Итальянские певцы-кастраты

На модерации Отложенный

Голоса этих людей заставляли публику трепетать от восторга. Но контральто и сопрано, вызывавшие всеобщее восхищение, принадлежали мужчинам, чьи жизнь и судьба были принесены в жертву высокому искусству. В совсем юном возрасте их подвергли операции - кастрации.

Только в Италии кастрация получила распространение во имя искусства - ради воспитания певцов с голосами, порой еще более высокими, чем женские контральто и сопрано. На итальянском языке они получили название «эверати» («оскопленные»), или более деликатно - «музичи». Вокальное искусство кастратов,  породило стиль, известный как бельканто («прекрасное пение»), и определило звучание опер Россини, Беллини и Доницетти.

Мало кто из современных любителей итальянской оперы знает, что львиной долей своей прелести она обязана именно вкладу «поющих евнухов», которых мы никогда уже не услышим - настоящих поющих кастратов сейчас нет, и бельканто умерло вместе с ними. Связки юношей сохраняли свои почти детские размеры, поэтому неудивительно, что их голоса были нежнее и выше по звучанию, нежели женские.

Детские голосовые связки кастратов в сочетании с мощной мужской грудной клеткой, которая, словно кузнечные меха, вмещала огромный запас воздуха, создавали уникальный звук. Самые высокие ноты такие певцы могли тянуть в течение минуты.
Гормональный баланс - дело индивидуальное, и организм в каждом отдельном случае по-разному справлялся с грядущими изменениями. Поэтому из прооперированного звонкоголосого ребенка мог получиться как чудо-певец, так и посредственность.

Операцию следовало успеть сделать до начала полового созревания, пока гормональные изменения не повлияли на голос мальчика.

Среди оперных певцов XVIII века набралось бы не более трети сохранивших свое естество мужчин. Оперы таких титанов, как Скарлатти, Гендель, Глюк, Моцарт, были рассчитаны на голосовые возможности именно кастратов.

Последний из сопранистов-кастратов, Алессандро Морески, умер в 1922 году. Его голос удалось сохранить в записи с концерта 1922 года в Риме.

В постановках барочных опер наших дней партии кастратов отдают меццо-сопрано и контратенорам.

 

Александра ШЕПЕЛЬ