ТЕОРИЯ КАПИТАЛИЗМА У МАРКСА: ОСНОВНЫЕ ПРОСЧЕТЫ.
На модерации
Отложенный
Заблуждение № 1
Карл Маркс терпеть не мог предприимчивых горожан, сплошь и рядом организующих свое дело с нуля, без всяких ресурсов и связей с власть имущими. Он считал их пошляками, в том смысле, в каком сейчас принято называть этих людей "мещанами" (по-польски, кстати, это тоже именно "горожане, бюргеры"). И всей душой презирал их как класс. Новый класс буржуазии, сложившийся в городах Западной Европы,чью хозяйственную деятельность Маркс определил как "буржуазный способ производства". Он был совершенно уверен в том, что единственная цель кипучей деятельности всех этих буржуазных гешефтов - от личных лавочек и свечных заводиков до крупных фабрик - не что иное, как погоня за прибылью, зарабатывание или, точнее, "делание" денег.
Это убеждение и заставило Маркса сконцентрироваться на финансовой стороне вопроса - на процессе создания прибавочной стоимости и на способах ее распределения, оставив без должного внимания все прочие стадии и циклы производственного процесса. Он априорно был убежден, что источник богатства предпринимателей - беспардонное, откровенное, наглое обворовывание трудящихся. В его представлении " капиталисты" - владельцы, заводчики, фабриканты, предприниматели и даже частные акционеры выплачивали рабочим только часть их труда. Размер оплаты определялся лишь физиологически необходимым для них прожиточным минимумом. И, по теории Маркса, он никогда не должен был сколь-либо значительно этот минимум превышать. Поэтому пролетариат якобы был всегда обречен при капитализме существовать исключительно в нищете. Как в относительной, так и в абсолютной бедности.
Такой способ распределения, а по существу, надувательства, был очень наглядно изображен задолго до Маркса нашим Крыловым. В басне о том, как хитрый мужик делил урожай репы с медведем. Мишке вершки, а себе - корешки.
Маркс не сомневался, что рабочие на предприятиях на себя работали только часть трудового дня - примерно половину времени, а остальные часы бесплатно вкалывали на хозяина. Стоимость этого неоплаченного труда капиталист и присваивал в свой карман, наживаясь практически на каждом работнике.
Разумеется, это - чушь. Не будем отрицать, что среди предпринимателей также встречались люди не слишком порядочные, а то и вовсе - самодуры, мошенники и пройдохи. Эти могли идти на обман при каждом удобном случае. Однако, эти случаи вообще нельзя возводить в систему. Против подобных отношений всегда работали и по-прежнему работают законы экономики товарного производства.
Во-первых, предприниматель не волен назначать заработную плату с потолка, как говорится, от балды. Он вынужден платить не меньше того уровня, который установлен на данном рынке труда. В противном случае он будет испытывать дефицит рабочей силы. Возможен, конечно, сговор предпринимателей в каком-нибудь медвежьем углу, устанавливающий повсюду очень низкие оклады. Но долго эта система работать не будет. Люди начнут переезжать в другие места. Свобода передвижения граждан - одно из главных требований буржуазного способа производства, без которого никакого "капитализма" попросту не существует.
Во-вторых, в себестоимость товаров входит отнюдь не только "живой труд". Издержки производства включают и стоимость оборудования, которая подчас значительно превышает долю "живого труда", учитывая амортизацию, сервисное обслуживание и ремонт этого часто весьма дорогого оборудования. Кроме того, в себестоимость товаров включаются расходы, связанные с организацией всего производства, обучения персонала и разработкой технологий, в том числе и перспективных технологических решений, расходы на транспортировку и складирование готовой продукции, на маркетинг и рекламу. Особое значение, конечно, в наше время имеют технологии. Именно способность предприятия или фирмы опережать время, добиваясь сиюминутного конкурентного преимущества на рынке, и является основным источником их финансового процветания, а также шансом стать серьезной компанией, крупным хозяйствующим субъектом, с которым всем конкурентам приходится считаться. Понятно, что отрыв в одиночку не может продолжаться долго и сверхприбыльность компании вскоре начнет уменьшаться благодаря перетеканию инвестиций в выгодную отрасль, а также усилиям догоняющих соперников. Для экономики товарного производства показательна усредненность нормы прибыли и уровня цен. Безнадежно отстающие фирмы и предприятия сами собой отпадают и снимаются с дистанции из-за того, что от их товаров в массовом порядке начинают отказываться их покупатели.
Поэтому приписывать подлинному "капитализму", то есть массовому товарному производству практику "откатов" как норму экономических отношений свойственно исключительно людям, в том числе и экспертам, сознание которых еще не освободилось от командно-административных, сугубо сословных представлений и понятий. Маркс, выросший в Германии еще полуфеодальной, впитал данные представления с молоком матери. Населению РФ эти понятия и представления понятны и хорошо известны потому, что они до сих пор пронизывают все общественные отношения на уровне повседневной нашей жизни и быта. Не только откаты, но и взятки, штрафы и прочие поборы практически всегда представлялись нам не просто нормой, но именно законом общественного существования: "Не подмажешь, не поедешь". И пусть государственники наши упираются до посинения, это правило на Руси существовало и при Иване Грозном, и при Петре Первом и при Сталине. И именно данная традиция - основной тормоз на пути движения нашей страны к созданию современного хозяйства - экономики массового товарного производства силами своего собственного населения.
Маркс, несомненно, весьма серьезно заблуждался. Он превратил класс предпринимателей в некое подобие дармоедов-бюрократов, озабоченных исключительно набиванием собственных карманов. Капиталисты Маркса якобы обирали своих рабочих так же, как наши чинуши обдирают сейчас армию гастарбайтеров. Известно, что этих бесправных тружеников принуждают подписывать реальные ведомости зарплаты, выплачивая при этом не всю указанную в ведомостях сумму. Ежу понятно, что это - не очень смешная карикатура на капитализм, созданная по лекалам теории Маркса. Но кое-кого она вполне устраивает. Вы хотели капитализм, ешьте хоть полной ложкой. Здесь - в капитализме - все основано на корысти, на подлости и на обмане.
ЗАБЛУЖДЕНИЕ № 2
Итак, глубокое убеждение Карла Маркса в том, что предприниматели-капиталисты грабят рабочих, оплачивая не более половины реально заработанной ими стоимости, не соответствует действительности. Он попросту не учитывал все остальные издержки, входящие в конечную себестоимость произведенной продукции, когда сравнивал с ней сумму, получаемую рабочими в качестве зарплаты.
Не будем идеализировать предпринимателей. Самые бессовестные и ушлые из них, несомненно, пользовались этой возможностью, обсчитывая тружеников. Но действовать в наглую, нахрапом они ни в коем случае не могли и не могут. Профсоюзы не позволят, как и наличие среднего уровня зарплат на аналогичных предприятиях. Поэтому "недоплата", если она и практикуется в тех или иных фирмах, может составлять всего несколько процентов с каждого работника: курочка по зернышку. Трубить об этой "ужасной" несправедливости во всеуслышание как о каиновой печати капитализма, из-за которой он якобы обречен на гибель, в наши дни совершенно бессмысленно. Тем более, что большинство капиталистов подобной мелочностью не отличаются.
Поэтому главная претензия Маркса к капитализму представляет собой просчет, заблуждение или же предрассудок. Это кому как угодно ее оценивать. Однако, этой претензией негативное отношение Маркса к буржуазному способу производства отнюдь не ограничивалось. Не менее решительно он выступал против специализации и профессионализации физического труда, которые в середине XIX века захватывали все новые и новые отрасли и сферы хозяйственной деятельности в странах Западной Европы.
Против специализации - разделения труда - в сфере, скажем, научной деятельности Маркс понятным образом не возражал. То есть, в качестве потомственного интеллигента он не рассматривал физический труд иначе, как каторгу, от которой труженика если и нельзя полностью освободить, то, во всяком случае, которую необходимо существенно облегчить. Отсюда и восприятие Марксом физического труда, похожее на отношение нынешних людей к фитнесу или к физкультуре: неплохо бы позаниматься, но без фанатизма и принуждения. Месяц-другой можно поработать в саду или в поле, потом на стройке или на заводе, а то и в шахте, пока не надоест. И так далее всю жизнь - разные города, разные предприятия, разные виды деятельности.
Маркс совершенно конкретно называл разделение труда "проклятием рода человеческого". Овладение одной или несколькими смежными профессиями, по его убеждению, превращало человеческую личность в некое подобие живого инструмента, в придаток машин. Призывая к уничтожению буржуазного способа производства, он рассчитывал покончить также и со специализацией труда, какую бы выгоду и эффективность она ни сулила. Таким образом, используя тот высокий уровень производительности труда, который уже был достигнут при капитализме, Маркс считал желательным и необходимым просто-напросто поддерживать его, не производя более беспрестанных технических революций и новаций.
Благосостояние общества можно повышать, полагал Маркс, путем постепенного совершенствования и справедливого распределения.
Таким образом, Маркс открыто выступал не только против пороков капиталистического присвоения, но и против дальнейшего развития массового товарного производства. Заявляя, что научный коммунизм освещает путь в будущее, Маркс, несомненно, предлагал замедлить процесс технологического прогресса и восстановить неторопливые ритмы жизни периода натурального производства. То есть, повернуть движение человечества вспять, в архаику тяжелого, но не слишком напряженного, экстенсивного труда, продолжительность которого при этом должна строго ограничиваться законом.
В 1930-е годы США помогли Советскому Союзу построить автомобильные и тракторные заводы. С целью обучения работе на конвейере в Америку отправлялись бригады лучших производственников. Руководство этих делегаций, не сговариваясь между собой, в отчетах докладывало, что наш пролетариат не для того делал Октябрьскую революции, чтобы трудиться так же каторжно, как американские рабочие. И хотя кинохроника тех лет изобиловала демонстрацией примеров трудового энтузиазма советских людей, отчаянно "строивших коммунизм" (замедленная съемка сцен трудового процесса в сочетании с ускоренной демонстрацией создавала не только торопливый комический эффект, но и впечатление совершенно неподдельного усердия, а то и рвения широких масс). В жизни, тем не менее, рабочие СССР нюхом чувствовали, что Маркс действительно был защитником их классовых интересов. В отличие от их собственного начальства он явно возражал против чрезмерной интенсификации труда. Всех рядовых тружеников (не считая, конечно, плакатных, показательных "передовиков производства") это вполне устраивало. Беда таилась лишь в том, что в долгосрочной перспективе подобная экономическая стратегия "социалистической синекуры" всенепременно ведет только к нищете и краху.
Фактический создатель демографии, а также макроэкономики как наук Томас Роберт Мальтус (1766 - 1834) произвел расчеты роста населения планеты, с одной стороны, и прироста производства продуктов питания, с другой. Получилось, что численность населения в принципе растет в геометрической прогрессии, тогда как производство продуктов питания увеличивается всего лишь в арифметической прогрессии.
Карл Маркс был в курсе работ Мальтуса, но не придал им должного значения. Поэтому он и заблуждался, слишком легкомысленно относясь к экономической сфере жизнедеятельности людей. Труд - далеко не хобби, а тяжкая и весьма ответственная обязанность человека. Недаром в Библии труд трактуется как наказание божие за первородный грех, как проклятие, наложенное на все потомство Адама и Евы: "В поте лица своего будешь есть свой хлеб".
Еще одна дочь Альбиона - наблюдательная Алиса из "Страны Чудес" в 60-х годах позапрошлого века остроумно заметила: "Надо очень быстро бежать, чтобы оставаться хотя бы на месте". Любая страна, любое общество могут более или менее спокойно относиться к своему будущему только в том случае, если рост их ВВП составляет не менее 2,5 - 3 % ежегодно. Иначе со временем на их территории будут бушевать войны и голодные бунты, происходить вымирание населения, случаться эпидемии и пандемии и действовать прочие "естественные"регуляторы численности населения, ограничивающие его рост. Борьба за выживание в природе не прекращается ни на секунду. Человек для того и усовершенствовал свой разум, чтобы предвидеть угрожающие ему опасности и нивелировать насколько возможно в данный момент уровень потерь от них.
Крах всех "антикапиталистических" режимов был заложен в самой программе марксизма. При всей своей словесной трескотне о роли труда ("Владыкой мира станет труд!") Маркс и марксисты по сути его весьма серьезно недооценивали, как недооценивали ценность и значение креативных личностей. Маркса коробило от знаменитой английской максимы: "Этот человек стоит миллион!" (В современном исчислении это, конечно, "миллиард" в твердой валюте). Это вовсе не значит, что данный человек сумел украсть или выиграл в лотерею указанную сумму. Это значит, что данный человек сам способен принести обществу эту сумму при мало-мальски благоприятных для него условиях. Павел Дуров, безусловно, стоит этот миллиард, тогда как большая часть официальных олигархов и практически все действующие наши политики - нет, не стоят.
Заблуждение № 3
Карл Маркс отрицал и "бессовестную свободу торговли", без которой массовое товарное производство попросту существовать не может. Вместо коммерческих организаций, в которых постоянно совершаются бесчисленные акты купли-продажи товаров, основоположник "научного коммунизма" предполагал создать единую централизованную систему распределения продукции. По его мнению, на месте традиционных торговых предприятий в социалистическом хозяйстве должны были появиться базы - распределители. В их обязанность должно будет входить складирование и выдача всей произведенной продукции потребителям по квитанциям, выдаваемых им предприятиями, на которых они в данный момент трудились. В этих квитанциях должно быть указано количество отработанных часов, подлежащих отовариванию
Собственно говоря, именно эта система и была внедрена как в советских колхозах ("трудодни"), так и в целом ряде учреждений, прикрепленных к системе государственного распределения. При всей ее громоздкости и нерентабельности эта система просуществовала практически вплоть до конца советской власти в СССР. В определенном смысле она оказалась вполне соответствовавшей представлениям Маркса о товарно-денежных отношениях при социализме. Он полагал, что паллиативная практика "квитанций" (трудодней, талонов, удостоверений) постепенно подготовит массы к полностью безденежному обращению "по потребностям".
На практике, однако, эта система сыграла совершенно иную роль. Во-первых, она стала прообразом той карточной системы, которая регулярно вводилась государственным аппаратом СССР в периоды реального голода и острого товарного дефицита, не так уж редко наступавших в СССР.
Во-вторых, она позволила создать и поддерживать двухуровневую модель снабжения населения, с помощью спецраспределителей избавив номенклатуру от массы неприятностей, связанных с хроническим дефицитом продуктов питания и товаров народного потребления. Данная особенность, по существу, и определила двуликость социализма. Подобно легендарному Янусу, люди видели его совершенно по-разному. Дети, выросшие в благополучных семьях, воспринимали социализм и до сих пор вспоминают о нем иначе, чем дети, помогавшие родителям и потому часами простаивавшие в очередях за хлебом, за колбасой, за сахаром и другими дефицитными продуктами.
Марксистская система распределения представляется если и не совсем безумной, то не очень вменяемой. Ее главный дефект - полное отсутствие объективных критериев оценки трудового участия конкретных граждан в создании меновой стоимости различных видов продукции, не считая чисто временного параметра типа "трудочас", "трудодень" и т. д. Каким образом в реальности соотносятся трудодни нейрохирурга, уборщицы, нефтяника, железнодорожника, педагога, милиционера, киноактера, балерины, эстрадной звезды, фотомодели и пр. ? Маркс полагал, что все можно легко обсчитать с помощью такой категории, как "общественно необходимый труд". Простые профессии рассчитываются по среднему количеству времени, необходимому среднему человеку для оказания того или иного вида услуги или на изготовление того или иного конкретного предмета. При более более сложном сопоставлении уровня требуемого мастерства Маркс вводил даже повышающий коэффициент: один час работы ювелира, например, стоит у него 1,5-2 часа работы кузнеца или слесаря.
Все бы ничего, да вот незадача: такой подход вообще лишен всякой экономической объективности, а, следовательно, и какой бы то ни было экономической справедливости. "Хочешь жни, а хочешь куй..." На выходе получается не более или менее свободный рынок, где люди по своему собственному усмотрению, добровольно приобретают необходимые им товары по приемлемым для них ценам, а принудительная свобода одного-единственного выбора: хочешь бери, не хочешь не бери то, что имеется в наличии.
Для установления единой тарифной сетки зарплат работников и единого прейскуранта цен на всей территории страны в СССР были созданы особые учреждения, сотрудники которых высчитывали и определяли эти величины, спуская их по бухгалтериям государственных предприятий. Фиксированные цены, устанавливаемые на годы вперед, должны были промышленным образом наноситься на сами изделия. У нас в буфете до сих пор хранятся ложки, у которых на обратной стороне ручек выбито
"1 руб. 19 коп." Нет ничего удивительного в том, что подобная система хозяйства развалилась сама собой. Гораздо более удивительно то, что она смогла так долго продержаться.
Комментарии
Комментарий удален модератором
ОНИ БЫЛИ ПРИНУДИЛОВКОЙ в Советском Союзе!
До 30% УЧЕБНОГО ВРЕМЕНИ занимало это ГАВНО во многих ВУЗАХ в СССР,
КРАСНОЕ ГАВНО !!ЁЁ!!
*
прежде чем устраивать "Прекрасную Россию Будущего",
сначала надо устроить разумное общество ВООБЩЕ .
*****
1) в разумно устроенном обществе только ОДНА форма собственности -
ЧАСТНАЯ собственность ФИЗИЧЕСКОГО лица !
2) в разумно устроенном обществе ПРИРОДНЫЕ ресурсы
принадлежат КАЖДОМУ по формуле -
"КАЖДОМУ РАВНУЮ ДОЛЮ В КАЖДОМ ПРИРОДНОМ РЕСУРСЕ" ©.
3) в разумно устроенном обществе только одна форма
организации труда - СВОБОДНОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО.
4) в разумно устроенном обществе результаты труда принадлежат
только тому, кто их произвёл,
или обменял результаты СВОЕГО труда на результаты труда
другого человека.
5) в разумно устроенном обществе налоги берут
ТОЛЬКО с МЕНЯ !
******
НАДО НОРМАЛЬНО УСТРОИТЬ ОБЩЕСТВО .
https://maxpark.com/community/7668/content/5575262
УСТРАИВАНИЕ НОРМАЛЬНОГО УСТРОЙСТВА ОБЩЕСТВА
https://maxpark.com/community/7668/content/6621161
МОДЕЛЬ ОБЩЕСТВА.
https://maxpark.com/community/7668/content/7049487
Почему, у человека, который организовал, развил производство выпуска, товаров, арендовал помещение, брал ссуду в банках, рассчитывался по кредитам, рисковал, почему его нужно лишать собственности на средства производства, лишать его фундамента, страховки, его опоры ?
Вот Ленин со Сталиным раскулачивали тружеников на земле, на своем хозяйстве, все отбирали и передавали их все имущество, хозяйство в колхозы пьяницам-беднякам, которые не работали, а на заваленках бренчали на балалайках целыми днями и шатались по деревне в поисках выпивки....
"Разные - "государственная, муниципальная и иные" -
формы собственности - это АХИНЕЯ !!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!
Имеет место быть только ЧАСТНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ
ФИЗИЧЕСКОГО ЛИЦА !
Разными бывают формы ОРГАНИЗАЦИИ физических лиц в те или
иные структуры, Каждый со СВОЕЙ долей.
В том числе и в государство.
Государство начинается с того, что люди договариваются о
собственности на природные ресурсы, потому,
что ничего другого в начальный момент НЕТ !
И нет никаких причин, чтобы доли КАЖДОГО в природных ресурсах
были разными, кроме наглости некоторых наглых особей.
"КАЖДОМУ РАВНУЮ ДОЛЮ В КАЖДОМ ПРИРОДНОМ РЕСУРСЕ" ©.
На следующем этапе развития общества начинаем работать.
А вот РЕЗУЛЬТАТЫ ТРУДА принадлежат ТОЛЬКО тому,
кто эти результаты СДЕЛАЛ, ПРОИЗВЁЛ.
Работает каждый только для СЕБЯ ! !!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!
И работаем мы по-разному !
И если после решения о собственности на природные ресурсы -
"КАЖДОМУ РАВНУЮ ДОЛЮ В КАЖДОМ ПРИРОДНОМ РЕСУРСЕ" ©. -
мы все равны - в смысле обеспеченности и богатства,
то после добавления к СВОЕЙ доле в природных ресурсах
СВОЕГО труда, мы становимся РАЗНЫМИ - в смысле
обеспеченности и богатства.
Так и должно быть !