесное, приуготовляла души людей к вечной жизни.
Господь основал Церковь с одной единственной целью – продолжать то дело, ради которого Бог пришел в этот мир, стал человеком, пострадал, умер и воскрес: дело спасения людей!
"Господь основал Церковь..." -- которую?
Да и в целом, не путайте теплое с мягким. Правила ваших взаимоотношений с богом вы сами придумали, сами их и соблюдайте; главное -- не забывайте о них. А тут вопрос о финансово-хозяйственных взаимоотношениях хозяйствующих субъектов. Если вы считаете нынешнюю РПЦ МП тем же субъектом, что была ПРЦ Российской империи -- стройте свою деятельность на основе тех же внутренних правил. Если объявляете, что там все было неправильно и у вас новая жизнь -- тогда забудьте о той организации и о том имуществе, которым она пользовалась.
Ах да, финансовая часть... Даю пожертвование малое, и мне дают свечечку, кою я ставлю на канун в знак поминовения моих дорогих покойничков. Бросаю в кружку денежку, сколько мне будет по силам. Это пожертвование на храм. Церковная-то десятина сейчас отменена.
А сегодня я смотрел по ящику Литургию в Исаакиевском соборе в г. С.-Петербурге. И мне начхать, чьё это имущество. Был бы я сейчас в Питере, я бы там Причастился.
Кажись, в 1971 году была снята анафема старообрядцам. Действуют в России и приходы, где богослужения проходят по старому обряду. Сейчас Русская православная старообрядческая церковь насчитывает 10 архиереев. А вот насчёт их апостольского преемства ничего сказать не могу. Где-то тамухохлов в Буковине, кажись, оно есть.
В этой связи "я прихожу в храм... даю пожертвование малое" -- за чей счет храм построен и содержится? Только не надо рассказывать, что на эти "пожертвования малые" в стране 40 тысяч храмов функционирует.
А так по-христиански смотрится: мы вас малость ограбили, кой-кого и поубивали, а тепрь вам все прощаем.
Мы начали беседу об анафеме. Ею и закончим. Так как меня больше занимает тема духовного служения Церкви.
https://maxpark.com/community/43/content/7554318#comment-106309756
вообще ни к кому не обращался, воззвание Тихона процитировал.
А чуть ниже:
https://maxpark.com/community/43/content/7554318#comment-106314821
пояснил, что вопрос тут всего лишь в финансово-хозяйственных проблемах взаимоотношений церкви и государства. Кого там Тихон анафемствовал и насколько правомерно, с точки зрения церковных правил, он это делал -- оно и неважно; всего лишь один из эпизодов развития этих отношений.
Тема духовного служения меня не интересует ни разу; Вам нравится - служите на здоровье духовно. Меня больше интересует вопрос, как у церковных иерархов духовное служение с воровством совмещается.
И что я в этих вопросах наврал?
Комментарий удален модератором
Таких сведений нет ,поскольку церкви не громили.
"Навязывался лживый миф о том, будто русский народ сам отказался от веры, перестал ходить в церковь, все поголовно стали атеистами, а потому храмы и пришлось закрывать. "
Русский народ всегда презирал попов и отделение церкви от государства и школы воспринял спокойно и не захотел содержать попов.
С богом всё можно врать ,клеветать,гадить всячески?
А в Ельцин - центре и не такое рассказывают,а ещё очень веские аргументы у Солженицына.
Сначала этот новодел пришёл в негодность ,поскольку его перестали содержать,а уж потом снесли и правильно зделали.
Не показывай свою тупость.
Это не обсуждение личности, а констатация фактической его регистрации.
"...Все имущество существующих в России церковных и религиозных обществ является народным достоянием…»
-- И этим народом были потомки монголо-татарского ига.
Монголы и татары вместе вели борьбу против Православия, их потомки и сейчас её ведут.
Но злодеи по зверски расправлялись с защитниками Высших Правовых Законов человеческой жизни.
Я, придурок, показывал Вам фото священников, участников ВОВ с боевыми наградами, в том числе были и 8 героев Советского Союза - Вы меня идиотом назвали.
Не хочу и сейчас подставлять автора. Сам покажу Вам фото, где православные люди кормят голодных.
Вот Владимир Вольфович. Ему сейчас плохо. Он в больнице. Но вот эти люди помнят его добрые дела.
А вот дети в трапезной нашей воскресной школы. В нашем городе два детских приюта. Один из них находится при храме.
А это приют для бездомных (бичей в просторечьи). В России действуют 70 таких приютов под патронажем Православной Церкви.
На содержание вот этого приюта собирает пожертвования православный фонд "Елицы".
Кина насмотрелись? "Рождённая революцией"...