Там, где ступали калиги. Римские легионеры на украинских территориях

На модерации Отложенный

 

Фото:

Могучее Римское государство заинтересовалось приморскими степями современной Украины на грани Старой и Новой эпохи. Интерес империи к этой территории усиливался, и наконец на территории нынешних Одесской, Херсонской, Николаевской областей и Крыма появились римские легионы.

На юге Украины с приходом легионеров возникли римские крепости, в поселениях появились бани, приморский ландшафт опоясывали каменные дороги.

Здесь происходили даже гладиаторские бои – не менее жестокие, чем в Колизее.

 

"Может победить кого угодно"

Вся мощь Римской империи держалась на легионах. "Легион, имея полное число своих когорт в тяжелом вооружении… будучи во всех отношениях цельным, не нуждаясь ни в какой военной помощи, – такой легион обычно может победить какую угодно толпу врагов", – писал римский военный теоретик Вегеций.

Легионеры были пешим войском, одетым в тяжелые доспехи. Каждый легион насчитывал четыре тысячи отборных граждан Рима. Воины служили в армии 25 лет. Сражались с помощью метательных копий – пилумов – и мечей – гладиусов. Прикрывались большими щитами – скутумы. Перед врагом стоял дисциплинированный строй закованных в железо воинов.

При необходимости легионерские ряды превращались в "черепаху", чтобы штурмовать крепости, или в стену щитов, чтобы обороняться. "Тяжеловооруженные отряды, использующие удлиненные, изогнутые цилиндрические щиты, выстраиваются снаружи, создавая прямоугольную фигуру, и, став лицом наружу и держа оружие наготове, они защищают остальных", – описывал такое оборонительное формирование римский историк Дион Кассий.

Причерноморье в орбите интересов Рима

Каллига римского легионера впервые ступила на берег Крыма в 45-46 годах после Рождества Иисуса Христа. Императором был Клавдий, сменивший на троне пресловутого Калигулу. Он жаждал расправы над василевсом Боспора Киммерийского – государства, объединявшего два берега современного Керченского пролива. В глазах Рима боспорские правители провинились тем, что пренебрегли формальным союзом с империей и поддержали главного врага – Митридата VI Евпатора.

Политика боспорского василевса Митридата VII была ориентирована на то, чтоб избавиться от бремени неравноправных отношений с римлянами. Он пытался хитрить. Чтобы римляне не догадались о его замысле, выслал к императору Клавдию своего младшего брата Котиса с проявлениями дружбы. А тот прибыл в Рим с собственными амбициями – он сам хотел стать василевсом Боспора. Брат изменил Митридату и передал императору инсайдерскую информацию. Тогда империя нанесла удар на опережение – флот атаковал боспорян на море, войско захватило крымские владения.

4.jpg

Римские легионеры начала II ст. Реконструкция клуба военно-исторической реконструкции «VEMI». Фото: Дмитрия Малея

Борьба с Митридатом VII продолжалась несколько лет. Чтобы победить, Риму пришлось заручиться поддержкой кочевников аорсов. Римский историк Тацит писал: «Итак, выстроившись в походном порядке, они выступают: с тыла находились аорсы, посредине – когорты и вооруженные римским оружием отряды боспорцев. Враг был опрокинут".

Митридат сдался. Победа была несомненной. В дальнейшем Боспорское государство оставалось верным союзником "Вечного города".

Помощь союзнику

01.jpg

Эпитафия Тиберия Плавтия Сильвана

После этого римские гарнизоны стали постоянными спутниками античных городов: Ольвии – в устье Южного Буга и Херсонеса – в пределах нынешнего Севастополя.

10 Hersones-Aurelius_Salvianus.jpg

Надгробие римского воина. Херсонес, II век

Активная жизнь продолжалась в Херсонесе в течение античного и средневекового периодов и угасла только в конце XIV века. В 1578-1579 годах Марцин Броневский, посол короля Стефана Батория, посетивший Крым и увидевший разрушенный город: "Достойные удивления его руины очень явно свидетельствуют, что это был когда-то пышный, богатый и славный город греков". Пышности того времени не сохранились. .

В отличие от строений Херсонеса, в итальянских Тибурах до сих пор стоит мавзолей легата Тиберия Плавтия Сильвана. На эпитафии среди многочисленных заслуг умершего упомянуто, как тот заставил скифского правителя снять осаду с Херсонеса, расположенного за Борисфеном.

Херсонес в I веке неоднократно становился полем боя. Приблизительно 62 года на полис напали скифы. Власти города отправили посольство к римскому наместнику с просьбой о помощи. Империя откликнулась с Крымского полуострова – легионы Тиберия Плавтия Сильвана освободили Херсонес от осады. Вскоре воины покинули Крым. Внешнеполитическая ситуация не позволяла Риму надолго задерживать армию в отдаленных регионах.

Pax Romana при Днестре

В начале II века присутствие легионеров в Северном Причерноморье усилилось. Границы Рима распространились далеко на север после дакийских войн императора Траяна и победы над варварами. Ближайшей к новым границам империи лежала Тира – город, основанный греками на берегу Днестровского лимана, возле современного Белгорода-Днестровского. Там расположились солдаты V Македонского легиона, участвовавшего в военных кампаниях в Иудее и Дакии.

 

В римское время фортификации Тиры существенно укрепили. Город использовался для стоянки императорского флота, там также действовал военный лазарет. У исследователей есть основания полагать, что Тира с окрестностями не только время от времени принимала в гости римских солдат и моряков, но и сама входила в состав провинции Нижняя Мезия.

Руины тогдашнего города сегодня можно увидеть по обе стороны входа в Белгород-Днестровскую крепость. В северо-западной части цитадели Тиры археологи раскопали здание с клеймами I итальянского легиона. Вероятно, это был арсенал римских солдат. Среди различных предметов военного быта там нашли "чеснок" – железные шипы, которые римляне использовали против вражеской конницы, а также игровые жетоны от игры в латрункули, популярной среди легионеров.

Счастливая с легионами

Тогда же римские легионеры перешли на постоянную гарнизонную службу в Ольвии – городе, построенном греками в дельте Буга. Его название переводят с древнегреческого как "Счастливая". Сначала в Ольвии появился отряд щитоносцев под командованием Тлимана. Император Траян отправил их в Буг, чтобы помогли в обороне города от варваров. Со второй половины II века здесь уже осел постоянный римский гарнизон. Контингент легионеров – вексиляция – состоял из ряда подразделений. Кроме воинов V Македонского легиона, на службе в Ольвии были солдаты I Итальянского легиона, сформированного одиозным императором Нероном, а также детище Юлия Цезаря и "любимый, верный" императору Клавдию XI легион.

21 Камянка-Козленко.png

Римское укрепление в Каменце – часть лимеса.

Реконструкция Романа Козленко

Ольвия под контролем римлян живо перестраивалась, в городе построили цитадель, которая доминировав над остальной территорией и была защищена мощными стенами, башнями и рвом. За пределами города был построен ряд небольших крепостей, контролировавших границы Ольвийского государства. В укреплениях могло базироваться от 400 до 1000 человек – это соответствовало количеству солдат в одной когорте.

"Счастливый город" платил земельный налог Риму, но в общем пользовался автономными правами. К привилегиям относилась возможность чеканить собственную монету.

По мнению украинского археолога Романа Козленко, возведенные в первые столетия новой эры вокруг Ольвии фортификации были частью лимеса. Лимесом называли систему укреплений, отгораживающую римскую территорию от варварского мира. Поэтому Ольвия могла входить в состав

Римские легионеры начала II ст. Реконструкция клуба военно-исторической реконструкции «VEMI». Фото Дениса Притулы

Римская империя и Таврика

Во II веке Херсонес тоже начал пользоваться правами автономии – элевтрии. Одним из последствий автономизации города стало усиление римского военного присутствия: свободу города необходимо было защищать.

Тогда же в Херсонесе появились подразделения I Итальянского и XI Клавдиевого легионов. Так же, как и в Тире и Ольвии, римский гарнизон был смешанным и объединял солдат не одного, а нескольких легионов. В середине II века в цитадели Херсонеса построили ряд домов для гарнизона – бани, казармы и другие здания. Здесь археологи нашли черепицу с клеймами смешанной вексиляции и XI легиона, которыми были перекрыты крыши построек, застежку римского плаща в форме свастики, монеты ІІ–ІІІ веков.

 

17.JPG

 

Руины древнего Херсонеса. Фото автора

Римские гарнизоны размещались не только в больших городах, но и в опорных пунктах, лежавших вдали. Границы Херсонеского государства защищали две крепости – на высоте Казачья на востоке Гераклейского полуострова и в окрестностях современной Балаклавы.

На мысе Ай-Тодор, крутой скалой выступающей над морем недалеко от Ялты, в первые века христианской эры также находилось римское укрепление – Харакс. Эта крепость служила для наблюдения за каботажным плаванием вдоль берегов Крыма, противодействовала пиратским нападениям и защищала жителей окрестностей. Вероятно, в то время, как и теперь, на мысе размещался маяк.

Гладиаторы Понта Эвксинского

Вместе с легионами Северного Причерноморья пришла и провинциальная римская культура. Хотя большинство населения продолжало сохранять прежние греческие традиции, Рим оказал определенное влияние.

Архитектурные новации проявлялись прежде всего в появлении римских бань, а также приёмах декорирования интерьера – таких, как мраморные плитки.

Во время пребывания римских войск в Крыму популяризировались гладиаторские игры. И хотя на полуострове не было аналогов Колизея – но проводили яркие соревнования. Для ожесточенных боев использовали переоборудованные здания греческих театров.

В 1841 году на месте существования античного Пантикапея была открыта гробница, стены которой содержат фрески с изображением гладиаторов: “фракийцы" и "ретиарии" тренируются и сражаются между собой.

Поединок "секутора" и "ретиария" с впечатляющей четкостью изображен на мраморном рельефе из Херсонеса. Его можно увидеть в экспозиции Одесского археологического музея.

Основное занятие – война

Военная служба римских легионов в Северном Причерноморье отнюдь не была безоблачной и в действительности им не приходилось скучать на сторожевых заставах. В конце концов, и само появление римских легионов на Юге Украины еще в I веке было связано с войнами.

Одной из известнейших военных акций римских легионов была оборона Ольвии от тавроскифов во время правления императора Антонина Пия, тестя и предшественника легендарного Марка Аврелия. Результаты раскопок подтверждают, что здесь было сражение – археологи обнаружили следы разрушений на поселениях ольвийского округа, датированные серединой II века. Сам город не пострадал. Очевидно, что защитить его помог именно римский гарнизон.

Одна из надписей, открывшихся археологами в Ольвии, свидетельствует, что горожане украсили храм Аполлона, радуясь "трофееносной победе над толпами супостатов, которую вся родина празднует жертвоприношениями".

В конце II столетия вспыхнула новая война. В Крым переселилась еще одна волна кочевников – сарматов. Впрочем, легионеры вместе с союзным боспорским войском смогли отстоять полуостров от нападавших. Самые масштабные бои разгорелись на этих землях в середине III века.

И именно они заставили римлян уйти из Причерноморья.

После убийства императора Александра Севера 235 года в Риме началась гражданская война. Внутренний конфликт ослабил оборону границ. И этим моментом решили воспользоваться варвары. Особую опасность для римлян того времени представляли германские племена. Историк Дексипп описывал: "Скифы, которых называют готами, большой массой переправились при Деции через реку Истр". В бою с готами в 251 году погиб сам император Деций. Воинственные народы расселились в Северном Причерноморье.

20.jpg

Римскиеі легионеры начала ІІ ст. Реконструкция клуба военно-исторической реконструкции «VEMI». Фото Дмитра Малея

Во время боев в огне сгорели оборонные пункты Боспора. Ольвия была полностью разрушена – археологи открыли следы двух мощных пожаров. Римские легионеры покинули Тиру, и туда заселились варвары. На территории города археологи обнаружили немало варварских фибул – застежек для плащей. Дома, вставшие на месте разрушенных римских, стали проще, их крыши укрывали уже не черепицей, а соломой или камышом.

Римский флот остался защищать только Херсонес. Эта локация оставалась важным форпостом поздней Римской империи, а затем и Византии.

Хотя присутствие римских легионов на южноукраинских землях было не слишком продолжительным, оно имело большое значение для политики и экономики Северного Причерноморья. Население античных государств, попавших в зависимость от империи, и местных независимых племен – скифов, сарматов, фракийцев, германцев – ощущало влияние Рима в разных областях жизни: от торговых отношений и союзнической помощи до политического доминирования и военных конфликтов.

Благодаря легионам история Рима прямо затронула территорию нынешней Украины. В то же время, именно народы, которые в древности заселяли современные украинские земли – сарматы, фракийцы, германцы, а позже и славяне – сами впоследствии стали угрозой для границ Римской, а затем и Византийской империи.

Артем Папакин, историк; опубликовано в издании Локальная история

империи.

12.jpg